Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Лобовой Л.В., судей Дегтеревой О.В., Жолудовой Т.В., при помощнике судьи Филатовой Н.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В., гражданское дело по апелляционной жалобе Дормидонтова С. В. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 19 апреля 2023 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-1806/2023), которым постановлено:
Исковые требования Дормидонтова С. В. к АО "Мосинжпроект" о взыскании надбавки к заработной плате, процентов, оставить без удовлетворения.
УСТАНОВИЛА:
Истец Дормидонтов С.В. обратился в суд с иском к АО "Мосинжпроект", в котором просил о взыскании невыплаченной надбавки к заработной плате в размере 434 100, 00 руб, процентов за невыплату в размере 17 928, 33 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что работал в организации ответчика с 10 мая 2017 г. по 16 августа 2022 г.
20 ноября 2018 г. истцом было подписано обязательство работника АО "Мосинжпроект" перед государством по соблюдению требований законодательства РФ о государственной тайне. После подписания обязательства о неразглашении государственной тайны, истец начал работу со сведениями, имеющими степень секретности "секретно" без проведения проверочных мероприятий. Истец указывал, что имеет право на ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими степень секретности "секретно" - 5-10%. Однако, за весь период трудовой деятельности ему не выплачивалась ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в связи с чем образовалась задолженность.
Представитель истца по доверенности Тюпаков В.К. в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика по доверенности Величко В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит истец Дормидонтов С.В. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав истца Дормидонтова С.В, возражения представителя ответчика по доверенности Величко В.А, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
В силу ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 21 Закона РФ от 21.07.1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" установлено, что допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.
Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:
принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;
письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом;
ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.
Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:
процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;
преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.
Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.
Устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.
Выплата процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, осуществляется в порядке, установленном Правилами выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников подразделений по защите государственной тайны, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 года N 573 и Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19.05.2011 года N 408н, в соответствии с которыми выплата процентных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, производиться с момента письменного оформления соответствующего решения (приказа, распоряжения, указания) руководителя (командира) государственного органа, органа местного самоуправления, организации, воинской части о работе гражданина на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну, соответствующей степени секретности в соответствии с должностными регламентами (должностными обязанностями).
Выплата процентных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, производится с момента письменного оформления соответствующего решения (приказа, распоряжения, указания) руководителя (командира) государственного органа, органа местного самоуправления, организации, воинской части (далее - приказ (распоряжение, указание) о работе гражданина на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну, соответствующей степени секретности в соответствии с должностными регламентами (должностными обязанностями).
В приказе (распоряжении, указании) о работе гражданина на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну, указываются должность (звание) гражданина, его фамилия, имя, отчество, дата оформления и номер допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, размер устанавливаемой процентной надбавки. Приказ (распоряжение, указание) издается не реже одного раза в год. Приказ (распоряжение, указание) издается также при внесении изменений в штатное расписание (штат), номенклатуру должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне, в случае изменения формы допуска граждан к государственной тайне, при приеме граждан на работу (службу) и их увольнении (п. 3).
Согласно пункту 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 19.05.2011 г. N 408н допущенными к государственной тайне на постоянной основе считаются граждане, которым в установленном порядке оформлен допуск к сведениям, составляющим государственную тайну соответствующей степени секретности, и на которых решением организации возложена обязанность работать со сведениями, составляющими государственную тайну, установленная должностными регламентами (должностными обязанностями).
Под постоянной работой со сведениями, составляющими государственную тайну, Приказ Минздравсоцразвития России от 19.05.2011 г. N 408н подразумевает работу с этими сведениями независимо от порядка и условий их получения (в виде письменного документа, при использовании технических средств, в процессе обучения и др.), а также независимо от продолжительности работы и ее периодичности в течение года.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 10 мая 2017 г. между сторонами заключен трудовой договор, в соответствии с условиями которого, истец был принят на работу к ответчику на должность менеджера 2 категории в Управление конкурентных процедур/Отдел закупочных процедур.
Из п. 8 трудового договора следует, что работнику установлен должностной оклад в размере 50 000, 00 руб. Работодателем устанавливаются доплаты, надбавки и стимулирующие выплаты. Размеры и условия доплат, надбавок и стимулирующих выплат определены в Положении об оплате труда работников АО "Мосинжпроект"; Положении о порядке начисления и выплаты годового премиального вознаграждения работников АО "Мосинжпроект"; Положении о премировании руководителей, специалистов, других служащих и рабочих АО "Мосинжпроект"; Положении о премировании работников команд управления проектами АО "Мосинжпроект"; Положении о премировании работников, осуществляющих организацию проектирования строительных объектов АО "Мосинжпроект". Порядок место и сроки выплаты заработной платы определяются коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.
