Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Семченко А.В.
и судей Рачиной К.А, Дегтеревой О.В.
при помощнике судьи Макушненко В.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ЕМУП "Гортранс" по доверенности Подкорытовой О.П. на решение Тверского районного суда города Москвы от 22 марта 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Муниципального предприятия Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие", Муниципального унитарного предприятия "Пассажирские перевозки", Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Городской транспорт" к Некоммерческой организации "Российский автотранспортный союз", Общероссийскому профсоюзу работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства "РОСПРОФТРАНСДОР" о признании недействующим со дня принятия Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы, регистрационный номер N 15/20-22, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Муниципальное предприятие Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" (далее-МП НРМУТТП), Муниципальное унитарное предприятие "Пассажирские перевозки" (далее - МУП "ПП"), Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Городской транспорт" (далее - ЕМУП "Гортранс") обратились в суд с иском к Некоммерческой организации "Российский автотранспортный союз", Общероссийскому профсоюзу работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства "РОСПРОФ-ТРАНСДОР", уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором просили признать недействующим Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы, регистрационный номер N 15/20-22 со дня его принятия.
В обоснование требований истцы ссылались на то, что 24 декабря 2019 года в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано указанное Отраслевое соглашение, которое было опубликовано 16 января 2020 года на официальном сайте Минтруда России. МП НРМУТТП, МУП "ПП", ЕМУП "Гортранс" являются субъектами правоотношений, регулируемых Отраслевым соглашением, поскольку автоматически присоединились к Отраслевому соглашению после опубликования предложения о присоединении к соглашению на сайте Минтруда. Полагают Отраслевое соглашение недействующим, поскольку таковое противоречит нормам Трудового кодекса Российской Федерации, вызывает неоднозначное толкование, принято с нарушениями норм действующего законодательства и нарушает права и законные интересы организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта. Также ссылались, что пункты 1.2, 3.1, 3.2, 3.3, 3.6.1-3.6.5, 3.6.6, 3.11, 4.2, 7.1, 7.2, 8.1, 11.1, 11.4 Соглашения противоречат положениям ст. ст. 22, 40, 45, 81, 129, 132, 134, 135, 164, 315, 316, 317, 325, 414 Трудового кодекса Российской Федерации; Отраслевое соглашение принято с нарушениями, а именно, информация о начале коллективных переговоров по заключению соглашения не была распространена через СМИ, не была произведена процедура доведения текста Отраслевого соглашения до каждой организации, на которую оно распространяется, опубликование Отраслевого соглашения произведено по прошествии установленного пятидневного срока.
Кроме того, ЕМУП "Гортранс" указывал, что не был извещен о начале переговоров, на предприятие не поступал проект Отраслевого соглашения, следовательно, предприятие было лишено возможности выразить свое мнение относительно реальности выполнения Отраслевого соглашения; Отраслевое соглашение принято без учета особенностей бюджетного финансирования учреждения и нарушает принцип равноправия сторон, который является основополагающим в социальном партнерстве.
Представители истцов ЕМУП "Гортранс", МП НРМУТТП, МУП "ПП" по доверенностям Подкорытова О.П, Кондратова А.А, Жарик С.А. поддержали в суде исковые требования.
Представители Некоммерческая организация "Российский автотранспортный союз", Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства "РОСПРОФТРАНСДОР" по доверенностям Чумаевский Е.Ю. в суде возражали относительно удовлетворения заявленных требований, по доводам, изложенным в возражениях на иск.
Представитель Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства "РОСПРОФТРАНСДОР" по доверенности Рудакова Н.В, третьего лица Роструда по доверенности Черемушкин А.В. в суде возражали против удовлетворения иска, представлены письменные возражения на исковое заявление.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит представитель ЕМУП "Гортранс" по доверенности Подкорытова О.П. в апелляционной жалобе.
Истцы в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявивших лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представители ответчиков НО "Российский автотранспортный союз", Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства "РОСПРОФТРАНСДОР" по доверенностям Чусаевский Е.Ю, Рудакова Н.В. и Роструда по доверенности Черемушкин А.В. в суде апелляционной инстанции возражали против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав возражения представителей ответчиков, третьего лица, обсудив доводы апелляционной жалобы ЕМУП "Гортранс", судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит, по следующим основаниям.
Согласно статье 40 Трудового кодекса Российской Федерации коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что под соглашением понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Трудового кодекса Российской Федерации проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров, т.е. переговоров между представителями работников и работодателей.
Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия обязана распространить информацию о начале коллективных переговоров по заключению соглашения через средства массовой информации. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров. Работодатель, получивший указанное уведомление, обязан проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (абз. 5 ст. 47 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (абз. 1 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 данного кодекса) (часть 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи (часть 5).
Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (часть 7).
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8).
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9).
Статьей 49 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что изменение и дополнение соглашения производится в порядке, установленном данным кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.
Исходя из приведенных выше положений Трудового кодекса Российской Федерации, подлежащих применению к спорным отношениям сторон, в отраслевых соглашениях и коллективных договорах могут устанавливаться условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам конкретной отрасли (промышленности), подлежащие применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в отраслевом соглашении и коллективном договоре.
Таким образом, в случае присоединения организации к отраслевому (региональному) соглашению в порядке, предусмотренном статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации, сторона такого соглашения не вправе отказаться от исполнения предусмотренных в данном соглашении условий.
Из материалов дела следует, что 19 ноября 2019 года на федеральном уровне социального партнерства между работодателями, в лице Некоммерческой организацией "Российский автотранспортный союз" и работниками организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, в лице Общественной организацией "Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства "РОСПРОФТРАНСДОР" было заключено Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы.
