Решение Липецкого городского Совета депутатов
от 1 ноября 2005 г. N 144
"О городской целевой Программе
"Развитие образования в городе Липецке
(2006-2008 годы)"
Рассмотрев принятый в первом чтении проект городской целевой Программы "Развитие образования в городе Липецке (2006-2008 годы)", принимая во внимание решение постоянной комиссии по образованию, культуре, спорту, делам семьи и молодежи от 20.10.05 года, руководствуясь статьей 20 Устава города Липецка, Регламентом Липецкого городского Совета депутатов, городской Совет депутатов решил:
1. Принять городскую целевую Программу "Развитие образования в городе Липецке (2006-2008 годы)" (прилагается).
2. Установить прогнозный объем финансирования на 2006-2008 годы городской целевой Программы "Развитие образования в городе Липецке (2006-2008 годы)" за счет средств городского бюджета в сумме 185677 тысяч рублей.
3. Направить указанный нормативный правовой акт главе администрации города Липецка для подписания и официального опубликования.
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Липецкого городского Совета депутатов |
В.И.Синюц |
Программа
развития образования в городе Липецке
на 2006-2008 гг.
(утв. решением Липецкого городского Совета депутатов
от 1 ноября 2005 г. N 144)
Настоящая Программа вступает в силу с 1 января 2006 г.
См. областную программу "Развитие образования Липецкой области (2006-2008 годы)", утв. постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 15 декабря 2005 г. N 1073-пс
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Программа развития образования в городе Липецке на 2006-2008 годы |
Заказчик | Администрация города Липецка Ассамблея родительской общественности |
Основные разработчики Программы |
Администрация города Липецка |
Исполнитель | Департамент образования администрации города Липецка |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели |
Целью данной Программы как инструмента управления является создание условий для формирования открытой, саморазвивающейся образовательной системы. В основе муниципальной программы лежит идея создания новых моделей содержания образования, его управления и финансирования с учетом региональной специфики |
Сроки и этапы реализации Программы, подпрограмм, основных мероприятий |
2006-2008 годы |
Объем и источники финансирования |
Общий объем финансирования - 200193 тыс. руб., в том числе 2006 год - 70186 тыс. руб.; 2007 год - 61993 тыс. руб.; 2008 год - 68014 тыс. руб. Источники финансирования: средства городского бюджета - 185677 тыс. руб., в том числе: 2006 год - 64672 тыс. руб.; 2007 год - 57500 тыс. руб.; 2008 год - 63505 тыс. руб.; привлекаемые средства областного бюджета - 14516 тыс. руб., в том числе: 2006 г. - 5514 тыс. руб.; 2007 г. - 4493 тыс. руб.; 2008 г. - 4509 тыс. руб. Объем финансирования программы указан прогнозно и будет уточняться при формировании городского и областного бюджетов на очередной финансовый год. Программа будет финансироваться за счет средств регионального и муниципального бюджетов |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Формирование открытой, саморазвивающейся образовательной системы; максимальное удовлетворение образовательных потребностей личности и социума; обеспечение современного качества образования |
Система организации и контроля за исполнением Программы |
Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляется администрацией города Липецка, Советом депутатов города Липецка, Ассамблеей родительской общественности |
Введение
Программа развития образования в городе Липецке на 2006-2008 годы разработана в соответствии с Федеральным законом РФ "Об образовании", Национальной доктриной образования в РФ, Концепцией федеральной программы развития образования на 2006-2010 годы, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года и другими действующими нормативными правовыми актами. Необходимость разработки программы вызвана изменениями в российском образовании и актуальными потребностями муниципального развития. Программа является следующим этапом модернизации образования г. Липецка, продолжающим курс на построение развивающейся системы, обозначенный в программе развития образования города в 2003-2005 годах.
Анализ аналогичных муниципальных программ показывает, что муниципальная среда в одних случаях может выступать исключительно в роли социального потребителя, эксплуатирующего в процессе своего функционирования те или иные гуманитарные и материальные ценности; в других случаях - она сама производит тот или иной социально значимый продукт, активно его распространяет, преобразуя городскую среду. Культурная и социально-экономическая среда города Липецка, являясь социально активной и личностно ориентированной, требует сегодня более эффективного включения образовательной системы в общественное развитие. Приоритетность системы образования в этих условиях не вызывает сомнения и невозможна без консолидации с наукой, культурой, здравоохранением, хозяйствующими субъектами и другими социальными партнерами.
Общей целью городского образования является подготовка человека развитого, компетентного, способного социально и профессионально адаптироваться в быстро меняющемся мире и стремящегося творчески преобразовывать муниципальную среду в соответствии с социально значимыми ценностными ориентирами.
Целью данной программы как инструмента управления является создание условий для формирования открытой, саморазвивающейся образовательной системы. В основе муниципальной программы лежит идея создания новых моделей содержания образования, его управления и финансирования с учетом региональной специфики. Инновационный потенциал липецкого образования, опирающийся на традиции липецкого опыта, педагогические новации К.А.Москаленко и С.А.Шмакова, способен стать тем механизмом, который придаст системе большую гибкость, динамизм и обеспечит самостоятельность в зоне ее компетенции и ответственности.