27 марта 2018 г. между сторонами подписано дополнительное соглашение к трудовому договору от 10 мая 2017 г, в соответствии с которым в п.п.1, 8 договора внесены изменения, а именно, работник выполняет работу в подразделении Управление конкурентных процедур/Отдел закупочных процедур по должности Менеджер 1 категории. Установлен должностной оклад в размере 60.000, 00 руб.
В соответствии с должностной инструкцией в должностные обязанности Менеджера 1 категории входит: анализ информации подразделений Общества, представленной в документах и сведениях на проведение процедуры закупки на соответствие последней требованиям действующего законодательства РФ в сфере закупок товаров, работ, услуги подготовка соответствующей закупочной документации; разработка и контроль своевременного согласования, подготовленного Менеджером 1 категории пакета документов, касающегося проведения процедуры закупки для нужд подразделений Общества (приказов, извещений, закупочных документаций и др.) в соответствии с требованиями действующего Положения о закупках Общества; передача ответственному лицу на размещение на официальном сайте извещения о проведении процедур закупок, закупочной (в т.ч. конкурсной, аукционной) документации и других документов, необходимых для проведения процедуры закупки, а также изменений и разъяснений к такой документации, в том числе информации об отказе от проведения процедуры закупки; по запросам участников процедур закупок - предоставление закупочной документации и разъяснений положений такой документации; при необходимости, направление запросов о разъяснении/уточнении технических и иных характеристик закупаемых товаров, работ, услуг соответствующему подразделению Общества; рассмотрение поступивших заявок на участие в процедурах закупки на соответствие последних требованиям действующего законодательства РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг и закупочной документации, при необходимости подготовка оценки предложения участника и комплексного заключения в отношении состава документов, представленных в составе заявки на участие в процедуре закупки; подготовка и оформление протоколов, соответствующих каждому из этапов процедуры закупки.
Передача, для размещения на официальном сайте, ответственному лицу подготовленных и согласованных надлежащим образом протоколов; оказание методической и консультативной помощи подразделениям Общества по вопросам подготовки и проведения процедуры закупки; по поручению начальника отдела: подготовка, заполнение предложенными участником, в отношении которого Заказчиком принято решение о заключении договора, условиями и направление такому участнику проекта договора в порядке и сроки, предусмотренные Положением о закупках и внутренними нормативными документами Общества, регулирующими порядок закупочной деятельности; cоставление и своевременное размещение Планов закупок товаров, работ, услуг Общества на следующий календарный год, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации; формирование, контроль надлежащего хранения, своевременного обновления и комплектности документов и сведений, передаваемых сотрудниками управления конкурентных процедур на ответственное хранение в соответствии с установленным порядком Общества для передачи дел в архив; выполнение других поручений, входящие в компетенцию деятельности Отдела; по запросу вышестоящих руководителей - подготовка отчетных и других данных по профилю своей работы.
27 августа 2018 г. сторонами заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 10 мая 2017 г, в соответствии с которым в п.1 договора внесены изменения, а именно, работник выполняет работу в подразделении Управление конкурентных процедур/Отдел закупочных процедур по должности Специалист 1 категории.
