Состояние сильного душевного волнения как обстоятельство, смягчающее ответственность, появилось в российском законодательстве с принятием Уголовного уложения 1903 года. С тех пор оно прочно утвердилось в нормах уголовного права.
Уголовный кодекс РФ 1996 года в ст. 107 предусматривает ответственность за совершение убийства в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. Диспозиция статьи 113 содержит такое деяние, как умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенное в состоянии аффекта.
Аффект вызывается преступным или аморальным поступком, поэтому поведение потерпевшего носит характер провокации, при которой в причинении ему вреда повинен частично он сам (вина делится на двоих). Следовательно, поводами возникновения аффекта могут быть:
1. Насилие - нанесение побоев, ранений, другие подобные действия, вызвавшие состояние сильного душевного волнения. Аффект может возникнуть и в результате психологического насилия. Например, угрозы применить физическое насилие. В любом случае насилие должно носить противоправный характер. Если же насильственные действия со стороны потерпевшего были правомерными, ст. 107 УК РФ не может быть применена.
2. Издевательство и тяжкое оскорбление. Тяжким оскорблением является особо грубое унижение чести и достоинства человека. Издевательство может выражаться также в насильственных или оскорбительных действиях, отягчающих особым цинизмом или продолжительностью.
3. Иные противоправные действия - кража, вымогательство, повреждение или уничтожение имущества, взятка, клевета, хулиганство, дерзкое самоуправство, шантаж, злоупотребление должностными полномочиями и другие действия, предусмотренные уголовным, административным, гражданским и семейным законодательством.
4. Бездействие как повод возникновения аффекта -уклонение от уплаты долга или алиментов на содержание детей и т.п.
5. Аморальное безнравственное поведение - супружеская измена, развратные действия с детьми и т.п.
Перечень поводов возникновения аффекта, названный в Уголовном кодексе, довольно широк, но он не охватывает всех возможных случаев. В качестве примера можно привести дело в отношении "Ж", пригласившего коллег на презентацию своих работ. При осмотре произведений "Б" наступил на случайно оказавшийся под ногами скользкий предмет и упал, свалив подставку с наиболее удачной гипсовой скульптурой, которая разбилась. Под влиянием аффекта, возникшего от повода, который не был ни противоправным, ни аморальным, "Ж" ударил "Б" по лицу и выбил тому глаз. В подобных случаях большое значение имеет творческий подход судьи к толкованию существа исследуемых по делу эпизодов.
Сильное душевное волнение не считается болезненным расстройством психики и не рассматривается как медицинский критерий невменяемости. Поэтому его называют физиологическим аффектом в отличие от патологического аффекта, когда в результате сильного переживания происходит полное отключение сознания, исключающее вменяемость. Физиологический аффект не лишает человека способности сознавать свои действия, но значительно сужает сознание, затрудняет самоконтроль совершаемых действий и критическую оценку принимаемых решений.
Физиологический аффект понимается как эмоциональная вспышка высокой степени, выводящая психику человека из обычного состояния, тормозит сознание, нарушает избирательный момент в мотивации поведения, затрудняет самоконтроль и критическую оценку своих поступков. При этом лицо признается менее общественно опасным.
Патологический аффект представляет собой временное расстройство психики, характеризующееся глубоким помрачением сознания, когда человек утрачивает способность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Это дает основания для признания лица невменяемым.
Ошибки судебной практики по данной категории дел связаны с тем, что следственные органы и суды не уделяют должного внимания оценке состояния виновного и не мотивируют свой вывод о наличии аффекта. Обычно суд самостоятельно оценивает душевное состояние по обстоятельствам дела. В то же время требования ст.ст. 195, 196, 283 УПК РФ и ч. 7 ст. 9 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" в кратком изложении можно сформулировать так: если в ходе производства по делу для установления каких-то обстоятельств возникла потребность в специальных знаниях, то должна назначаться экспертиза. В данном случае речь идет о назначении психологической либо (при наличии сомнений относительно вменяемости) комплексной психолого-психиатрической экспертизы.
Психология выделяет три вида аффекта (Психологический журнал. - Том 18. - N 2, 1997. С. 50-57):
1. Классический физиологический аффект - бурно протекающая эмоциональная реакция взрывного характера, сопровождающаяся резкими, но не психопатическими (как при патологическом аффекте) изменениями психической жизни. Он включает в себя три фазы:
1) подготовка - накопление негативных переживаний;
2) взрыв - неожиданное для субъекта возникновение бурной эмоциональной вспышки на фоне аффективного напряжения (т. н. "субъективная внезапность"), переживание ярости, гнева, обиды;
3) истощение - физическая расслабленность, астенические явления: жалость к жертве, раскаяние, амнезия (нарушение памяти) действий до и в ходе аффективного поведения.