Формирование саморазвивающейся образовательной системы требует выполнения необходимых и обязательных условий: признание органами муниципальной власти определяющей роли образования в развитии муниципальной среды; выделение целевых средств на реализацию программы; создание механизма сопровождения и координации программы; создание условий для инвестиций в образование; подключение средств массовой информации к освещению изменений, происходящих в образовании.
В результате реализации предлагаемой среднесрочной программы муниципальная образовательная система должна стать более открытой, подготовленной к саморазвитию, способной в существенно большей степени удовлетворять потребности личности и социума.
Принципиально новые задачи модернизации образования требуют гибкости структур управления и использования наиболее прогрессивной сегодня модели программно-целевого управления, построенной на критериально-ресурсном подходе. Критериально-ресурсный подход предполагает оценку ресурсов системы (образовательных, экономических, информационных, кадровых) и планирование на основе этой оценки их эффективного использования. В связи с этим структура программы представляет собой ряд взаимосвязанных разделов: "Управление образовательной системой", "Проектирование современного качества образования", "Модернизация экономических механизмов в образовании", "Информатизация муниципального образования", "Кадры муниципального образования". Также в программу включен раздел "Совершенствование учебной и материально-технической базы системы образования", в котором определены необходимые мероприятия, обеспечивающие функционирование отрасли.
В каждом разделе программы изложены проблемы муниципального образования, цели и задачи его дальнейшего развития, ожидаемые результаты.
Раздел 1. Управление образовательной системой
Многообразие управленческих функций (информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционнная) предопределяет ряд проблем, связанных с руководством протекающими в отрасли процессами:
- слабая ориентированность на темпы существующих в образовательной практике изменений, в т.ч. инновационных;
- низкая технологичность и наукоемкость муниципального управления образованием;
- внутриотраслевая замкнутость управления образованием, недостаточная интеграция с заинтересованными службами и организациями;
- отсутствие или недостаток служб сопровождения (психологических, диагностических, информационно-аналитических) в организационной структуре управления муниципальным образованием;
- недостаточный профессиональный уровень управленческих кадров.
Развитие образования предполагает планомерный перевод системы в новое качественное состояние через повышение эффективности управленческих решений путем их технологизации, которая обеспечивает прогрессивное развитие всей системы, перевод ее в эффективное состояние. Основные этапы технологизации: диагностика образовательных проблем; формулировка образовательных приоритетов; прогнозирование процессов в муниципальном образовании; программно-целевое управление образовательными процессами.
В настоящий момент назрела необходимость активного общественного участия в управлении образованием, что невозможно без построения целостной системы государственно-общественного управления образованием на муниципальном уровне, в том числе развития попечительского движения, участия попечителей в решении вопросов образовательной политики.
Таким образом, совершенствование управляемости системы образования в условиях роста организационно-финансовой самостоятельности образовательных учреждений и государственно-общественного управления образованием является основной целью модернизации управления.
К задачам модернизации управления образовательной системой можно отнести:
- снижение объемов директивного управления, усиление акцента на осуществлении функции координации;
- организация системы постоянного мониторинга развития образования;
- внедрение в систему управления образования информационно-технологической составляющей;
- повышение профессионального уровня управленческих кадров;
- разработка механизма выявления, экспертизы и поддержки общественно-педагогических инициатив;
- подготовка нормативно-методической базы деятельности попечительских советов, фондов попечителей и других форм общественно-государственного управления;
- дальнейшее реформирование организационной структуры муниципального управления образованием.
Ожидаемые результаты:
- формирование открытой, информационно и технологически оснащенной системы управления муниципальным образованием;
- создание системы общественно-государственного управления образованием.
Раздел 2. Проектирование современного качества образования
Одна из наиболее острых проблем образования заключается в несоответствии качества образования, обеспечиваемого школой, современным требованиям к нему, которые зафиксированы государственными образовательными стандартами и выражают потребности личности и общества.
В настоящий момент отсутствует такое определение качества образования, которое было бы общепризнанным и одновременно конструктивным с точки зрения применения. В сложившейся ситуации под качеством образования нами понимается сформированность у учащегося не только знаний, умений и навыков на определенном качественном уровне, но в первую очередь способности к непрерывному личностному развитию, адаптации в быстро меняющемся мире. Следовательно, проектирование современного качества образования в ситуации реализации среднесрочной программы есть не что иное, как создание условий, которые гарантировали бы адресность и дифференциацию образования, его преемственность и непрерывность.
Для обеспечения эффективности и целенаправленности процесса проектирования современного качества образования в муниципальной сети основная проблема должна быть конкретизирована и обозначена следующим образом:
- незавершенность процесса поиска и отработки критериев качества образования муниципального и школьного уровней обобщения;
- отсутствие городской службы мониторинговых исследований и, как следствие, невозможность непрерывного научно-прогностического слежения за состоянием и развитием системы, оперативного и точного реагирования на образовательный процесс и его результаты;
- неразвитость таких форм освоения образовательных программ, как семейное образование, самообразование, экстернат;
- несформированность нормативных и финансово-экономических условий для организации обучения школьников по индивидуальным программам и учебным планам;
- нарастание разрыва между требованиями к условиям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в развитии, детей с заболеваниями, не позволяющими посещать образовательные учреждения, и реальными возможностями ресурсного обеспечения муниципальной системы специального образования;
- низкая эффективность работы по обеспечению содержательной и организационной преемственности между уровнями и ступенями образования, особенно между дошкольными начальным общим образованием в условиях разорванности муниципальной образовательной сети;
- отсутствие интеграции общего и дополнительного образования;
- несформированность школьных и городской воспитательных систем;
- нацеленность большей части образовательных учреждений на работу в режиме функционирования, а не развития через освоение педагогических новшеств, в том числе экспериментальным путем;
- неотработанность механизмов устранения или сдерживания риска (в первую очередь для здоровья учащихся), проводимых в отрасли реформ;
- неготовность части кадрового корпуса, в том числе руководящего, к решению задач модернизации системы, др.