Из должностной инструкции специалиста 1 категории Отдела конкурентных процедур Управления процедур и договоров ДИ-1-693-4 следует, что в должностные обязанности специалиста 1 категории входит: анализ информации подразделений Общества, представленной в документах и сведениях на проведение процедуры закупки на соответствие последней требованиям действующего законодательства РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг и подготовка соответствующей закупочной документации; разработка и контроль своевременного согласования, подготовленного Специалистом 1 категории, пакета документов, касающегося проведения процедуры закупки для нужд подразделений Общества (приказов, извещений, закупочных документаций и др.) в соответствии с требованиями действующего Положения о закупках Общества; передача ответственному лицу на размещение на официальном сайте извещения о проведении процедур закупок, закупочной (в т.ч. конкурсной, аукционной) документации и других документов, необходимых для проведения процедуры закупки, а также изменений и разъяснений к такой документации, в том числе информации об отказе от проведения процедуры закупки; по запросам участников процедур закупок - предоставление закупочной документации и разъяснений положений такой документации; при необходимости, направление запросов о разъяснении/уточнении технических и иных характеристик закупаемых товаров, работ, услуг соответствующему подразделению Общества; анализ поступивших заявок на участие в процедурах закупки на соответствие последних требованиям действующего законодательства РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг и закупочной документации, при необходимости подготовка оценки предложения участника и комплексного заключения в отношении состава документов, представленных в составе заявки на участие в процедуре закупки (при необходимости); подготовка, заполнение предложенными участником, в отношении которого Заказчиком принято решение о заключении договора, условиями и направление такому участнику проекта договора в
порядке и сроки, предусмотренные Положением о закупках и внутренними нормативными актами Общества, регулирующими порядок закупочной деятельности. С надлежащим оформлением сопутствующей документации в системах электронного документооборота Общества; при необходимости, организация и оформление снижения ценового предложения участника процедуры закупки; проверка на соответствие требованиями действующего законодательства РФ и внутренним нормативным актам Общества проектов договоров, планируемых к заключению Обществом как с единственным поставщиком; подготовка и организация своевременного возврата денежных средств участникам процедур закупок, перечисленных последними в качестве обеспечения заявок/предложений на участие в процедурах закупок Общества; составление, корректировка и своевременное размещение Планов закупок товаров, работ, услуг Общества на следующий календарный год, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации; формирование, контроль надлежащего хранения, своевременного обновления и комплектности документов и сведений, передаваемых работниками управления конкурентных процедур на ответственное хранение в соответствии с установленным порядком Общества для передачи дел в архив; подготовка заседаний закупочных комиссий Общества и оформление протоколов/иных документов, соответствующих каждому из этапов процедуры закупки; передача, для размещения на официальном сайте, ответственному лицу подготовленных и согласованных надлежащим образом протоколов/ размещение таких протоколов; по запросу вышестоящих руководителей - подготовка отчетных и других данных по профилю своей деятельности; оказание методической и консультативной помощи подразделениям Общества по вопросам подготовки и проведения процедур закупок; выполнение других поручений, входящие в компетенцию деятельности Отдела; соблюдение действующего законодательства и локальных нормативных актов Общества; участие в реализации проектов в соответствии с задачами и функциями
структурного подразделения и действующей системой управления проектами; выполнение дополнительных заданий руководства в силу производственной необходимости в пределах профессиональной компетенции; повышение своего профессионального уровня путем обучения на курсах повышения квалификации, самостоятельной подготовки и т.п.
13 марта 2019 г. между сторонами подписано дополнительное соглашение к трудовому договору от 10 мая 2017 г, в соответствии с которым в п. 8 договора внесены изменения, а именно, установлен должностной оклад в размере 80 000 руб.
01 октября 2019 г. сторонами заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 10 мая 2017 г, в соответствии с которым в п.п.1, 8 договора внесены изменения, а именно, работник выполняет работу в подразделении Управление конкурентных процедур и договоров/Тендерный отдел по должности Ведущего специалиста. Установлен должностной оклад в размере 93 000 руб.
Согласно должностной инструкции ведущего специалиста тендерного отдела управления конкурентных процедур и договоров ДИ-1-154-3, в должностные обязанности ведущего специалиста входит: сбор и подготовка необходимых документов для последующей подготовки заявок (предложений) на участие АО "Мосинжпроект" в торгах и иных процедурах закупки; обеспечение анализа требований, установленных конкурсными (и иными закупочными) документациями на проведение процедур закупки товаров, работ, услуг с целью подготовки и формирования заявки на участие в указанных процедурах закупки; изучение и применение при подготовке соответствующих заявок (предложений) изменений, внесенных в закупочную (конкурсную, аукционную или иную) документацию организатором процедуры закупки; формирование запросов в ответственные подразделения Общества на предмет предоставления документов и сведений, подтверждающих квалификацию Общества при участии в процедуре закупки; формирование и обновление комплектов документов по результатам запросов в ответственные подразделение Общества; подготовка форм и документов, предусмотренных требованиями закупочной документации в процессе подготовки предложения Общества на участие в процедуре закупки; ведение деловой переписки и внутреннего документооборота в рамках деятельности Тендерного отдела; ведение сводного реестра конкурсов, аукционов и иных процедур закупки на предмет участия Общества в них и их результатов; при необходимости, отслеживание возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечений заявок на участие в процедурах закупки; ведение установленной отчетности по результатам участия в проведенных процедурах закупки; архивирование, хранение, а также подготовка к уничтожению (после истечения срока хранения) или передача в архив тендерного отдела в установленном порядке закупочных документаций по прошедшим процедурам закупок; контроль за сохранностью документов о проведенных закупках, оформление последних в соответствии с установленным порядком дел для передачи
дел в архив; по поручению начальника отдела выполняет другие поручения, входящие в компетенцию Отдела; выполнение других поручений, входящие в компетенцию деятельности Отдела; соблюдение действующего законодательства и локальных нормативных актов Общества; участие в реализации проектов в соответствии с задачами и функциями структурного подразделения и действующей системой управления проектами; выполнение дополнительных заданий руководства в силу производственной необходимости в пределах профессиональной компетенции; повышение своего профессионального уровня путем обучения на курсах повышения квалификации, самостоятельной подготовки и т.п.
