В массовом сознании профессиональная структура общества существует в форме должностей, предписывающих определенные социальные роли. Наиболее значимые профессии определенным образом декларируют себя. Например, политики - служение народу, врачи - служение человеку, юристы - служение закону, военные - служение Отчизне, ученые - служение науке и т.д. Однако зависимое положение специалиста в обществе не обеспечивает безусловное выполнение возлагаемых на него обязанностей. В результате провоцируются скрытые от общества и не свойственные данной профессии функции, разрушающие ее социальное назначение.
Остановимся более подробно на некоторых группах профессий, подверженных искажению социальных функций:
1. Традиционно закрытые от общественного контроля и потенциально опасные профессии - атомная энергетика, химическая, металлургическая и оборонная промышленность. Декларируют общечеловеческую мораль. Реально демонстрируют корпоративность, психологическую элитарность, вседозволенность управленцев.
2. Профессии, от которых зависит благополучие и психологический комфорт граждан - врачи, учителя, психологи и т.п. Декларируют гуманность. В реальной жизни - массовое проявление утраты черт милосердия и человеколюбия.
3. Профессии, выступающие посредниками между гражданами и властью - чиновники, депутаты, судьи. Декларируют "способность изменить страну". Реально доверие к государственной власти, особенно в области обеспечения личной безопасности граждан, правопорядка и социальных гарантий, колеблется в пределах 6-17%. Например, уровень полного доверия прокуратуре в 90-е годы прошлого века составлял 1-4% при 20-процентном условном доверии власти. Исследования ВЦИОМ показали, что 64% россиян относятся к милиционерам с опасением. Защитников в них видят не более 28% опрошенных, тогда как около 60% вообще не надеются на милицию и предпочитают не связываться с ней. 67% убеждены, что взяточничество в правоохранительных органах - сложившаяся система. К арестам "оборотней в погонах" серьезно отнеслись только 24%, а 48% посчитали их пропагандистским трюком перед выборами.
Не лучшим образом представлена в общественном мнении и судебная система. По данным Российского съезда судей 2000 года, около 100 судей ежегодно отрешаются от должности за проступки, несовместимые с их высоким званием. Проверка, проведенная Мосгорсудом в 2000 году, показала, что в некоторых районных судах судебные решения, противоречащие закону, достигают 70%. В результате укрепляется мнение, что "человек у нас вообще никаких прав не имеет", поэтому является пассивным объектом манипулирования. Понятие "судебная ошибка" пока ассоциируется с профессией судьи больше, чем понятие "правосудие".
Базовыми компонентами личности специалиста вообще и судьи в частности являются:
1. Специалист-функционер - включает в себя систему знаний, навыков, умений и профессиональных привычек, а также интегративные психические структуры, получившие развитие в ходе профессионализации специалиста как следствие регуляции его трудовой деятельности.
2. Общая и профессиональная культура, предполагающая образованность, интеллигентность, сформированные идеалы, ценностные ориентации и социальные установки, соотношение альтруизма и эгоизма, психолого-педагогическую компетентность (умение общаться, чувство меры в воздействии на окружающих, соблюдение этических норм и т.п.)
3. Личностно-интимная жизнь, состоящая из обеспечения семьи, воспитания детей, заботы о стариках, референтных отношений (друзья, знакомые), адюльтерных (любовных) связей, организации быта и досуга.
Все перечисленные выше компоненты должны быть в относительной гармонии. Однако в реальной жизни, как правило, один из них доминирует, а остальные обслуживают его, оберегая от дисгармонии. Например, при доминировании служебной функции возникает профессиональная деформация личности, прагматическая сущность которой заложена в афоризм "Если жизнь излишне деловая, функция слабеет половая". Если же преобладает личностно-интимный компонент, служба превращается в тяжелую повинность, выполняемую только по необходимости. Бессистемное и непрофилизированное самообразование порождает демагогов, бесплодных фантазеров, интеллектуальных импотентов. В гармоничном развитии специалиста должно быть единство нравственного, эстетического, умственного и физического воспитания.
Анализ научной литературы и результатов эмпирических исследований позволил выделить три вида негативных профессиональных установок:
1. Стремление к власти с целью использования других людей для нужд личной профессиональной карьеры. Чаще всего это проявляется в эксплуатации талантливого помощника или заместителя, обозначаемой понятием "замещение социального непризнания".