Комплекс планируемых мероприятий по обеспечению перехода к современному качеству образования направлен на реализацию основной цели: обеспечение соответствия качества предоставляемых образовательных услуг "актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства".
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
- переход на новые государственные образовательные стандарты и новый федеральный базисный учебный план;
- актуализацию инновационного потенциала муниципальной образовательной системы;
- осуществление независимой экспертизы качества образования на муниципальном уровне; создание городской службы мониторинговых исследований;
- организационную и научно-методическую поддержку мониторинговых исследований качества образования школьного уровня;
- обеспечение освоения учащимися образовательных программ в различных формах с учетом индивидуальных потребностей, возможностей развития и здоровья;
- осуществление содержательной и организационной преемственности между уровнями и ступенями образования, интеграции общего и дополнительного образования;
- формирование муниципальной и школьных воспитательных систем, др.
Во избежание возможного риска планируемых реформ программой предусматриваются механизмы их сдерживания (устранения), как-то: нормативная регламентация, поэтапность в осуществлении нововведений, деятельность различных координационных советов, др.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение качества общего и дополнительного образования, соответствующего государственным образовательным стандартам, запросам современного рынка труда, интересам личности;
- обеспечение объективной оценки качества образования на всех ступенях, адекватной и гласной характеристики деятельности образовательных учреждений на ее основе.
Раздел 3. Модернизация экономических механизмов в образовании
Необходимым условием для достижения современного качества образования является развитие экономики отрасли. Между тем в ее состоянии обозначился ряд проблем, требующих решения:
- несоответствие финансирования образовательных учреждений реальным потребностям функционирования и развития;
- несформированность системы перспективного анализа и планирования бюджетных расходов;
- отсутствие эффективного внутриведомственного контроля за расходованием средств;
- неразвитость источников внебюджетного финансирования;
- неготовность руководителей образовательных учреждений к ведению финансово-хозяйственной деятельности.
Сложившееся финансирование по сетевым показателям, обеспечивающее стабильность функционирования системы, в то же время ограничивает формирование конкурентоспособного рынка образовательных услуг. Регламентированное законодательством разграничение компетенции в области образования между государственными и муниципальными органами исполнительной власти предполагает формирование новых механизмов финансирования учреждений. Главной инновацией в экономике муниципального образования г. Липецка должно стать введение нормативов "подушевого" бюджетного финансирования учреждений различных типов и видов, предполагающее формирование бюджета не от достигнутого фактического уровня расходов, а от определения стоимости бюджетной услуги по заданным стандартам. Использование указанной методики является инструментом оптимизации бюджетных расходов, выделяемых на содержание системы образования, способом выравнивания условий получения образовательной услуги. Ее освоение гарантирует прозрачность распределения бюджетных средств, повышение качества образования.
Следовательно, целью продолжающейся модернизации отрасли является формирование эффективной экономики образования, рациональных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов. Ее достижение возможно через решение следующих задач:
- внедрение и сопровождение систем нормативного подушевого финансирования;
- реализацию прав образовательных учреждений на использование финансовых и материальных средств;
- отработку механизмов планирования и контроля за движением финансовых средств, критериальную оценку эффективности их использования;
- привлечение дополнительных источников финансирования за счет внедрения различных форм общественного управления школой;
- проведение систематической экономической и правовой учебы руководителей и хозяйственно-экономического персонала образовательных учреждений;
- разработку нормативного, правового и методического обеспечения внебюджетной деятельности образовательных учреждений.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение процессов развития отрасли за счет оптимизации системы распределения финансовых потоков;
- расширение перечня и улучшение качества платных образовательных услуг;
- увеличение доли внебюджетных средств в общем объеме финансирования отрасли.
Раздел 4. Совершенствование учебной
и материально-технической базы системы образования
Значительная часть существующих проблем в деятельности общеобразовательных учреждений связана с тем, что:
- здания многих школ были построены в 1950-1970 годы, следовательно, требуют капитального ремонта;
- обеспеченность школ учебным, технологическим оборудованием, спортивным инвентарем составляет 30% от реально необходимого для эффективной организации образовательного процесса;
- начавшийся процесс обеспечения школ средствами предупреждения чрезвычайных ситуаций остается незавершенным.
Необходимость решения указанных проблем ставит перед системой образования следующие цели:
- создание современных условий образовательной деятельности на основе модернизации учебной и материально-технической базы учреждений;
- формирование механизмов долгосрочного перспективного планирования мероприятий по совершенствованию учебной и материально-технической базы учреждений.
