Постановление Арбитражного суда Липецкой области
от 2 июня 2004 г. N 64-2687/02-14
(извлечение)
Арбитражный суд в составе: председательствующего, судей, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, при участии истца - ОАО "Ц" в лице В.Т.Ф., юрисконсульта, доверенность от 26.12.2003 г., ответчиков: Администрации Тамбовской области в лице К.А.А., начальника отдела правовой и кадровой работы управления социальной защиты населения Тамбовской области, доверенность от 03.09.2003 г.; Финансового управления Тамбовской области в лице, консультанта управления по правовым вопросам, доверенность от 18.12.2003 г., Управления социальной защиты населения Тамбовской области в лице К.А.А., начальника отдела правовой и кадровой работы, доверенность от 03.03.2004 г., Мэрии г. Тамбова, представитель не явился, извещен надлежащим образом; Управления социальной защиты населения Мэрии г. Тамбова, представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Финансового управления Тамбовской области на решение от 08.04.2004 г. по делу N А64-2687/02-14 Арбитражного суда Липецкой области и установил:
ОАО "Т" (ныне "ОАО "Ц") обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации Тамбовской области, Финансовому управлению Тамбовской области, Мэрии г. Тамбова, Управлению социальной защиты населения Мэрии г. Тамбова, Управлению социальной защиты населения Тамбовской области о взыскании 55816 руб. 79 коп. убытков, связанных с предоставлением предусмотренных Законом РФ "О ветеранах", льгот в виде 50% скидки абонентской платы за пользование радио.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 30.10.02 г. требования истца удовлетворены за счет Управления социальной защиты населения Мэрии г. Тамбова.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 25.12.2002 г. решение отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.03.2003 г. данные судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 28.05.2003 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 29.07.2003 г. решение оставлено без изменения.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29.10.2003 г. вышеназванные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Липецкой области.
Решением от 08.04.04 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Финансовое управление Тамбовской области просит решение отменить, в иске отказать, полагая, что суд неправильно применил нормы материального права, а именно, ст. 10 Федерального Закона "О ветеранах", ст.ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, а также не учел ст. 1 Закона Тамбовской области "Об областном бюджете на 2002 год".
ОАО "Ц" с доводами жалобы не согласно, просит решение оставить без изменений.
Администрация Тамбовской области и Управление социальной защиты населения Тамбовской области считают, что решение следует отменить, в иске отказать, полагая, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Представитель ответчика - Управления социальной защиты Мэрии города Тамбова, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве указал, что требования апелляционной жалобы законны и обоснованны. Решение суда первой инстанции следует отменить, в иске отказать.
Представитель ответчика - Мэрии г. Тамбова, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся ответчиков (ст. 156 АПК РФ).
Изучив материалы дела, доводы жалобы и выслушав представителей сторон, апелляционная инстанция установила следующее.
Как видно из материалов дела, в 2001 году истец предоставлял абонентам-ветеранам, проживающим в Советском районе г. Тамбова, услуги проводного радиовещания. При оплате услуг указанным абонентам представлялись льготы, предусмотренные ФЗ "О ветеранах", в размере 50% скидки абонентской платы за пользование радиоточкой.
Согласно статье 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, в частности услуги за пользование радио, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок возмещения расходов утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлениями Администрации Тамбовской области от 20.03.01 г. N 221 "О порядке финансирования расходов по реализации ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 25.04.01 г. N 359 "О порядке предоставления льгот инвалидам и ветеранам, возмещения расходов организациям, предоставляющим льготы ветеранам и инвалидам в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что распорядителем средств на реализацию полномочий, делегированных Администрации Тамбовской области по льготам, установленным выше названными Федеральными законами в части возмещения расходов за предоставление услуг электросвязи, является Управление социальной защиты населения администрации области, которое заключает с органами социальной защиты населения администрации районов и городов, мэрии г. Тамбова контракты на финансирование мероприятий, предусмотренных законом Тамбовской области "Об областном бюджете на 2001 год". Средства из областного бюджета направляются в Управление социальной защиты населения администрации области, носят строго целевой характер и не могут быть направлены на другие цели без соответствующих решений администрации области.
