Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Федерякиной Е.Ю., судей Мрыхиной О.В., Полковникова С.В., при помощнике судьи Булгачевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мрыхиной О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Тверского районного суда города Москвы от 09 марта 2023 года, которым постановлено:
В иске фио к ГБУ "МФЦ района Лосиноостровский" г.Москва о признании незаконным отказа, обязании выдать социальную карту марка автомобиля - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в суд с иском к ГБУ "МФЦ района Лосиноостровский" г..Москва о признании незаконным отказа, обязании выдать социальную карту марка автомобиля, просила признать уведомление ответчика ГБУ "МФЦ района Лосиноостровский" от 24.03.2022г. об отказе в приеме документов для предоставления государственной услуги - оформление и выдача социальной карты марка автомобиля - незаконным; обязать ГБУ "МФЦ района Лосиноостровский" предоставить ей государственную услугу - принять у нее документы на оформление и выдачу социальной карты марка автомобиля. Свои требования истец мотивировала тем, что 24 марта 2022 г..она обратилась к ответчику с целью предоставления государственной услуги - оформление и выдача социальной карты марка автомобиля для реализации бесплатного проезда на городскому пассажирском транспорте г..Москвы. Однако, в приеме документов было отказано, со ссылкой на отсутствие у нее постоянной регистрации в г..Москве. Ей было выдано уведомление об отказе в приеме документов от 24.03.2022г. Считает данный отказ незаконным. Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания N106 от 10.02.2022г. она зарегистрирована по месту пребывания по адресу: адрес, кв.70а на период с 10.02.2022г. по 08.02.2025г. Согласно справке ГУ-ГУ ПФР N 6 по г..Москве и Московской области от 24.03.2022г. она состоит на учете и получает пенсию по старости в г..Москве, с 06.04.2022г. она получает в органах социальной защиты населения г..Москвы социальную выплату. Она не имеет постоянной регистрации по месту жительства на территории РФ по объективным и уважительным причинам, является неработающим пенсионером и не может в настоящее время приобрести жилье в г..Москва. До переезда в г..Москву она проживала в г..Казань, где была зарегистрирована по месту пребывания и пользовалась льготой в виде бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта.
Считает, что доказательством фактического проживания в г..Москва служат справка о регистрации по месту пребывания, справка из ПФР и из отдела социальной защиты (л.д.3-5).
В судебное заседание суда первой инстанции истец фио явилась, настаивала на удовлетворении исковый требований.
Представитель ответчика ГБУ "МФЦ района Лосиноостровский" г. Москва в судебном заседании суда первой инстанции просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд постановилуказанное выше решение (л.д.52-53), с которым не согласился истец, по доводам апелляционной жалобы, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела; нарушение норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что фактически проживает на территории г. Москвы, другого места жительства на территории РФ не имеет, была переселена из Республики Узбекистан, что действующим законодательством РФ отсутствие регистрации по месту жительства не предусматривает в качестве основания для отказа в предоставлении мер социальной поддержки, что регистрация по месту жительства не может служить основанием для ограничения прав (л.д.64-66).
Истец фио в судебное заседание судебной коллегии явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ответчика ГБУ "МФЦ района Лосиноостровский", действующий на основании доверенности фио, в заседание судебной коллегии явился, возражал против доводов апелляционной жалобы истца, полагая решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. 2, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, постановленное по настоящему делу решение суда приведенным требованиям не отвечает.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 24 марта 2022г. фио обратилась в ГБУ "МФЦ района Лосиноостровский" г. Москва с заявлением об оформлении и выдаче социальной карты марка автомобиля.
Уведомлением от 24 марта 2022г. фио было отказано в оформлении и выдаче социальной карты марка автомобиля, поскольку у заявителя отсутствует постоянная регистрация в г. Москве.
Как следует из свидетельства N106 о регистрации по месту пребывания истца, на срок с 10 февраля 2022г. по 08 февраля 2025г. фио временно зарегистрирована по адресу: адрес, кв. 70а.