2. Кумулятивный аффект - в основе лежит свойство центральной нервной системы медленно приходить в движение и медленно успокаиваться. Его первая фаза обычно растянута во времени от нескольких дней до нескольких месяцев и лет. Длительная психотравмирующая ситуация обусловливает накопление (кумуляцию) эмоционального напряжения, переполнение "чаши терпения" и аффективный взрыв по типу "последней капли". Другими словами, отрицательная эмоция как бы накапливается, концентрируется в связи с систематическим противоправным, аморальным поведением потерпевшего и в определенный момент может приобрести характер аффекта от незначительного отрицательного поведения потерпевшего и даже от воспоминания об оскорблении. Дальнейшее протекание аффективного поведения аналогично первому типу. Кумулятивный аффект считается более опасным во внешнем проявлении, так как в результате длительной психотравмирующей ситуации повышается криминогенный потенциал личности. Поэтому очень важно выяснить особенности самочувствия и настроения обвиняемого перед случившимся.
В 1880 году на процессе по делу Прасковьи Качки судьями и прокурорами аффектогенная ситуация была сужена до обстоятельств, непосредственно предшествующих преступлению. Адвокат Ф.Н.Плевако восклицает: "Неверно! Психотравмирующая ситуация может длиться неделями, месяцами и даже годами. Событие, на которое отреагировал аффективной вспышкой подсудимый, само по себе выглядит поводом ничтожным. Необходимо видеть, что оно лишь последняя капля, переполнившая чашу терпения и проследить, как и чем наполнялась эта чаша". Несмотря на данное предупреждение, психолог-эксперт в заключении от 14.08.1997 года по делу об убийстве "К" своей жены указал: "... аморальное поведение жены могло повлиять на психическое состояние "К", вызвать у него раздражение, недовольство ив какой-то мере провоцировать агрессию с его стороны. Однако к такому поведению жены он должен был привыкнуть и психическое состояние "К" в момент нанесения ударов жене не отличалось эмоциональной напряженностью, т.е. его нельзя назвать аффективным". К оценке такого заключения суд подошел формально, отказав в квалификации преступления по ст. 107 УК РФ, что повлекло за собой суровость наказания, превышающую общественную опасность подсудимого.
Для лиц, подверженных классическому физиологическому аффекту, свойственны: 1) неустойчивая самооценка; 2) неспособность к быстрому принятию решений в сложных ситуациях; 3) эгоцентрические установки; 4) сниженная саморегуляция; 5) повышенная ранимость; 6) недостаточная гибкость поведения. В то же время лица, более расположенные к кумулятивному аффекту, отличаются: 1) нерешительностью; 2) социальной робостью; 3) тревожной самооценкой; 4) ригидностью; 5) склонностью к "застреванию" на источниках конфликта; 6) компенсаторно высокий самоконтроль; 7) доминирование "отказных" реакций.
3. Аффект на фоне алкогольного опьянения. Речь идет о легкой степени опьянения, так как средняя и особенно тяжелая степень практически исключают аффект в силу расстройства психических процессов под влиянием алкоголя (здесь аффект и алкоголь несовместимы).
Факторы, облегчающие наступление аффекта:
1) опьянение изменяет субъективное восприятие и осмысление ситуации. Например, она может казаться как более агрессивная;
2) изменение регуляции поведения. Например, негибкость в выборе вариантов действия.
Таким образом, аффект - это нормальная, но чрезвычайно интенсивная, субъективно внезапная эмоциональная реакция личности на исключительные обстоятельства. Он возникает помимо волевого контроля и протекает от нескольких десятков секунд до нескольких минут. Основу аффекта составляет доминанта сильного возбуждения в головном мозге, который подчиняет себе другие нейродинамические процессы, еще более усиливаясь за счет них. Аффективное состояние существенно ограничивает свободу осознания и волеизъявления, так как поле восприятия ограничивается, а внимание концентрируется на предмете насилия. В состоянии аффекта ситуация переживается как безысходная и неразрешимая. Сам момент совершения преступления выступает в виде внезапного всплеска накопившегося эмоционального напряжения, неуправляемой аффективной разрядки.
Между тем аффект - одно из психических состояний, поэтому доказательства его переживания надо искать в тех явлениях, которые имеют внутренний характер. И.П.Павлов подчеркивал, что при аффекте происходит "бунт подкорки", в которой находятся центры инстинктов. Поэтому аффект как агрессивная эмоциональная вспышка захватывает все силы человека для преодоления неприятностей и обретения оптимального состояния путем эмоциональной разрядки. По "команде" подкорковых центров в кровь поступает значительное количество адреналина. Это обеспечивает прибавку в физической силе человека, который в момент переживания аффекта в состоянии сделать мощнейшее физическое усилие, невозможное в обычном состоянии. В судебной практике был случай, когда женщина задушила бывшего мужа. Он со своей новой любовницей поселился по соседству. Воровал из дома бывшей супруги то инструменты, то бревна. А однажды заявился с приятелями и глумливо сообщил: "Моя беременна. Теперь и колготками придется поделиться". Бывшая жена (а она воспитывала одна годовалого ребенка) выслушала его с окаменевшим лицом, подошла и придушила здорового мужчину. Силища проявилась нечеловеческая. Тут же уснула рядом со своей жертвой и потом ничего не помнила.
Торможение при аффекте коры головного мозга нарушает внимание. Оно приковывается лишь к тому, что вызвало аффект. Другие раздражители не воспринимаются. В силу раскрепощения подкорковых центров и резкого сужения сознания человек утрачивает контроль над своим поведением, которое становится импульсивным, хаотичным и не целенаправленным. Указанные выше сдвиги в функционировании психики находят свое закономерное проявление во внешних реакциях, что при расследовании дела может быть зафиксировано как признаки аффективного поведения.
1. Упрощенность поведения из-за утраты сложных моторных навыков, требующих контроля сознания. В результате появляется стереотипизация действий, стремительность движений, выкрикивание одних и тех же слов: например, "Убью! Убью!". Орудием преступления может стать любой предмет, оказавшийся в поле внимания или попавший под "горячую" руку. Например, "М" нанесла своему обидчику ранения наполненной пищей сковородкой, стоявшей на плите.
2. Слабая реакция на внешние воздействия, в том числе на свои ранения, вид крови, крики, стоны и т.п.
3. Виновные в момент совершения преступления не слушают слов других лиц и не замечают их действий.
4. Нарушение дыхания - учащенность, прерывистость, замедленность.
5. Вазомоторные реакции - покраснение, побледнение, сужение зрачков.
6. Несоответствие поведения основным жизненным установкам и ценностным ориентациям личности, появление черт непроизвольности, непосредственности, ситуативности.
7. Астеническое состояние после аффективного взрыва: расслабленность, сонливость, раскаяние, жалость к жертве, непринятие мер к сокрытию преступления.
8. У некоторых лиц после состояния аффекта начинается рвота.
Наличие в материалах дела большинства или части перечисленных признаков поведения обвиняемого указывает на аффективное поведение, что дает основания к назначению судебно-психологической экспертизы, а в отдельных случаях - мотивировать вывод о наличии физиологического аффекта без привлечения специалистов, особенно если обращение к их помощи сопряжено с серьезными затруднениями (например, в условиях суда, отдаленного от областного центра района).
В судебной практике встречаются дела, по которым аффект, а вслед за ним и преступления, возникают не сразу после столкновения с психотравмирующей ситуацией, а через некоторое время, когда о противоправном или аморальном поведении становится известно виновному или когда он осознает их значимость. Например, "Н" шла на свадьбу. Во дворе ее остановил пьяный сосед "В" и стал глумиться над ней, сорвал нарядное платье и несколько раз ударил по лицу. "Н" в слезах вернулась домой. Подойдя к зеркалу, она увидела окровавленное лицо и выбитые передние зубы. Это вызвало у нее, как признал суд, состояние аффекта, под влиянием которого она схватила попавшийся под руку кухонный нож, выбежала во двор и нанесла "В" смертельное ранение.
Аффект может возникнуть и от воспоминания насилия, оскорбления, обиды. Так, "К" страдал импотенцией, о чем знали сослуживцы. Во время ссоры "Д" в циничной форме напомнил "К" о его недостатке, публично унизил его личное достоинство. После этого "К" тяжело переживал случившееся, страдал от обиды, всю ночь не спал, а когда утром пришел на работу и увидел "Д", накопившееся психическое напряжение, как признал суд, привело к сильному душевному волнению, под влиянием которого он схватил лежавшие на рабочем столе ножницы и нанес ими "Д" тяжкое телесное повреждение.
Изложенное выше указывает на то, что при анализе материалов уголовных дел об убийстве или причинении вреда здоровью требуют тщательного исследования обстоятельства, влияющие на возникновение аффекта, состояние обвиняемого в период, предшествующий противоправному поведению и после него. Не исключаются ситуации, когда знания судьи в области психологии окажутся недостаточными для объективной оценки психического состояния обвиняемого в момент совершения преступления. В подобных случаях весьма полезными окажутся консультации специалистов-психологов.
Председатель Липецкого областного суда |
И.Марков |
Психолог управления Судебного департамента в |
И.Черевко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал из журнала судейского сообщества Липецкой области "Судебные известия" за январь 2005 г. N 1