2. Превращение профессии в "кормушку", использование ее в качестве механизма психологического и экономического давления, получившего название "замещение недостаточного материального вознаграждения".
3. Компенсация комплексов собственной неполноценности специалиста - "теневое самоутверждение".
При добровольном уходе человека из профессии без видимых внешних факторов "отторжения" чаще всего превалируют три формы изменения профессионального самосознания.
1. "Психологический износ" - человек исчерпал себя в профессии, не достигнув прогнозируемой ступени должностной лестницы, хотя выбор профессии был адекватен. В результате уходит "опустошенным" с синдромом "психического выгорания".
2. "Переоценка ценностей" - осознание, что дело, которым занимался, "не его", поэтому давалось с трудом и не приносило удовлетворения. Здесь причина кроется в ошибке профессионального выбора и человек уходит из профессии, не исчерпав своих ресурсов, чтобы все начать "с нуля".
3. "Неудовлетворенная потребность в самореализации" - когда ресурсы и творческий потенциал личности шире данной профессии. Руководители всех уровней и кадровые аппараты, озабоченные уровнем компетентности специалистов, нередко упускают из виду проблему "избыточной компетентности", ведущей к дезадаптации на рабочем месте, сопровождающейся "социальным унынием". В условиях судебной системы чаще всего это относится к помощникам судей, секретарям судебных заседаний и другим работникам аппаратов судов, которые по уровню своей реальной профессиональной подготовленности "выросли" из занимаемых должностей, но продолжают исполнять предусмотренные ими обязанности только потому, что руководители не могут, а в отдельных случаях и не хотят обеспечить дальнейший их профессиональный рост.
В обыденном сознании понятия "специалист" и "профессионал" часто трактуются как синонимы, хотя по своему содержательному наполнению они далеко не равнозначны. Специалистом человек становится с получением диплома или в силу других обстоятельств, указывающих на уровень его квалификации, в то время как в профессионала он вырастает спустя годы (как правило, 10-12 лет), а иногда этого уровня не достигает вовсе.
По определению А.К.Марковой, профессионализм представляет собой определенный уровень психологического "вживания" человека в профессию, проявляющегося в удовлетворенности процессом работы, осознании общественной значимости труда, личной вовлеченности в профессию. Другими словами, это выражение качественной характеристики специалиста как субъекта деятельности, которая определяется мерой владения актуальным содержанием, средствами решения профессиональных задач и продуктивными способами ее осуществления.
Профессионализм опирается на образованность человека, но подтверждается и обновляется на протяжении всей его трудовой деятельности. В учебном заведении приобретаются только элементарные навыки и общие понятия профессионализма.
В структуре профессионализма выделяются две стороны:
1. Операциональная сторона - как сфера "технологического" обеспечения духовного наполнения профессиональной деятельности. Решающим моментом является осознание черт и признаков профессионала, целостное видение облика успешного работника.
2. Мотивационная сторона - включает в себя духовное наполнение профессиональной деятельности: увлеченность менталитетом профессии, мотивация достижений высокого уровня, стремление к саморазвитию в профессии.
Операциональная сторона наиболее существенна с точки зрения прогноза профпригодности, тогда как мотивация имеет значение для профессионального роста.
К основным характеристикам судьи-профессионала относятся:
1. Высокий интеллектуально-личностный уровень развития.
2. Высокая квалификация, определенный уровень мастерства решения профессиональных задач.
3. Творчество в нестандартных ситуациях, поиск оптимальных и эффективных решений.
4. Высокая продуктивность (эффективность) профессиональной деятельности как мера достижения не только производственных, но и социально-значимых целей, включая сохранение здоровья, саморазвитие как личности.
5. Общая устойчивость установок, автономная позиция, самодостаточность, стремление к независимости, умение настоять на своем.
6. Социально-позитивная установка, коммуникабельность, коллективизм, адаптированность в рабочей группе, ориентация на взаимодействие с другими, не конфликтность.
7. Целеустремленность, способность к саморазвитию, стремление к профессиональному росту.
8. Эмоционально-волевая устойчивость, высокий самоконтроль.