28 февраля 2020 г. сторонами заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 10 мая 2017 г, в соответствии с которым в п.п.1, 8 договора внесены изменения, а именно, работник выполняет работу в подразделении Дирекция конкурентных процедур и договоров/Управление конкурентных процедур /Отдел конкурентных процедур по должности Главный специалист. Установлен должностной оклад в размере 105 000 руб.
На основании должностной инструкции главного специалиста отдела конкурентных процедур управления конкурентных процедур департамента конкурентных процедур и договоров ДИ-1-1458-02, в его должностные обязанности входит: анализ информации подразделений общества, представленной в документах и сведениях на проведение процедуры закупки на соответствии последней требованиям действующего законодательства в сфере закупок, требованиям Положения о закупках товаров, работ, услуг общества подготовка заключений и рекомендаций по корректировке соответствующих документов; организация надлежащей подготовки, содержания и полнотой подготовленного исполнителем комплекта документов, касающегося размещения заказов для нужд подразделений Общества (приказов, извещений, закупочных документаций и др.) в соответствии с требованиями Положения о закупках Общества, а также за своевременностью надлежащего согласования такого комплекта документов; организация своевременного размещения на официальном сайте извещений о проведении процедур закупок, закупочных документаций и других документов, необходимых для проведения процедуры закупки, а также изменений и разъяснений к документам по проведению процедур закупок, в том числе информации об отказе от проведения процедуры закупки; при необходимости, согласование содержания ответов на запросы о разъяснении положений закупочной документации, поступившие от потенциальных участников процедуры закупки; в случае назначения в надлежащем порядке, участие в работе закупочных комиссий, в качестве члена комиссии; при необходимости, участие в рассмотрении заявок на участие в процедурах закупки на соответствие последних требованиям действующего законодательства РФ в сфере закупок товаров, работ и закупочной документации, а также, контроль надлежащей оценки предложения участника и комплексного заключения (с учетом заключения Инициатора о соответствии технического предложения участника требованиям Технического задания) в отношении состава представленных документов в
поступившей заявке на участие в процедуре закупки; организация составления, оформления и своевременного размещения согласованных надлежащим образом протоколов, соответствующих каждому из этапов процедуры закупки; организация заседаний закупочных комиссий Общества; оказание методической и консультативной помощи подразделениям Общества по вопросам подготовки и проведения процедур закупок; по поручению начальника отдела: Ведение переписки с органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и сторонними организациями, в пределах полномочий, определенных в установленном порядке; подготовка возражений на поступившие в Федеральную антимонопольную службу жалобы при возникновении споров по проведенным процедурам закупки; проведение итоговой проверки подготовленных работниками Отдела проектов договоров по результатам проведения процедур закупок, а также согласование вышеперечисленных документов в установленном порядке и контроль своевременной передачи указанных договоров инициаторам процедуры закупки, в сроки, предусмотренные Положением о закупках товаров, работ, услуг Общества; подготовка отчетных документов и сведений по профилю деятельности главного специалиста; контроль за сохранностью документов о проведенных закупках, надлежащим оформлением указанных документов в соответствии с установленным в Обществе порядком и своевременной передачей их в Архив; выполнение других поручений, входящих в компетенцию деятельности отдела; участие в реализации проектов в соответствии с задачами и функциями структурного подразделения и действующей системой управления проектами; Выполнение дополнительных заданий руководства в силу производственной необходимости в пределах профессиональной компетенции; повышение своего профессионального уровня путем обучения на курсах повышения квалификации, самостоятельной подготовки и т.п.; участие в разработке методических пособий по функциональному
направлению.
