Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Денисова Ю.А, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Управления ФНС России по г. Москве Платовой И.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 августа 2023 года по административному делу N 2а-768/2022 по административному иску ФИО1 к начальнику ИФНС России N 18 по г. Москве Анохину И.Н, начальнику ИФНС России N 26 по г. Москве Селезневу С.В, заместителю руководителя УФНС России по г. Москве Анисимовой Е.И, УФНС России по г. Москве о признании незаконным решения, обязании рассмотреть жалобу на решение налогового органа о постановке на учет налогоплательщика, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения ФИО1, представителя УФНС России по г. Москве Исаева А.Х, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения налогового органа от 08 июня 2022 г. N@, возложении обязанности рассмотреть жалобу надлежащим образом жалобу, обратить решение к немедленному исполнению.
Требования мотивированы тем, что из решений налогового органа административный истец узнал, что поставлен на учет в Едином государственном реестре налогоплательщика ИНН N от 04 октября 2016 г. в ИФНС N 18 на основании сведений, поступивших в порядке ст. 85 НК РФ, как зарегистрированный по адресу: "адрес". 25 мая 2022 г. административным истцом в ИФНС России N 18 по г. Москве подано заявление о предоставлении копии решения о постановке на учет налогоплательщика ФИО1 от 4 октября 2016 г, а также жалоба на решение с просьбой восстановить срок на обжалование решения налогового органа о постановке его на учет от 04 октября 2016 г. Заявление и жалоба ФИО1 направлены в ИФНС России N 26 по г. Москве. Решением заместителя руководителя УФНС по г. Москве Анисимовой Е.И. от 08 июня 2022 г. ФИО1 отказано в удовлетворении заявленных требований. Данный отказ считает незаконным.
Решением Чертановского районного суда г. Москвы от 26 октября 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 августа 2023 года, решение Чертановского районного суда г. Москвы от 26 октября 2022 года отменено с вынесением нового решения, которым признан незаконным ответ от 8 июня 2022 г.; на УФНС России по г. Москве возложена обязанность рассмотреть жалобу ФИО1 на решение ИФНС России N 18 по г. Москве от 4 октября 2016 г. о постановке ФИО1 на учет налогоплательщика в порядке главы 20 Налогового кодекса РФ.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 3 октября 2023 года, представитель Управления ФНС России по г. Москве просит об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции, указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
Приводит доводы о том, что обращение заявителя рассмотрено в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. Информация о постановке ФИО1 на учет изложена в оспариваемом ответе и установлена на основании сведений и документов, представленных в рамках статьи 85 Налогового кодекса РФ. Несогласие административного истца с содержанием ответа не свидетельствует о незаконности принятого решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений по настоящему делу судом апелляционной инстанции не допущено.
Из материалов дела следует, что ИФНС N 18 по г. Москве 4 октября 2016 года ФИО1 поставлен на учет в Едином государственном реестре налогоплательщика ИНН N в на основании сведений, поступивших в порядке ст. 85 НК РФ.
25 мая 2022 года административным истцом в ИФНС России N 18 по г. Москве подано заявление о предоставлении копии решения о постановке на учет налогоплательщика от 04 октября 2016 г, а также жалоба на решение налогового органа о постановке его на учет от 4 октября 2016 года с просьбой восстановить срок на обжалование.
27 мая 2022 года заявление и жалоба ФИО1 направлены в ИФНС России N 26 по г. Москве, откуда перенаправлены в УФНС России по г. Москве.
УФНС России по г. Москве обращение ФИО1 рассмотрено в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", дан ответ 8 июня 2022 года, в котором разъяснено, что в настоящее время согласно сведениям ЕГРН ФИО1 стоит на учете физического лица по месту жительства в ИФНС России N 26 по г. Москве с ИНН N.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 не доказано нарушение его прав, поскольку заявление от 25 мая 2022 года в установленном законом порядке по правилам Федерального закона N 59-ФЗ рассмотрено, ему дан ответ о праве налоговых органов осуществлять постановку на налоговый учет в порядке п.п. 3, 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в установленном порядке жалоба ФИО1 от 25 мая 2022 г. на решение от 4 октября 2016 г. о постановке ФИО1 на учет налогоплательщика по месту жительства не была рассмотрена, при этом суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ (в редакции закона на момент принятия решения ИФНС России N 18 по г. Москве от 4 октября 2016 года о постановке ФИО1 на налоговый учет) в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Обязанность налоговых органов на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках поставить налогоплательщика на учет предусмотрена п. 10 ст. 83 Налогового кодекса РФ.
Приказом ФНС России от 3 апреля 2017 года N ММВ-7-2/278@ утвержден перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении Федеральной налоговой службой государственного контроля (надзора).
Пунктом 36 раздела IV названного Перечня к числу актов налогового контроля включены Формы и форматы документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, порядок заполнения форм документов и порядок направления налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Данные формы утверждены Приказом ФНС России от 3 апреля 2017 года N ММВ-7-2/278@. "Об утверждении перечней правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении Федеральной налоговой службой государственного контроля (надзора)".
Согласно п.п. 3, 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ, органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы опеки и попечительства обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц (п. 3).
Органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года (п. 4).
Из приведенных законоположений следует, что действия налоговых органов по постановке налогоплательщика на учет в налоговом органе по месту жительства осуществляются в порядке налогового контроля.
В соответствии с п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ.
В п. 3 ст. 140 Налогового кодекса РФ указаны виды решений, которые вышестоящий налоговый орган может принять по итогам рассмотрения жалобы.
Установив, что ни одно из решений, предусмотренных ст. 140 Налогового кодекса РФ, налоговым органом по жалобе ФИО1, поданной в порядке ст. 137 Налогового кодекса РФ, принято не было, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответ на обращение ФИО1 не соответствует названным выше требованиям Налогового кодекса РФ.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, основанием к отмене по существу правильного судебного акта являться не могут.
Несогласие с выводами суда апелляционной инстанции не является правовым основанием для отмены обжалуемого акта.
В силу изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Управления ФНС России по г. Москве Платовой И.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.