Данные цели могут быть реализованы при условии выполнения конкретных задач:
- разработка индикативных методик распределения финансовых и материальных ресурсов по различным направлениям хозяйственной деятельности образовательных учреждений;
- организация капитального ремонта, проведение комплекса мероприятий по сбережению водо- и энергоресурсов, оснащение образовательных учреждений средствами предупреждения чрезвычайных ситуаций;
- паспортизация материально-технической и учебной баз образовательных учреждений;
- совершенствование системы муниципального заказа на учебное, технологическое оборудование, повышение эффективности закупок оборудования, учебно-наглядных пособий, технических средств;
- обеспечение образовательных учреждений необходимым оборудованием и техническими средствами обучения.
Ожидаемые результаты:
- рост ресурсообеспеченности системы образования;
- соответствие основных фондов, оборудования, технических средств обучения лицензионным условиям и современным требованиям, обеспечивающим новое содержание образования;
- экономия материальных ресурсов, направленных на содержание зданий и образовательных учреждений;
- обеспечение условий безопасности и сохранения жизни и здоровья учащихся.
Раздел 5. Информатизация муниципального образования
Современные информационные технологии являются средством эффективного управления образованием, необходимым условием повышения качества и конкурентоспособности образовательной системы, инструментом целенаправленного формирования информационного пространства образования.
Широкое распространение информационных технологий в образовательном процессе и управлении им сдерживается:
- неподготовленностью педагогических кадров и управленческого персонала;
- непроработанностью механизмов взаимодействия структур управления образованием и образовательных учреждений в области информатизации;
- отсутствием системы технического обслуживания, квалифицированной и рациональной эксплуатации компьютерного оборудования;
- несоответствием имеющихся возможностей использования ресурсов глобальных информационных сетей современным требованиям;
- преимущественным применением в обучении и управлении образованием устаревших информационных технологий, основанных на бумажном документообороте.
Целью информатизации системы образования г. Липецка является создание и развитие единой образовательной информационной среды, совершенствование системы управления образованием.
Реализация цели информатизации системы образования предусматривает решение следующих задач:
- разработка систем хранения, обработки и передачи данных, целесообразных программных средств;
- формирование информационных связей, основных принципов обработки данных и принятия решений на различных уровнях взаимодействия администрации города, департамента образования, образовательных учреждений;
- совершенствование методики обучения компьютерным и сетевым технологиям, внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов;
- обеспечение образовательных учреждений компьютерной техникой, средствами доступа к глобальным информационным ресурсам, прикладными программными средствами;
- создание системы технического обслуживания компьютерного оборудования;
- подготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.
Ожидаемые результаты:
- открытие городского информационно-ресурсного центра образования, создание в образовательных учреждениях города информационных (информационно-аналитических, информационно-ресурсных) центров;
- создание городской информационной транспортной сети на основе сетевой коммуникации;
- завершение компьютеризации системы образования с доведением ее уровня до современных стандартов;
- формирование системы централизованных электронных баз по основным направлениям деятельности отрасли;
- повышение квалификации в области информационных технологий всех категорий работников образования.
Раздел 6. Кадры муниципального образования
Укрепление кадрового потенциала отрасли, повышение социального статуса педагогических работников - важнейшее направление модернизации образования. Основные проблемы кадрового обеспечения муниципальной системы образования связаны с:
- нехваткой учителей ряда специальностей (информатика, физическая культура, дефектология, ОБЖ);
- оттоком мужчин-педагогов и молодых специалистов из государственной системы образования вследствие низкой заработной платы, отсутствия жилья, падения престижа педагогической профессии, недостаточной социальной поддержки, т.п.;
- старением педагогических кадров (каждый седьмой педагог отрасли пенсионного и предпенсионного возраста);
- низкой эффективностью действующей системы переподготовки и повышения квалификации педагогов, ее несоответствием реальным потребностям отрасли, задачам развития муниципального образования.
Целью кадровой политики, осуществляемой в отрасли, является создание оптимальных условий для подготовки педагогических кадров, способных работать в развивающемся образовательном пространстве.
Среди приоритетных задач кадровой политики необходимо выделить:
- создание мониторинга кадрового обеспечения муниципальной образовательной системы;
- создание баз данных кадров по различным направлениям деятельности (предмет, профиль, резерв и т.д.) с целью использования человеческих ресурсов с максимальной эффективностью;
- разработку и реализацию модульных программ повышения профессионального мастерства;
- создание механизма многоканального материального и нематериального стимулирования педагогического труда;
- реализацию мер по социальной поддержке педагогов;
- формирование сервисных образовательных служб, соответствующих современным требованиям и запросам образовательных учреждений и системы;
- изменение содержания и форм подготовки педагогов.
Ключевые составляющие подготовки педагогических кадров:
- переобучение директорского корпуса учреждений образования в идеологии образовательного менеджмента;
- переподготовка педагогов для работы в профильной школе, в системе специального (коррекционного) образования;
- подготовка "технологов качества образования".
Ожидаемые результаты:
- обеспечение системы кадрами, способными работать в развивающемся образовательном пространстве.
Организационная схема реализации Программы
N п/п |
Содержание работы | Сроки реализации |
Организаторы работ |
Предполагаемая сумма финансирования (тыс. руб.) |
Ожидаемый результат |
||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |||||
гор. бюд. | гор. бюд. | гор. бюд. | |||||
I. Управление образовательной системой | |||||||
1. | Разработка нормативной базы, регламентирующей: - деятельность общественных фондов и попечительских советов; - использование средств надтарифного фонда; - нормативное финансирование образовательных учреждений; - порядок предоставления платных образовательных услуг |
2006 - 2007 | Департамент образования, образова- тельные учреждения |
Повышение заработной платы педагогических работников. Рационализация расходования бюджетных ресурсов. Устойчивый рост притока внебюджетных средств |
|||
2. | Приведение нормативных правовых актов образовательных учреждений в соответствие с законодательством |
2006 | Департамент образования, образова- тельные учреждения |
Обеспечение государственных гарантий прав граждан в сфере образования |
|||
3. | Формирование баз данных о состоянии образовательной системы |
2006 - 2007 | Департамент образования |
150 | 150 | Повышение эффективности управления образовательной системой |
|
4. | Разработка критериев и индикаторов оценки деятельности образовательных учреждений и муниципальной системы образования |
2006 | Департамент образования |
Обеспечение объективной оценки деятельности образовательных учреждений, муниципальной системы образования. Повышение эффективности управления качеством образования |
|||
5. | Обновление содержания, механизмов и процедур аттестации образовательных учреждений |
2006 - 2008 | Департамент образования, информацион- но-методи- ческий центр |
Обеспечение адекватной и гласной характеристики деятельности образовательных учреждений. Удовлетворение потребностей населения в качественных образовательных услугах |
|||
6. | Создание городской службы мониторинговых исследований |
2006 - 2008 | Департамент образования, информацион- но-методи- ческий центр |
Обеспечение объективной оценки развития муниципальной образовательной системы |
|||
7. | Организация фонда поддержки педагогических инноваций |
2006 - 2008 | Департамент образования |
300 | 300 | 300 | Актуализация инновационного потенциала системы |
8. | Освоение новых технологий управления руководителями образовательных учреждений |
2006 - 2008 | Департамент образования, образова- тельные учреждения |
Повышение качества и эффективности управленческих решений |
|||
9. | Формирование системы общественного соуправления муниципальным образованием: - придание статуса общественной организации Ассамблее родительской общественности; - отработка различных организационно-правовых форм попечительства в образовательных учреждениях |
2006 - 2007 | Совет депутатов г. Липецка, общественные организации, департамент образования |
Создание условий для участия общества в управлении образованием |
|||
10. | Совершенствование практики межведомственного взаимодействия с организациями, учреждениями, предприятиями в решении актуальных проблем образования |
2006 - 2008 | Департамент образования, администра- ция г. Липецка, Совет депутатов г. Липецка |
Создание единой среды, способствующей социализации личности |
|||
11. | Создание оптимальной модели взаимодействия со средствами массовой информации |
2006 - 2008 | Департамент образования, информацион- но-методи- ческий центр |
Создание условий для формирования открытой, информационно обеспеченной образовательной системы |
|||
12. | Реализация социальных проектов в сфере образования ("Современная школа - будущее страны" и др.) |
2006 - 2008 | Департамент образования, администра- ция г. Липецка, Совет депутатов г. Липецка |
500 | 500 | 500 | Создание условий для участия общества в управлении образованием |
II. Проектирование современного качества образования | |||||||
1. | Формирование информационного банка педагогических идей (новаций) |
2006 - 2007 | Департамент образования, информацион- но-методи- ческий центр |
Создание информационных, научно-методических условий для активизации инновационной деятельности образовательных учреждений и разработки программ развития учреждений |
|||
2. | Создание программ развития образовательных учреждений |
2006 - 2008 | Департамент образования, информацион- но-методи- ческий центр |
Обеспечение механизмов саморазвития образовательных учреждений |
|||
3. | Расширение сети экспериментальных педагогических площадок муниципального и школьного уровней |
2006 - 2008 | Департамент образования |
500 | 500 | 500 | Обеспечение условий для освоения педагогических инициатив (новаций), приоритетных для системы образования города |
4. | Создание координационного совета по реализации инновационных проектов на базе координационного совета по городским экспериментальным педагогическим площадкам |
2006 | Департамент образования |
Отработка механизмов внешней и внутренней экспертизы промежуточных и итоговых результатов экспериментальной деятельности |
|||
5. | Создание опорных учреждений в системе образования города |
2006 - 2008 | Департамент образования, информацион- но-методи- ский центр, образова- тельные учреждения |
Трансляция положительного опыта освоения инновации экспериментальным путем; организационная и научно-методическая помощь образовательным учреждениям в освоении педагогических новшеств |
|||
6. | Организация и проведение конкурса инновационных проектов: "Школа - территория здоровья"; "Воспитание в образовательном процессе" |
2007 - 2008 | Департамент образования, информацион- но-методи- ческий центр |
100 | 100 | Обеспечение мотивационных условий для организации экспериментальной и инновационной деятельности по приоритетным направлениям развития системы образования г. Липецка |
|
7. | Поэтапное введение нового Федерального базисного учебного плана, обеспечение соответствия вариативной части индивидуального учебного плана школьному компоненту государственных образовательных стандартов |
2006 - 2008 | Департамент образования, образова- тельные учреждения |
Обеспечение адресности и дифференциации образования |
|||
8. | Разработка рекомендаций по созданию школьного компонента государственных образовательных стандартов |
2006 - 2007 | Департамент образования, информацион- но-методи- ческий центр |
Обеспечение адресности и дифференциации образования |
|||
9. | Разработка моделей организации предпрофильной подготовки в 9-х, 11-х (непрофильных) классах |
2006 - 2007 | Департамент образования, информацион- но-методи- ческий центр |
Формирование у обучающихся осознанного выбора профиля обучения, направления обучения в учреждениях профессионального образования |
|||
10. | Создание при Координационном совете по реализации инновационных проектов экспертного совета, экспертных групп |
2007 - 2008 | Информацион- но-методи- ческий центр |
Проведение экспертизы программ элективных и других учебных курсов, реализующихся в системе и предпрофильной и профильной подготовки, а также экспертизы программ экспериментальной деятельности |
|||
11. | Создание Ресурсных центров для организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений, осуществляющих профильную подготовку |
2007 - 2008 | Департамент образования, информацион- но-методи- ческий центр |
Повышение качества профильной подготовки старшеклассников; обеспечение потребности обучающихся непрофильных классов в изучении ряда предметов на профильном уровне |
|||
12. | Создание муниципальной экзаменационной комиссии |
2007 - 2008 | Департамент образования, информацион- но-методи- ческий центр |
Разработка контрольно- измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации обучающихся в профильных классах и рекомендаций к проведению экзаменов по выбору в 9-х классах предпрофильной подготовки |
|||
13. | Создание (подбор) методик по определению готовности старшеклассников к выбору профиля обучения, профессиональному самоопределению личности |
2006 - 2007 | Департамент образования, информацион- но-методи- ческий центр |
100 | Повышение эффективности процедуры отбора обучающихся в профильные классы; отработка критериев определения эффективности предпрофильной и профильной подготовки |
||
14. | Разработка "Образовательной карты г. Липецка" (в электронном виде и на бумажных носителях) и "Путеводителей по учреждениям образования г. Липецка" |
2006 | Департамент образования |
Повышение эффективности управления образовательной системой |
|||
15. | Развитие альтернативных форм получения образования: экстернат, самообразование, семейное образование. Их методическое и психолого-педагогическое оснащение |
2006 - 2008 | Департамент образования, информацион- но-методи- ческий центр образова- тельные учреждения |
Обеспечение адресности и дифференциации образовательного процесса |
|||
16. | Создание образовательных программ, отражающих индивидуальную траекторию развития ребенка |
2006 - 2007 | Департамент образования, информацион- но-методи- ческий центр образова- тельные учреждения |
Обеспечение адресности и дифференциации образовательного процесса |
|||
17. | Оптимизация технологии проведения единого государственного экзамена |
2006 - 2008 | Департамент образования |
40 | 48 | 57 | Обеспечение объективной оценки качества образования |
18. | Оптимизация сети ОУ: - создание в 19 микрорайоне образовательного комплекса, реализующего программы дошкольного и всех ступеней общего образования; - апробация (в т.ч. в экспериментальном режиме) моделей школы полного дня (ОУ N 55, 59, НОУ "Диалог"); - создание многопрофильных общеобразовательных учреждений во всех округах города; - реорганизация учреждений дополнительного образования экологической и технической направленности |
2006 - 2008 | Департамент образования |
Формирование сети образовательных учреждений, способной удовлетворять образовательные потребности всех категорий обучающихся |
|||
19. | Совершенствование системы социально-педагогической поддержки одаренных детей |
2006 - 2008 | Департамент образования, информацион- но-методи- ческий центр |
Обеспечение адресности и дифференциации образовательного процесса. Удовлетворение потребностей обучающихся в образовании повышенного уровня. Повышение конкурентоспособ- ности образования, предоставляемого образовательными учреждениями г. Липецка |
|||
20. | Разработка межведомственной программы преемственности дошкольного и начального общего образования |
2007 | Департамент образования, департамент дошкольного образования (по согла- сованию) |
Обеспечение содержательной и организационной преемственности между уровнями образования |
|||
21. | Создание и поддержка учреждений и ассоциаций, ориентированных на интеграцию программ общего и профессионального образования (ассоциация "Университетский комплекс непрерывного общего и многоуровневого профессионального образования", ресурсные центры, др.) |
2006 - 2008 | Департамент образования, учреждения профессио- нального образования (по согла- сованию) |
Обеспечение условий для создания единого образовательного пространства города, содержательной и организационной преемственности между уровнями образования |
|||
22. | Проведение мониторинговых исследований качества образования на муниципальном уровне |
2006 - 2008 | Департамент образования, информацион- но-методи- ческий центр |
Осуществление независимой экспертизы качества образования на муниципальном уровне |
|||
23. | Создание концепции воспитательной системы г. Липецка |
2007 | Департамент образования, информацион- но-методи- ческий центр |
Формирование воспитательной системы г. Липецка |
|||
24. | Формирование школьных воспитательных систем |
2006 - 2008 | Департамент образования, информацион- но-методи- ческий центр образова- тельные учреждения |
Повышения уровня воспитанности и социализации обучающихся |
|||
25. | Расширение функций учреждений дополнительного образования в микрорайоне, апробация новых форм их методической и координационной деятельности |
2006 - 2008 | Департамент образования, информацион- но-методи- ческий центр |
Формирование единого образовательного пространства г. Липецка |
|||
26. | Интеграция дополнительного и общего образования на основе преемственности программ |
2006 - 2008 | Департамент образования, информацион- но-методи- ческий центр образова- тельные учреждения |
Формирование единого образовательного пространства г. Липецка |
|||
III. Модернизация экономических механизмов в образовании | |||||||
1. | Разработка и внедрение методик подушевого финансирования учреждений дополнительного образования |
2006 | Департамент образования |
Рационализация расходования бюджетных ресурсов |
|||
2. | Разработка и внедрение методик подушевого финансирования общеобразовательных учреждений |
2006 - 2008 | Департамент образования |
Рационализация расходования бюджетных ресурсов |
|||
3. | Поэтапный перевод образовательных учреждений на финансовую самостоятельность |
2006 - 2008 | Департамент образования |
350 | 350 | 350 | Рационализация расходования бюджетных ресурсов. Реализация прав образовательных учреждений на пользование финансовыми и материальными средствами |
4. | Структурно-функциональная реорганизация централизованной бухгалтерии |
2006 | Департамент образования |
Эффективное исполнение бюджета отрасли |
|||
5. | Создание в образовательных учреждениях попечительских советов |
2006 - 2008 | Департамент образования |
Увеличение объемов внебюджетных средств |
|||
IV. Укрепление учебно-материальной и материально-технической базы системы образования | |||||||
1. | Капитальное строительство ОУ | 2006 - 2008 | Департамент образования, департамент градострои- тельства |
Соответствие основных фондов лицензионным условиям |
|||
2. | Капитальный ремонт основных конструкционных элементов зданий |
2006 - 2008 | Департамент образования |
51410 | 46390 | 54666 | Соответствие основных фондов лицензионным условиям |
3. | Приобретение оборудования для специальных (коррекционных) учреждений (классов) |
2006 - 2008 | Департамент образования |
500 | 400 | 350 | Соответствие учебной базы специальных (коррекционных) школ современным требованиям, обеспечивающим новое содержание образования |
4. | Приобретение оборудования для учреждений дополнительного образования |
2006 - 2008 | Департамент образования |
940 | 1060 | 1180 | Соответствие оборудования образовательных учреждений лицензионным условиям и современным требованиям, обеспечивающим новое содержание дополнительного образования |
5. | Приобретение спортивного оборудования | Департамент образования |
Обеспечение условий безопасности и сохранения жизни и здоровья обучающихся |
||||
6. | Приобретение учебной, столовой, офисной мебели |
2006 - 2008 | Департамент образования |
800 | 800 | 800 | Соответствие оборудования образовательных учреждений лицензионным условиям и современным требованиям, обеспечивающим новое содержание образования |
7. | Приобретение торгово-технологического оборудования |
2006 - 2008 | Департамент образования |
952 | 1052 | 1052 | Улучшение качества питания детей |
8. | Приобретение транспорта | 2006 - 2008 | Департамент образования |
500 | 500 | 500 | Рост ресурсообеспечен- ности системы образования |
V. Информатизация муниципального образования | |||||||
1. | Создание информационно-ресурсного центра департамента образования г. Липецка |
2006 - 2008 | Департамент образования |
2000 | 500 | 500 | Накопление, анализ информационных ресурсов, необходимых для эффективного функционирования городской системы образования |
2. | Создание системы информационно-ресурсных центров (ИРЦ) образовательных учреждений г. Липецка |
2006 - 2008 | Департамент образования, образова- тельные учреждения |
2450 | 1960 | 490 | Внедрение готового программного обеспечения в учебный процесс, использование ИРДОУ информационных ресурсов, накопленных в ИРЦ департамента образования. Информационная и научно-методическая поддержка образовательного процесса |
3. | Создание информационной транспортной образовательной сети |
2006 - 2008 | Департамент образования |
1050 | 840 | 210 | Обеспечение доступа к информации образовательной системы города |
4. | Организация доступной электронной почты для участников образовательной системы г. Липецка |
2006 - 2008 | Департамент образования |
300 | Обеспечение процесса обмена информацией в образовательной системе |
||
5. | Организация устойчивого доступа образовательных учреждений города к информационным ресурсам |
2006 - 2008 | Департамент образования |
110 | 210 | 210 | Формирование открытой, информационно обеспеченной образовательной системы |
6. | Создание образовательного портала г. Липецка |
2006 - 2008 | Департамент образования |
80 | Организация информационного представительства образовательной системы г. Липецка в сети Интернет |
||
7. | Создание информационных узлов (сайтов) участников образовательной системы города |
2006 - 2008 | Департамент образования, образова- тельные учреждения |
40 | 40 | 40 | Создание информационного представительства участников образовательной системы г. Липецка в сети Интернет |
8. | Оснащение компьютерной техникой структур управления образованием г. Липецка |
2006 - 2008 | Департамент образования |
200 | 200 | 200 | Техническое обеспечение управления процессом информатизации образовательной системы |
9. | Оснащение компьютерной техникой образовательных учреждений г. Липецка |
2006 - 2008 | Департамент образования |
1500 | 1500 | 1500 | Техническое обеспечение процесса информатизации образовательной системы |
VI. Кадры муниципального образования | |||||||
1. | Создание информационного банка данных кадров работников образования |
2006 - 2007 | Департамент образования |
Повышение эффективности использования человеческих ресурсов |
|||
2. | Организация мониторинга кадрового обеспечения системы образования |
2006 - 2008 | Департамент образования, информацион- но-методи- ческий центр |
Повышение эффективности использования человеческих ресурсов |
|||
3. | Организация курсовой подготовки руководителей образовательных учреждений в области экономики и образовательного менеджмента |
2006 | Департамент образования, информацион- но-методи- ческий центр |
Обеспечение образовательной системы кадрами, способными работать в развивающемся образовательном пространстве |
|||
4. | Организация курсовой подготовки резерва руководящих кадров образовательных учреждений |
2006 - 2008 | Департамент образования, информацион- но-методи- ческий центр |
Обеспечение образовательной системы кадрами, способными работать в развивающемся образовательном пространстве |
|||
5. | Организация переподготовки по наиболее востребованным педагогическим специальностям |
2006 - 2008 | Департамент образования, информацион- но-методи- ческий центр |
Обеспечение образовательной системы кадрами, способными работать в развивающемся образовательном пространстве |
|||
6. | Организация курсовой подготовки педагогических кадров по использованию информационных технологий |
2006 - 2008 | Департамент образования, информацион- но-методи- ческий центр |
Подготовка специалистов, способных системно решать педагогические проблемы с помощью современных информационных технологий |
|||
7. | Организация курсовой подготовки для заместителей директоров МОУ по информатизации |
2006 - 2008 | Департамент образования, информацион- но-методи- ческий центр |
Подготовка специалистов, способных управлять процессом информатизации ОУ |
|||
8. | Совершенствование технологии проведения профессиональных конкурсов |
2006 - 2008 | Департамент образования, информацион- но-методи- ческий центр |
Повышение профессионального мастерства педагогических кадров, социальная поддержка педагогов |
|||
9. | Совершенствование процедуры аттестации педагогических кадров на I и II категории |
2006 - 2008 | Департамент образования, информацион- но-методи- ческий центр |
Повышение профессионального мастерства педагогических кадров |
|||
Итого: | 64672 | 57500 | 63505 |
Председатель департамента образования |
Шамаева |
Организационная схема реализации Программы
(предполагаемый объем финансирования
за счет средств областного бюджета)
N п/п |
Содержание работы | Сроки реализации |
Организаторы работ |
Предполагаемая сумма финансирования (тыс. руб.) |
Ожидаемый результат |
||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |||||
обл. бюд. | обл. бюд. | обл. бюд. | |||||
II. Проектирование современного качества образования | |||||||
1. | Оптимизация технологии проведения единого государственного экзамена |
2006 - 2008 | Департамент образования |
60 | 72 | 88 | Обеспечение объективной оценки качества образования |
IV. Укрепление учебно-материальной и материально-технической базы системы образования | |||||||
1. | Приобретение оборудования для учреждений дополнительного образования |
2006 - 2008 | Департамент образования |
610 | Соответствие оборудования образовательных учреждений лицензионным условиям и современным требованиям, обеспечивающим новое содержание дополнительного образования |
||
2. | Приобретение спортивного оборудования | Департамент образования |
500 | 500 | 500 | Обеспечение условий безопасности и сохранения жизни и здоровья обучающихся |
|
3. | Приобретение учебной, столовой, офисной мебели |
2006 - 2008 | Департамент образования |
2200 | 2200 | 2200 | Соответствие оборудования образовательных учреждений лицензионным условиям и современным требованиям, обеспечивающим новое содержание образования |
4. | Приобретение торгово-технологического оборудования |
2006 - 2008 | Департамент образования |
100 | Улучшение качества питания детей |
||
V. Информатизация муниципального образования | |||||||
1. | Оснащение компьютерной техникой образовательных учреждений г. Липецка |
2006 - 2008 | Департамент образования |
1500 | 1500 | 1500 | Техническое обеспечение процесса информатизации образовательной системы |
VI. Кадры муниципального образования | |||||||
1. | Организация курсовой подготовки руководителей образовательных учреждений в области экономики и образовательного менеджмента |
2006 | Департамент образования, информационно -методический центр |
173 | Обеспечение образовательной системы кадрами, способными работать в развивающемся образовательном пространстве |
||
2. | Организация курсовой подготовки резерва руководящих кадров образовательных учреждений |
2006 - 2008 | Департамент образования, информационно -методический центр |
44 | 44 | 44 | Обеспечение образовательной системы кадрами, способными работать в развивающемся образовательном пространстве |
3 | Организация переподготовки по наиболее востребованным педагогическим специальностям |
2006 - 2008 | Департамент образования, информационно -методический центр |
177 | 177 | 77 | Обеспечение образовательной системы кадрами, способными работать в развивающемся образовательном пространстве |
4. | Организация курсовой подготовки для заместителей директоров МОУ по информатизации |
2006 - 2008 | Департамент образования, информационно -методический центр |
150 | Подготовка специалистов, способных управлять процессом информатизации ОУ |
||
Итого: | 5514 | 4493 | 4509 |
Настоящая Программа вступает в силу с 01.01.2006 года.
Глава администрации г. Липецка |
М.В.Гулевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Липецкого городского Совета депутатов от 1 ноября 2005 г. N 144 "О городской целевой Программе "Развитие образования в городе Липецке (2006-2008 годы)"
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования
Программа, утвержденная настоящим решением, вступает в силу с 1 января 2006 г.
Текст решения опубликован в газете "Огни Липецка" от 30 ноября 2005 г. N 15
В настоящее решение внесены изменения следующими документами:
Решение Липецкого городского Совета депутатов от 23 октября 2007 г. N 676