Полярным (противоположным) понятию "профессионализм" является профессиональный маргенализм, представляющий собой не простое отсутствие определенных профессиональных знаний, навыков и умений, а личностную позицию непричастности и ментальной непринадлежности к профессиональной морали и, наоборот, внутреннее отнесение себя к морали другой среды. Это люди, не адаптированные к осуществляемой деятельности, не сделавшие ее ценностью для себя. Иногда маргенал любит себя в профессии больше, чем профессию в себе, но чаще рассматривает ее как средство достижения внепрофессиональных личных целей, а не как способ гармоничного существования в деятельности.
Исторические корни профессионального маргенализма кроются в социальном гонении талантов, идеологии общинности, властном и чиновничьем произволе, злоупотреблении служебным положением, а социально-психологической базой выступают двойная мораль в общественном и индивидуальном сознании, подмена профессиональной ментальноеT обывательской, деидеологизация сознания некритичность мышления, ригидность (упругость, негибкость) профессиональных установок, дефицит профессионально-правового самосознания. Кредо профессионального маргенала - где родился, там и пригодился.
К основным поведенческим признакам профессионального маргенала относятся:
1. Демонстративная элитарность, профессиональный снобизм.
2. Имитация трудовой активности.
3. Закрытость.
4. Агрессивность.
5. Неосознанное искажение фактов и заведомая ложь.
6. Приукрашивание, преувеличение заслуг.
7. Цинизм - преуменьшение вреда собственных ошибок.
8. Профессиональная глобализация - нежелание вникать в частности.
Завершая краткий обзор сущностных характеристик профессионализма и его антиподов, представляется уместным подчеркнуть, что профессиональная деятельность человека всецело подчинена влиянию закона всеобщей оптимизации, согласно которому каждый параметр системы имеет оптимум, а избыток чего-то также вреден, как и его недостаток, поэтому к каждому предмету, процессу, явлению нужно подходить с позиции поиска золотой середины. Дело в том, что ресурс каждого человека ограничен, и если он сделал лучше что-то одно, меньше времени остается на другое. Например, у "сверхчистоплотных хозяек", "супердобросовестных мам" сфера быта вытесняет другие жизненно важные потребности.
Перебор и недобор, доведенный до абсурда - всегда плохо, равно как и каждое положительное качество человека в превосходной степени превращается в отрицательное: храбрость становится безрассудством, щедрость - мотовством, любовь - ревностью, доброта - покровительством злу. Переход от "да" к "нет" в природе всегда регулируем, а крайности, абсолютизация - всегда недальновидность, всегда проигрыш.
Согласно закону всеобщей оптимизации, нет ничего предельно хорошего и плохого, есть оптимум ("золотая середина"). Именно в этом контексте следует рассматривать проблему профессиональной деформации и "психического выгорания" судей.
В физике под деформацией понимается искажение тела в результате воздействия на него, что проявляется в изгибе, кручении, растяжении и сжатии. За пределами упругости материалы уже не восстанавливают своей первоначальной формы. На деформацию человека влияют как внешние, так и внутриличностные факторы, которые действуют взаимозависимо и взаимообусловленно, усложняя общую картину социодинамики.
Под профессиональной деформацией понимается изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения) в результате влияния выполняемой социальной роли. Это закономерный процесс, так как в его основе лежит принцип единства сознания и деятельности. Решения типовых задач не только совершенствует профессиональный опыт, но и формирует профессиональные привычки, определенный склад мышления. Отдельные черты будущей работы человек имеет еще до соприкосновения с профессией, которые могут осознаваться и вызывать чувство гордости, или не осознаваться и подавляться как нежелательные (например, доминантность, агрессивность, педантизм). Профессиональная деятельность рельефно высвечивает эти черты, и они становятся не просто оправданными, но и приемлемыми, в результате чего создается благоприятный фон, на котором разворачивается профессиональная деформация личности. Стремясь максимально реализовать сильные стороны своего психического склада в избранном деле, человек разрушает обыденные установки и стереотипы, преображается посредством замены их формирующейся профессиональной картины мира, включающей в себя как личностный рост, так и профессиональную деформацию, затрагивающую в первую очередь сферы отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом. Заметное влияние на личность оказывают профессии, имеющие отношение к работе с людьми (судьи, учителя, милиционеры, управленцы и др.)
