Судебная реформа и реформа системы государственной службы в стране предъявляют новые требования к подбору кадров работников судов и судебных участков. Поэтому хочется поделиться с коллегами мнением, как видится проблема подбора кандидатов на должности работников аппарата судов (судебных участков) и ведения кадровой политики в отношении этой категории государственных служащих, с позиции председателя районного суда. Эта тема очень важна и объемна и заслуживает обсуждения как со стороны судей, так и со стороны работников судов и управления Судебного департамента. Нельзя в столь объемном вопросе сразу дать готовое предложение о том, как следует подбирать и готовить кадры работников судов и аппарата мировых судей, чтобы они качественно работали и их можно было бы через некоторое время рассматривать как резерв на замещение должностей судей. Поэтому предлагаемая Вашему вниманию статья формулирует только основные позиции этой проблемы, для ее последующего обсуждения.
Сегодня подбор, комплектование и обучение государственных служащих - работников аппарата федеральных судов и аппарата мировых судей требует упорядочения, централизованной организации с использованием научной методологии и с учетом требований Федерального закона РФ "О государственной гражданской службе" и других нормативных актов, регламентирующих прохождение государственной службы в органах судебной власти РФ.
Хотелось бы сегодня обозначить основные позиции, по которым, на мой взгляд, должно проводиться реформирование кадровой политики в судах общей юрисдикции в нашей области.
Для этого следует обозначить основные задачи кадровой политики.
Так, во-первых, кадры работников судов должны подбираться и комплектоваться в соответствии с требованиями Федерального закона РФ "О государственной гражданской службе" и других нормативных актов, регламентирующих прохождение государственной службы в органах судебной власти РФ. Эти требования предусматривают конкурсное замещение должностей госслужащих аппарата судов, выработку четких квалификационных требований по замещаемым должностям, систему профессиональной подготовки и повышения квалификации и проведение аттестаций.
Вторая задача заключается в необходимости создания таких условий, чтобы работники аппарата судов стремились повышать свой профессиональный уровень с тем, чтобы в перспективе их можно было рассматривать в качестве кандидатов на должности мировых и федеральных судей.
Третья задача заключается в обеспечении своевременного и качественного заполнения вакансий работников аппарата судов и по возможности - обеспечение ротации кадров.
Эти задачи работы по подбору и комплектованию кадров государственных служащих - работников аппарата федеральных судов и аппарата мировых судей, по моему мнению, могут быть решены в случае выполнения 7 следующих мероприятий кадровой политики:
1) Выработка единых критериев отбора кандидатов на замещение должностей государственных служащих в аппарате федеральных судов и аппарате мировых судей и ведение областного мониторинга кандидатов на замещение вакантных должностей.
2) Первичная подготовка кандидатов для работы на должностях государственных служащих в аппарате федеральных судов и аппарате мировых судей.
3) Выработка единых критериев уровня профессиональных навыков и знаний работников аппарата федеральных судов и аппарата мировых судей, ведение мониторинга действующих работников аппарата федеральных судов и аппарата мировых судей, проведение аттестации работников, замещающих должности государственных служащих, в ходе которых проверяются их практические навыки работы по занимаемой должности, уровень теоретических знаний в области права и навыки, необходимые для работы на вышестоящих должностях.
4) Разработка единой программы и методики обучения работников аппарата федеральных судов и аппарата мировых судей.
5) Создание учебно-методической структуры в системе управления Судебного департамента, занимающейся вопросами обучения, переподготовки и повышения квалификации работников аппарата федеральных судов и мировых судей (в перспективе судей и работников судебного департамента).
6) Осуществление замещения вакантных должностей государственных служащих в аппарате федеральных судов и аппарате мировых судей на конкурсной основе по результатам заседания кадровой комиссии, в состав которой должен входить председатель суда, в котором имеется вакансия с правом решающего голоса. Обязательное заключение контрактов с работниками аппарата судов (мировых судей), в которых оговаривались бы отдельные условия, касающиеся досрочного прекращения работы по инициативе работника, переводы, перемещения по результатам аттестации, проверки индивидуального уровня навыков и знаний, и иные условия, целью которых являлось бы индивидуальное стимулирование работника работать в судебной системе и повышать свои профессиональные навыки с учетом особенностей личности и профессиональной направленности.
7) Повышение роли кадровой службы Судебного департамента в проведении профессионального отбора лиц на замещение вакантных должностей государственных служащих в аппарате федеральных судов и аппарате мировых судей. Предоставление приоритета лицам, желающим работать мировыми судьями (судьями) в замещении должностей помощников судей и помощников председателей судов.
Некоторые из этих мероприятий попробую осветить несколько подробнее.
Так, было бы целесообразным, чтобы лицам, желающим занять должность в аппарате федеральных судов или аппарате мировых судей предоставлялась возможность прохождения месячного (двухмесячного) ознакомительного обучения по должностям, на занятие которых данное лицо претендует с двухнедельной стажировкой в районном суде (судебном участке) по месту своего жительства без зачисления в штат суда. При этом обучаемые лица могли бы изучать должностные обязанности работников аппарата суда, инструкцию по делопроизводству, знакомиться с системой деятельности суда или судебного участка. В этот же период времени может проводиться психологическое и индивидуальное изучение кандидата работниками кадровой и психологической службы управления Судебного департамента. По результатам прохождения обучения кадровая аттестационная комиссия принимает зачет и выдает удостоверение о прохождении первичного обучения, которое действительно в течение определенного периода времени (например, трех лет).