16 июня 2021 г. сторонами заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 10 мая 2017 г, в соответствии с которым в п.п.1, 6 договора внесены изменения, а именно, работник выполняет работу в подразделении Блок экономики и финансов/ Дирекция конкурентных процедур и договоров/Управление конкурентных процедур /Отдел конкурентных процедур по должности Главный специалист. По распоряжению работодателя работник может привлекаться к работе в составе команд управления проектами без изменения трудовой функции и определенных сторонами условий трудового договора; к организации деятельности оперативных групп, штабов и прочих временных команд в составе структурных подразделений работодателя или команд управления проектами в рамках осуществления своей трудовой функции и без передачи должностных обязанностей руководителя структурного подразделения Работодателя.
10 ноября 2021 г. сторонами заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 10 мая 2017 г, в соответствии с которым в п.8 договора внесены следующие изменения: "Работодателем устанавливаются доплаты, надбавки и стимулирующие выплаты. Размеры и условия доплат, надбавок и стимулирующих выплат определены в Положении об оплате труда работников АО "Мосинжпроект": Положении о премировании руководителей, специалистов, других служащих и рабочих АО "Мосинжпроект"; Положении о премировании работников строительных проектов АО "Мосинжпроект".
Приказом от 16 августа 2022 г. трудовые отношения между сторонами прекращены и истец уволен с занимаемой должности по п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ 25 августа 2022 г.
При увольнении произведен окончательный расчет и работнику выплачены денежные средства в размере 222 472, 88 руб.
После увольнения истец направил в адрес ответчика претензию о выплате ему суммы в размере 10% от должностного оклада за каждый месяц, начиная с 01 января 2019 г, в связи с наличием допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
В ответ на указанную претензию ответчик сообщил о необходимости получения разъяснений по отдельным вопросам, в том числе о размере суммы выплаты как процентной надбавки, обоснования применяемой ставки надбавки 10%, информации об объеме сведений, составляющих государственную тайну, к которой Дормидонтов С.В. имел допуск.
30 сентября 2022 г. истец повторно направил претензию в адрес ответчика.
07 октября 2022 г. в ответ на претензию истца, ответчиком сообщено о том, что по имеющимся материалам первого отдела, истец фактически работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не осуществлял.
Как следует из представленных расчетных листков за период с ноября 2018 г. по август 2022 г. истцу заработная плата ответчиком была начислена в соответствии с условиями трудового договора и дополнительными соглашениями к нему. Из расчетных листов также следует, что истцу в спорный период не начислялись и не выплачивались спорные надбавки.
Разрешая требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что не имеется оснований для удовлетворения требований истца о взыскании в его пользу доплат за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, поскольку материалы дела не содержат документов, подтверждающих наличие полномочий, поручение и осуществление истцом соответствующей деятельности в установленном порядке, в том числе, на постоянной основе, как это предусмотрено указанными нормами закона. При этом, из представленных в материалы дела должностных инструкций следует, что истец осуществлял работу в Управлении конкурентных процедур, осуществлял функции Общества по закупке товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования истца о взыскании надбавки за допуск к государственной тайне за весь период трудовой деятельности, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что истец в спорный период не работал с документами, содержащими государственную тайну; ни трудовым договором, ни должностными инструкциями не установлена обязанность истца работать с документами, содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне; условия трудового договора не содержат обязательств работодателя выплачивать надбавку за работу с секретными сведениями; наличие у истца допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, при отсутствии подтвержденного факта работы с такими сведениями, не является основанием для выплаты соответствующей надбавки.
Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Дормидонтова С.В. о взыскании недоплаченной процентной надбавки, оснований для удовлетворения производных требований о взыскании процентов не имелось.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что суд не полностью исследовал материалы дела, представленные доказательства, неправильно оценил имеющиеся в деле доказательства, в том числе относительно выплаты за допуск к работе, со сведениями составляющими государственную тайну, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела - выражают несогласие с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, однако по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной в полном соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает. При этом, судебная коллегия отмечает, что суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
Ссылки истца на то, что истцом подписано обязательство работника перед государством по соблюдению требований о соблюдении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, в связи с чем надбавка должна была ему выплачена, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку данное обязательство не указывает на работу истца непосредственно с документами, имеющими гриф секретности.
Доводы жалобы о том, что судом необоснованно отклонены ходатайства об истребовании документов для подтверждения заявленных требований, о передаче дела по подсудности в Московский городской суд, судебная коллегия признает необоснованными, поскольку из протокола судебного заседания от 19 апреля 2023 года не усматривается, что сторона истца заявляла данные ходатайства. Замечания на протокол судебного заседания в установленном законом порядке не поданы.
Судебная коллегия не усматривает в обжалуемом решении нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права, доводы апелляционной жалобы, проверенные в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда г. Москвы от 19 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дормидонтова С.В.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.