Согласно абз. 1-3 п. 1.1 Отраслевого соглашения, таковое заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта.
О начале коллективных переговоров по вопросу заключения Отраслевого соглашения в газете "Единство" N1-2 (289-290)*19 (печатный орган Профсоюза, зарегистрирован в Мининформпечати России, N 0110325) была распространена соответствующая информация.
23 октября 2019 года, т.е. до заключения Отраслевого соглашения, на региональном уровне социального партнерства проект Отраслевого соглашения был рассмотрен на Правлении Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области (САПС - региональная структурная организация некоммерческой организации "Российский автотранспортный союз") с участием представителей члена правления САПС - ЕМУП "Гортранс", входе рассмотрения были даны письменные предложения (N164 от 25 октября 2019 года, л.д.23, т.4), которые были учтены при подготовке Отраслевого соглашения, каких-либо претензий к содержанию Отраслевого соглашения не поступало.
24 декабря 2019 года Отраслевое соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, присвоен регистрационный номер - N 15/20-22, что в соответствии с частью 2 ст.50 ТК РФ вступившее Соглашение в силу не зависит от факта уведомительной регистрации.
Кроме того, текст Отраслевого соглашения размещен 16 января 2020 года на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://rosmintrud.ru.
Письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от 03 февраля 2020 года N14-4/10/В-807 работодателям, осуществляющим деятельность в отрасли автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, не участвующих в заключении Отраслевого соглашения было предложено присоединиться к соглашению, письмо опубликовано на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://rosmintrud.ru, в письме также указано на то, что ели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения в Министерство труда и социальной защиты РФ работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Также судом установлено, что МП НРМУТТП, МУП "ПП", ЕМУП "Гортранс" являются предприятиями, осуществляющими деятельность в отрасли автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта.
Из содержания Отраслевого соглашения следует, что контроль за ходом выполнения Соглашения производится комиссией, сформированной сторонами (приложение N 3) и представителями Сторон на всех уровнях, которые вправе обратиться в комиссию по любому вопросу, связанному с исполнением (неисполнением) Соглашения, а также соответствующими органами по труду, в состав комиссии от работодателей входит в том числе исполнительный директор Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области.
06 декабря 2020 года было заключено дополнительное соглашение N1 к Отраслевому соглашению, которым работодателям было предоставлено право обращения к сторонам социального партнерства о временном приостановлении в отношении них п. 3.2 Отраслевого соглашения.
06 декабря 2021 года на обращение генерального директора МП НРМУТТП был дан ответ Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства "РОСПРОФТРАНСДОР" NЭЗ-233, согласно которому генеральному директору разъяснено, что поскольку предприятие не воспользовалось правом отказа от присоединения к Отраслевому соглашению действие такового распространяется на МП НРМУТТП.
Согласно ответу Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 августа 2021 года N 14-4/В-1031 на обращение МП НРМУТТП, последнему, в том числе сообщено о возможности приостановления п. 3.2 Отраслевого соглашения в отношении конкретного работодателя на основании мотивированного предложения данного работодателя к сторонам соглашения, из которого следовало бы, что организация не может выполнять отдельные положения соглашения по причинам экономического, технологического, организационного характера.
Разрешая спор и делая вывод о том, что требования истцов МП НРМУТТП, МУП "ПП", ЕМУП "Гортранс" о признании недействующим со дня принятия Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы, регистрационный номер N 15/20-22 удовлетворению не подлежат, руководствуюсь вышеперечисленными нормами трудового законодательства, суд верно пришел к выводу, что процедура разработки, заключения и опубликования Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы, установленная действующим трудовым законодательством соблюдена, Отраслевое соглашение вступило в силу с 01.01.2020, в связи с чем его действие было распространено на юридических лиц, осуществляющих деятельность в отрасли автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, которые, в свою очередь, истцы не были лишены возможности отказаться от исполнения Отраслевого соглашения, правовые основания для признания недействующим оспариваемого истцами Отраслевого соглашения, суду не представлены.
Также судом обоснованно указано, что содержание Отраслевого соглашения было предметом изучения Роструда, которым не были выявлены условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, при этом, согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N324 Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
При этом, в силу п. 1.12 Федерального отраслевого соглашения в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера норм пункта 3.2 соглашения (установление размера заработной платы в размере не менее двукратного прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации) работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия пункта 3.2 соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.
Вместе с тем, истцы в установленном законом порядке не отказались от присоединения к Соглашению, а в последствии в период действия Отраслевого соглашения не реализовали свое право на обращение к сторонам Соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действий отдельных положений соглашения в отношении истцов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Ссылка в жалобе ЕМУП "ГОРГТРАНС" на то, что истец не был извещен о начале переговоров, на предприятие не поступал проект Отраслевого соглашения, следовательно, предприятие было лишено возможности выразить свое мнение относительно реальности выполнения Отраслевого соглашения; Отраслевое соглашение принято без учета особенностей бюджетного финансирования учреждения и нарушает принцип равноправия сторон, не влекут к отмене решения, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 50 ТК РФ вступление Соглашения в силу не зависит от факта уведомлений, при этом уведомительная регистрация отраслевого Соглашения от 24.12.2019, прошло уведомительную регистрацию 24.12.2019 в Роструде, где не были выявлены условия соглашения, ухудшающие положения работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам иска не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными. Данные доводы направлены на иную оценку представленных по делу доказательств, и переоценку выводов суда, что в силу положений ст. 330 ГПК РФ не является основанием для отмены решения суда.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего трудового законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 22 марта 2023 года, - оставить без изменения, апелляционную жалобу ЕМУП "Гортранс" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.