Средства, выделяемые на реализацию ФЗ "О ветеранах" направляются Управлением защиты населения администрации области и органами социальной защиты населения администрации районов и городов, мэрии г. Тамбова на возмещение льгот путем оплаты на договорной основе организациям, осуществляющим предоставление данных льгот и услуг. Договоры заключаются между органами социальной защиты населения администрации районов и городов, мэрии г. Тамбова и организациями, предоставляющими льготы в пределах выделенных бюджетных средств за оказание услуги по представлению подтверждающих документов организациями, оказывающими эти услуги (пункты 13-14 того же Постановления).
Во исполнении Постановлений Администрации Тамбовской области между истцом и Управлением социальной защиты населения Тамбовской области - территориальным управлением мэрии г. Тамбова по Советскому району, был заключен договор N 59 от 30.05.01 г. о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением инвалидам и ветеранам льгот по абонентской плате за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
На основании пунктов 2.2.1 и 3.3 этого договора недополученные истцом доходы подлежат возмещению муниципальным органом в период с 01.05.01 по 31.12.01 г. в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Тамбовской области "Об областном бюджете на 2001 год".
Как следует из материалов дела, истцу в соответствии с его расчетами, которые не оспариваются сторонами и подтверждаются актами сверки взаимных расчетов, не были возмещены расходы в виде 50% скидки по оказанию услуг лицам, имеющим право на льготы по оплате за пользование радиоточкой, за период с октября-ноября 2001 г. на общую сумму 55816 руб. 79 коп.
Данные обстоятельства послужили поводом для предъявления настоящего иска.
Апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции в полном объеме исследовал все обстоятельства дела, дал правильную правовую оценку представленным доказательствам и обоснованно пришел к выводу о наличии у Тамбовской области, как субъекта Российской Федерации, обязательства возместить истцу понесенные им убытки в связи с предоставлением льгот ветеранам. Правомерно освободил других ответчиков от ответственности по данному делу.
В соответствии с п.п. "б" ст. 10 ФЗ "О ветеранах" (в редакции от 02.01.2000) расходы на льготную оплату услуг, в том числе и за пользование радио осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что из областного бюджета средства на финансирование возмещения расходов на реализацию льгот, установленных названным Законом, выделялись в недостаточном размере. Отсутствие в бюджете Тамбовской области необходимых денежных средств для предоставления льгот по оплате услуг за пользование радио не может являться основанием для возложения бремени финансирования понесенных затрат на вовлекаемую в механизм реализации таких льгот коммерческую организацию - ОАО "Ц".
Утвержденный постановлением администрации Тамбовской области от 20.03.2001 г. N 221 временный порядок финансирования расходов по реализации Федеральных законов от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно которому предоставление льгот осуществляется на основании заключенных договоров с предприятиями, предоставляющими услуги получателям льгот, не могут ограничивать либо изменять действие федерального закона. Правоотношения между предприятием, на которое возложена обязанность по предоставлению услуг получателям льгот и производящими выплаты уполномоченными государством органы, относятся к публичным правоотношениям. Следовательно, обязанность компенсировать расходы, связанные с предоставлением льгот, не может вытекать из договорных отношений, поскольку эта обязанность предусмотрена Федеральным законом "О ветеранах".
Поэтому, в соответствии со ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно взыскал убытки в сумме 55816 руб. 79 коп., причиненные ОАО "Ц".
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени которых выступают соответствующие финансовые органы.
Как видно из мотивировочной части решения, суд первой инстанции при принятии решения основывался на вышеназванной норме. Однако при изложении резолютивной части допустил описку и не указал, что взыскание убытков производятся за счет казны Тамбовской области в лице финансового управления. В связи с этим резолютивная часть решения подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд постановил:
Решение арбитражного суда Липецкой области от 08.04.2004 г. по делу N 64-2687/02-14 изменить.
Взыскать с казны Тамбовской области в лице Финансового управления Тамбовской области в пользу ОАО "Ц" 55816 руб. 79 коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате услуг за пользование радио.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Липецкой области от 2 июня 2004 г. N 64-2687/02-14
Текст постановления официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании