Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., судей фио, фио, при помощнике Егоровой А.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истцов Правительства Москвы, Департамента городского имущества адрес по доверенности фио на решение Зюзинского районного суда адрес от 21 октября 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований 2-439/2022 по иску Правительства адрес, адрес Москвы к Лукееву Алексею Владимировичу о признании строения самовольной постройкой, возложении обязанностей сноса самовольной постройки, освобождении земельного участка, признании зарегистрированного права отсутствующим отказать в полном объеме,
УСТАНОВИЛА:
истцы Правительство адрес, Департамент городского имущества адрес обратились в суд с иском к ответчику Лукееву А.В. о признании строения самовольной постройкой, возложении обязанностей сноса самовольной постройки, освобождении земельного участка, признании зарегистрированного права отсутствующим.
В обоснование завяленных требований истцы ссылались на то, что Госинспекцией по недвижимости адрес в ходе проведения обследования земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012000:66 площадью 116, 5550 га, расположенного по адресу: адрес, Южное Бутово, адрес, жилой комплекс "Г", выявлен объект недвижимости, обладающий признаками самовольного строительства и размещенный без разрешительной документации. адрес предоставлен ЖСК "Альфа" по договору аренды от 20.01.1994 N М-06-000378 для строительства коттеджных домов, объектов культурно-бытового назначения, мест приложения интеллектуального труда, внутриплощадочной инженерной инфраструктуры и последующей эксплуатации сроком до 20.01.2043 года. Актом Госинспекции по недвижимости о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта от 28.04.2021 N 9065928 установлено, что на земельном участке строится жилой дом. Указанный дом поставлен на кадастровый учет за номером 77:06:0012010:6894 и оформлен в собственность Лукеева А.В. (запись в ЕГРН от 01.10.2020 N 77:06:0012010:6894-77/2020-1). Учитывая, что разрешительная документация на строительство не оформлялась, здание обладает признаками самовольной постройки. Ввиду наличия признаков самовольного строительства, здание с кадастровым номером 77:06:0012010:6894 площадью 494, 3 кв.м, расположенное по адресу: адрес, жилой комплекс "Г", квартал 73А-2, уч. 14, в установленном порядке включено в приложение N 2 к Постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти адрес при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" под номером 4114. адрес по адресу: адрес, адрес, жилой комплекс "Г", находится в собственности субъекта РФ - адрес. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим её лицом, либо за его счет.
Истцы просили признать здание с кадастровым номером 77:06:0012010:6894 площадью 494, 3 кв. м, расположенное по адресу: адрес, жилой комплекс "Г", квартал 73А-2, уч. 14, самовольной постройкой; обязать Лукеева А.В. в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда снести здание с кадастровым номером 77:06:0012010:6894 площадью 494, 3 кв.м, расположенное по адресу: адрес, жилой комплекс "Г", квартал 73А-2, уч. 14, предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ право Правительству Москвы в лице Госинспекции по недвижимости адрес осуществить мероприятия по сносу самовольной постройки, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с дальнейшим возложением на Лукеева А.В. расходов; признать право собственности Лукеева А.В. на здание с кадастровым номером 77:06:0012010:6894 площадью 494, 3 кв.м, расположенное по адресу: адрес, жилой комплекс "Г", квартал 73А-2, уч. 14 отсутствующим; обязать Лукеева А.В. в месячный срок освободить земельный участок по адресу: адрес, адрес, жилой комплекс "Г", от здания с кадастровым номером 77:06:0012010:6894 площадью 494, 3 кв.м, предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ право Правительству Москвы в лице Госинспекции по недвижимости адрес осуществить мероприятия по сносу объекта с дальнейшим возложением на Лукеева А.В. расходов.
Представитель ДГИ адрес фио в судебное заседание явилась, настаивала на удовлетворении исковых требований.
Ответчик фио в суд не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен.
Представители ответчика Лукеева А.В. - фио, фио, фио в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения исковых требований по доводам, указанным в возражениях.
Представитель третьего лица ЖСК "Альфа" фио в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в пояснениях.
Представитель третьего лица Управления Росреестра адрес в суд не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен.
Представитель третьего лица Комитета государственного строительного надзора адрес в суд не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен.
Представитель третьего лица Госинспекции по недвижимости адрес в суд не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен.
Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело при данной явке.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель истцов Правительства Москвы, Департамента городского имущества адрес по доверенности фио по доводам апелляционной жалобы.
Представитель истцов Правительства Москвы, Департамента городского имущества адрес по доверенности фио в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик фио в заседание судебной коллегии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Лукеева А.В. по доверенности фио, фио в заседание судебной коллегии явились, возражали по доводам апелляционной жалобы. Представитель ответчика по доверенности фио представил письменные возражения на апелляционную жалобу.
Представитель третьего лица ЖСК "Альфа" по доверенности и ордеру адвокат фио в заседание судебной коллегии явился, возражал по доводам апелляционной жалобы, представил письменные пояснения на апелляционную жалобу.
Третьи лица Управление Росреестра адрес, Комитет государственного строительного надзора адрес, Госинспекция по недвижимости адрес в заседание судебной коллегии своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Учитывая, что предусмотренные законом меры по извещению ответчика и третьих лиц о рассмотрении дела выполнены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истцов Правительства Москвы и Департамента городского имущества адрес по доверенности фио, представителей ответчика Лукеева А.В. по доверенности фио, фио, представителя третьего лица ЖСК "Альфа" по доверенности и ордеру адвоката фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
Пунктом 2 ст. 264 ГК РФ предусмотрено, что лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования земельным участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
На основании ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права.
Согласно ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу ст. 62 ЗК РФ, лицо, виновное в нарушении прав собственника земельного участка, на основании решения суда может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, а именно - сносу незаконно возведенных строений, сооружений, устранению других земельных нарушений.
Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти адрес при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (вместе с "Перечнем объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости", "Перечнем земельных участков, находящихся в собственности адрес, и земельных участков, находящихся на территории адрес, государственная собственность на которые не разграничена, на которых размещено имущество (конструкции, строительные материалы и прочее), не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции) на указанных земельных участках") утвержден перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных для целей строительства и при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности, и сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.
В силу ст. 72 ЗК РФ и подпункта 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления или уполномоченные ими органы осуществляют муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель.
Согласно п. 3 ст. 72 ЗК РФ, органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные настоящей статьей, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 8 п. 1 ст. 3 Закона адрес от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в адрес" и п. 7 ст. 13 Закона адрес от 20.12.2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" установлено, что к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в адрес, в том числе относится осуществление контроля за использованием и охраной земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами.
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 года N 184-ПП "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес" предусмотрено, что государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости адрес (далее - Госинспекция) является функциональным органом исполнительной власти адрес, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории адрес и за ее пределами, а также муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории адрес.
На основании п. 4.4.1, п. 4.4.5 Положения, Госинспекция осуществляет муниципальный земельный контроль за соблюдением, в том числе, требований по предотвращению захламления земельных участков, а также требований по использованию земель, установленных законами адрес, правовыми актами адрес, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, инвестиционными контрактами, утвержденной проектной и иной документацией.
Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 года N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества адрес" установлено, что Департамент городского имущества адрес является функциональным органом исполнительной власти адрес, осуществляющим в том числе функции по использованию, охране и учету земель на территории адрес.
В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении вопроса о сносе самовольной постройки или ее сохранении необходимо установить, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан; на требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку; в то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ЖСК "Альфа" создан решением учредительного собрания Кооператива 18 октября 1990 г. и зарегистрирован 16 января 1991 года Исполкомом Советского районного Совета народных депутатов адрес, свидетельство о государственной регистрации N 37/1 для создания, совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества.
В соответствии с договором аренды земель в адрес N М-06-000378 от 20.01.1994 года, ЖСК "Альфа" предоставлен в пользование на условиях аренды сроком на 49 лет земельный участок по адресу: адрес, Южное Бутово, жилой комплекс "Г", адрес.
28 декабря 2015 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве внесла в Единый государственный реестр прав сведения о государственной регистрации Договора о предоставлении участка в пользование на условиях аренды (договора аренды земли) N М-06- 000378 от 20 января 1994 года с дополнительными соглашениями от 12.02.1996 г, 38.11.1996 г, 19.03.1998 г, 02.10.1998 г, 20.05.1999 г, 27.10.1999 г, 26.10.2000 г, 03.04.2001 г, 17.11.2004 г, 11.11.2005 г, 06.04.2006 г, 22.06.2006 г, 30.06.2006 г, 01.12.2006 г, 26.03.2007 г, 28.03.2007 г, 31.05.2007 г, 27.09.2007 г, 04.12.2007 г, 25.05.2009 г. на земельный участок с кадастровым номером 77:06:0012000:66, площадью 116, 5550 га, расположенный по адресу: Южное Бутово, жилой комплекс "Г" (адрес), адрес, о чем произведена запись регистрации за N 77-77/022-77/022/051/2015-158/2.
В соответствии с п. 1.2. Договора аренды, участок предоставлен для строительства коттеджных домов, объектов культурно-бытового назначения, мест приложений интеллектуального труда, внутриплощадочной инженерной инфраструктуры и последующей эксплуатации.
Постановлениями Правительства Москвы N 28 от 19 января 1993 г. "О концепции социально-экономического и градостроительного развития адрес в условиях рыночной экономики" и N 344 от 13 апреля 1993 г. "О предоставление в пользование земельного участка на резервной адрес, жилой комплекс "Г" (адрес), ЖСК "Альфа" функции заказчика по проектированию и строительству жилого комплекса адрес возложены на ЖСК "Альфа".