Обучение работников аппарата федеральных судов и аппарата мировых судей, повышение уровня их профессиональной подготовки должны быть максимально упорядочены и систематизированы. При этом должны проводиться как еженедельные занятия без отрыва от исполнения должностных обязанностей, а также для изучения общих для отдельных категорий работников различных судов тем занятий по профессиональной подготовке, обмена опытом работы и повышения уровня профессиональной квалификации целесообразно проведение краткосрочных занятий с работниками аппарата федеральных судов и мировых судей с отрывом их от выполнения должностных обязанностей (до 5 дней подряд).
Еженедельные занятия должны проводиться по единым темам для всех судов области. В суды должны быть централизованно направлены примерные конспекты проведения занятий по данным темам, что позволило бы судьям - руководителям занятий организовывать проведение занятий с большей продуктивностью и при меньшем отрыве от обязанностей по отправлению правосудия.
Полагаю, что назрела необходимость создания в системе управления Судебного департамента учебно-методической структуры, занимающейся вопросами обучения, переподготовки и повышения квалификации работников аппарата федеральных судов и мировых судей (в перспективе судей и работников судебного департамента), разработкой новых методик отправления правосудия и ведения делопроизводства в судах, способствующих повышению эффективности решения задач по отправлению правосудия, изучению с судьями и работниками судов нового законодательства, обобщения судебной практики и передового опыта работы судей и работников аппарата судов (аппарата мировых судей). Подобные учебно-методические структуры имеются почти во всех ведомствах, где работники имеют статус государственных служащих. Межрегиональные филиалы Российской Академии правосудия реально не могут решать задачи первичной подготовки всех судебных кадров в области, их текущего обучения без отрыва от выполнения должностных обязанностей, методического обеспечения судов отдельного региона. Поэтому создание подобной структуры, именуемой, к примеру, "Учебно-методический центр управления Судебного департамента в Липецкой области по подготовке судебных кадров и организации работы судов", может решить следующие задачи и проблемы судебной системы:
- организация подготовки кандидатов на должности работников аппарата судов (аппарата мировых судей), их изучение и профессиональный отбор, что позволит производить замещение вакантных должностей аппарата судов и судебных участков работниками, имеющими первичные навыки работы в судебной системе и прошедшими обучение на конкурсной основе;
- организация учебы работников аппарата судов (аппарата мировых судей), изучение их психологических и профессиональных качеств, отбор кандидатов на замещение должностей судей;
- профессиональная переподготовка работников аппарата судов (аппарата мировых судей) для замещения должностей помощников судей (председателей судов);
- разработка новых методик отправления правосудия и ведения делопроизводства в судах, способствующих повышению эффективности деятельности по отправлению правосудия, изучение с судьями и работниками судов нового законодательства, обобщение судебной практики и передового опыта работы судей и работников аппарата судов (аппарата мировых судей);
- освобождение судей и председателей судов от не связанных с непосредственным отправлением правосудия функций и задач. (Остаются только задачи по проведению текущих еженедельных занятий в судах по программам и планам разработанным специалистами Учебно-методического центра Управления);
- предоставление возможности судьям, пребывающим в отставке и не имеющим возможности (в силу возраста и иных обстоятельств замещать должности судей) заниматься преподавательской деятельностью, передавать свой опыт работникам судов и судьям, оставаясь в рядах судебной системы, не прекращая отставки.
Самый насущный вопрос, который может поступить при обсуждении этой темы - это какие финансовые затраты потребуются для реализации на практике высказанных мною предложений. Сразу оговорюсь, что основной объем предложений касается только организационных мероприятий, которые решаются без существенных материальных затрат. Вопрос о возможном создании в системе управления судебного департамента учебно-методической структуры действительно не может быть разрешен без серьезных организационно-штатных мероприятий в Судебном департаменте области и без получения определенного объема финансирования. Но сегодня в первую очередь требуется тщательная проработка этого предложения и его обоснование перед Судебным департаментом при ВС РФ. К созданию в субъектах Федерации подобных структур в системе правосудия мы рано или поздно придем. Но опыт показывает, что, несмотря на сложности организационного плана, там где впервые создается новая структура, которая может быть взята за основу на федеральном уровне, тот регион и может претендовать на выделение дополнительных финансовых средств в приоритетном перед другими регионами порядке. Примером может служить учебный центр УИН. В конце 1994 г. он был создан как структурное подразделение УИН. Через непродолжительное время он стал самостоятельным юридическим лицом. В настоящее время он имеет статус государственного образовательного учреждения, и уже несколько лет в области действует, созданный на его основе филиал высшего учебного заведения МЮ РФ, который решает вопросы подготовки кадров в том объеме, какой необходим для системы УИН и службы судебных приставов области.
Полагаю, что реализация на практике указанных предложений может существенно повысить эффективность профессионального отбора и подготовки работников аппарата судов и судебных участков, создать научно - обоснованную систему повышения профессионального уровня этих работников и методического обеспечения деятельности судов, что в конечном итоге будет способствовать решению задач по повышению авторитета судебной власти, эффективности отправления правосудия, обеспечению выполнения задач судебной реформы в РФ, выполнению законов о государственной службе в РФ работниками судов и судебных участков.
Председатель Добровского районного суда |
В.Шальнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал из журнала судейского сообщества Липецкой области "Судебные известия" за январь 2005 г. N 1