По определению Н.В.Гришина, профессиональная деформация личности не всегда может носить отрицательный характер. Она совершенствует опыт, профессионализм, формирует добросовестное отношение к труду, дисциплинированность, благодаря чему профессиональная деятельность превращается в образ жизни и выступает как психотерапевтическое средство. Вместе с этим происходит деформация манер поведения, изменение внешнего облика (наложение печати жизни налицо), появляется формальное, крайне функциональное отношение к людям. Личностный опыт специалиста как профессиональное богатство становится барьером в восприятии нового, построении межличностного взаимодействия. Эти черты проявляются в непрофессиональной жизни, чем профессиональная деформация личности принципиально отличается от "психического выгорания". Для образности сравнения можно представить клоуна Ю.Гальцева, вернувшегося домой, но продолжающего вести себя так же, как на сцене.
Термин "психическое выгорание" предложил американский психиатр X.Дж.Фрейденберг для оценки состояния психики здоровых людей, интенсивно общающихся в эмоционально насыщенной среде при выполнении своих профессиональных обязанностей. В отличие от профессиональной деформации, дающей о себе знать в быту, "психическое выгорание" как состояние физического, эмоционального и умственного истощения проявляется в профессиональной деятельности и рассматривается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными отношениями. Например, судья не видит в подсудимом индивидуальность. Врач воспринимает пациента как медицинский случай: почки из 8-ой палаты, а инфаркт из 5-ой. Работа бухгалтера приводит к излишней сухости, педантизму, эмоциональной холодности в общении. Руководитель, постоянно отдающий приказы, подвержен опасности возникновения чувства превосходства и даже высокомерия, что снижает чувство юмора, закрывает путь к интеллектуальному развитию, обедняет эмоциональную сферу, ведет к излишнему формализму в деловом и межличностном взаимодействии.
Генезис синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями профессиональной деятельности. Его развитие носит стадиальный характер.
1. Предупреждающая фаза - чрезмерная трудовая активность, чувство незаменимости, подавление потребностей, не связанных с работой, ограничение социальных контактов, утомляемость, бессонница.
2. Снижение уровня собственного участия - приписывание вины за неудачи другим, негуманность поступков, отсутствие эмпатии (вчувствования в другого человека), циничность по отношению к труду, проявление халатности в работе, концентрация на собственных потребностях, акцент на материальное удовлетворение.
3. Эмоциональные реакции - депрессия, заниженная самооценка, переменчивость настроения, апатия, пессимизм, обвинительные реакции, отсутствие толерантности (терпимости), способности к компромиссу, подозрительность, конфронтация с окружающими, несдержанность, беспричинная раздражительность.
4. Фаза деструктивного поведения - снижение концентрации внимания, ригидность (негибкость) мышления, безынициативность, избегание неформальных контактов, отказ от хобби, ощущение скуки, одиночества.
5. Психосоматические реакции - головные боли, повышение артериального давления, неспособность релаксации (расслабления) в свободное время, бессонница, сексуальное расстройство, боли в позвоночнике, нарушения в системе пищеварения, зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.
6. Разочарование - негативная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни (экзистенциальный вакуум).
По меткому выражению Буриша, "тот, кто выгорает, когда-то должен загореться".
Основная цель предотвращения "психического выгорания" состоит в недопущении превращения человека в примитивного функционера, бездумного исполнителя законов, предписаний и инструкций.
Конкретные приемы профилактики профессиональной деформации и "психического выгорания" нами изложены в методическом пособии "Психофизиология безопасности труда в судебной системе", разосланном во все суды области. Здесь мы подчеркнем важность трех факторов, препятствующих развитию указанных выше синдромов:
1. Полноценность личности, заключающаяся в просоциальной мотивации, адекватной самооценке.
2. Наличие перспективного целеполагания, связанного с профессиональным ростом.
3. Разумная требовательность к личности и ее профессиональным обязанностям на иерархической служебной лестнице.
Психолог управления Судебного департамента |
И.Черевко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал из журнала судейского сообщества Липецкой области "Судебные известия" за март 2005 г. N 3