05.06.2019 г. между ЖСК "Альфа" и Лукеевым А.В. заключен договор застройщика 2187/02/73а-2/14, предметом которого являлось выделение застройщику закрепление за ним в установленном в ЖСК "Альфа" порядке участка N14 в квартале 73а-2 жилого комплекса "Г", адрес в адрес, определение порядка строительства и эксплуатации домовладения, определение порядка использования указанного Участка.
адрес предоставлен для строительства индивидуального жилого дома, что соответствует целевому назначению участка, установленному Договором, виду разрешенного использования земельного участка, указанному в Генплане, ПЗЗ и ЕГРН.
10.06.2019г. между ЖСК "Альфа" и Лукеевым А.В. был заключен договор технического надзора N 73А-2/14.
15.05.2020г. между ЖСК "Альфа" и Лукеевым А.В. подписан договор субаренды земельного участка N 61227.
Как указывали истцы, Госинспекцией по недвижимости адрес в ходе проведения обследования земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012000:66 площадью 116, 5550 га, расположенного по адресу: адрес, Южное Бутово, адрес, жилой комплекс "Г", выявлен объект недвижимости, обладающий признаками самовольного строительства и размещенный без разрешительной документации.
Актом Госинспекции по недвижимости о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта от 28.04.2021 N 9065928 установлено, что на земельном участке строится жилой дом. Указанный дом поставлен на кадастровый учет за номером 77:06:0012010:6894 и оформлен в собственность Лукеева А.В. (запись в ЕГРН от 01.10.2020 N 77:06:0012010:6894-77/2020-1).
Ввиду наличия признаков самовольного строительства здание с кадастровым номером 77:06:0012010:6894 площадью 494, 3 кв.м, расположенное по адресу: адрес, жилой комплекс "Г", квартал 73А-2, уч. 14, в установленном порядке включено в приложение N 2 к Постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти адрес при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" под номером 4114. адрес по адресу: адрес, адрес, жилой комплекс "Г", находится в собственности субъекта РФ - адрес.
Определением Зюзинского районного суда адрес от 12.04.2022 года по делу назначена судебная строительно-техническая оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО "ЛЭС ЭКСПЕРТ".
Согласно заключению эксперта по гражданскому делу N 2-439/2022, подготовленному ООО "ЛЭС ЭКСПЕРТ", в результате проведенного обследования, исследования и анализа полученных данных эксперт приходит к выводу, что здание с кадастровым номером 77:06:0012010:6894, расположенное по адресу: адрес, жилой комплекс "Г", квартал 73А-2, уч. 14, является объектом капитального строительства. В результате визуально-инструментального обследования здания по адресу: адрес, жилой комплекс "Г", квартал 73А-2, уч. 14, не обнаружены нарушения, допущенные при осуществлении работ по монтажу и устройству несущих и ограждающих конструкций, не установлено нарушений в части размещения. Здание соответствует требуемым строительным нормам и правилам, предъявляемым к данного рода объектам. Сохранение объекта (здания) в состоянии на момент обследования с технической точки зрения не создает угрозу жизни и здоровья граждан.
Эксперт фио в судебном заседании 21.10.2022 выводы судебной экспертизы подтвердил.
Суд не установилоснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы, поскольку указанное доказательство отвечает требованиям относимости, допустимости и достоверности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, а в совокупности с иными исследованными в судебном заседании доказательствами является достоверным, заключение является ясным и понятным, соответствующим требованиям, предъявляемым к данным документам, эксперт имеет соответствующее образование, достаточный стаж работы, был предупрежден судом по ст. 307 УК РФ.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь ст. ст. 222, 264, 304 ГК РФ, ст. ст. 29, 62, 72 ЗК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом адрес от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в адрес", п. 7 ст. 13 Закона адрес от 20.12.2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 года N 184-ПП "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес", Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", Обзором судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014 года, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Правительства адрес, Департамента городского имущества адрес к Лукееву А.В. о признании строений самовольной постройкой и исходил из того, что как установлено судом, подтверждено заключением судебной экспертизы, а также показаниями эксперта, что спорный объект соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам, противопожарным, санитарным и иным нормам и правилам; не создает какую-либо угрозу жизни и здоровью граждан. Какие-либо данные о том, что спорный объект, нарушает градостроительные, строительные, противопожарные, санитарные либо иные нормы и правила, создает угрозу для жизни или здоровья людей, истцами при рассмотрении дела не представлено.
Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании строения самовольной постройкой, в удовлетворении требований о признании зарегистрированного права отсутствующим, обязании освободить объект отказано.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы представителя истцов Правительства Москвы, Департамента городского имущества адрес по доверенности фио по существу сводятся к изложению правовой позиции истцов по настоящему делу и направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, оценку представленных доказательств и не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи, с чем не могут быть признаны состоятельными.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований не согласиться с оценкой представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зюзинского районного суда адрес от 21 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истцов Правительства Москвы, Департамента городского имущества адрес по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.