В обоснование своих исковых требований фио указывает на то, что с 01 марта 2022г. ей назначена страховая пенсия по старости, а также доплата до прожиточного минимума в г.Москве, как неработающий пенсионер, в настоящее время постоянно проживает в г.Москве, и отказ в выдаче ей социальной карты марка автомобиля является незаконным, нарушающим ее права.
Суд первой инстанции, руководствуясь ст.40 Конституции РФ, ст.1 ЖК РФ, ст.20 ГК РФ, Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N713, Порядком предоставления государственной услуги "Оформление и выдача социальной карты", установленным Федеральным законом от 27.07.2010 N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Постановлением Правительства Москвы от 23.04.2014 N219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории Москвы", постановлением Правительства Москвы от 18.11.2014 N668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карта в Москве", законом г.Москвы от 03.11.2004 N70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей г.Москвы", оценив представленные по делу доказательства, приняв во внимание, что в заявленный период с 01.03.2022 по настоящее время истцом не подтвержден факт постоянного проживания в г.Москве, так как в данный период у нее имелась регистрация по месту пребывания, тогда как проживание по месту пребывания не является в силу требований закона местом жительства гражданина, пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований фио не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции, находя обоснованными доводы апелляционной жалобы истца, исходя из следующего.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В городе Москве меры социальной поддержки предоставляются в соответствии с Законом города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы", которым определены категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, а также формы реализации мер социальной поддержки. К категориям лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки, отнесены, в частности, пенсионеры (не относящиеся к другим льготным категориям) (пп. 7 п. 3 ст. 3).
В соответствии с частью второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Порядок выпуска, выдачи и обслуживания социальных карт в городе Москве регулируется постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 г. N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве" (далее также - Порядок).
Пунктом 1.3.7.1 Порядка установлено, что держателем социальной карты признается гражданин, являющийся получателем социальных льгот, имеющий место жительства в городе Москве.
В Перечне категорий граждан, имеющих право на бесплатное оформление социальной карты, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 г. N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве" (приложение 3), названы в том числе пенсионеры, пенсия которым назначена в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 данного перечня).
Социальная карта обеспечивает получение мер социальной поддержки в виде проезда по льготному тарифу на наземном городском пассажирском транспорте общего пользования города Москвы, Московском метрополитене, включая Московскую монорельсовую транспортную систему, и железнодорожном транспорте пригородного сообщения (пункт 1.7.6 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 18 ноября 2014 г. N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве").
Согласно п. 1.8 Порядка меры социальной поддержки, государственной социальной помощи и льготы предоставляются с использованием социальной карты при наличии актуальной информации о держателе социальной карты в ЕРСЛ как о получателе социальных льгот; указанное требование не применяется при приобретении (получении) держателем социальной карты товаров (услуг) со скидками, установленными акцептантами приложений.
В п. 1.9. Порядка предусмотрено, что в целях выпуска, выдачи и обслуживания социальных карт органы исполнительной власти города Москвы, подведомственные им организации, определяющие статус граждан в качестве получателей социальных льгот, обеспечивают, в том числе с использованием информационных систем города Москвы, предоставление информации, определяющей статус каждого получателя социальных льгот в соответствии с категориями, указанными в Перечне категорий граждан, имеющих право на бесплатное оформление социальной карты (приложение 3 к настоящему постановлению), в ЕРСЛ и своевременную актуализацию указанной информации.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
По смыслу приведенных норм в их системной взаимосвязи, право истца, на оформление и получение социальной карты, обеспечивающей получение мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте, связано не с фактом постоянной регистрации в г. Москве, а с местом жительства в г. Москве.
Эти нормативные положения соответствуют требованиям части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", устанавливающим, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Разрешая исковые требования по существу, судебная коллегия, руководствуясь положениями Закона города Москвы от 03 ноября 2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы", постановления Правительства Москвы от 18 ноября 2014 года N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве", Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", исходит из того, что поскольку фактическим местом жительства истца является г.Москва, что нашло свое подтверждение в материалах дела, то на нее должны распространяться социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством г.Москвы для пенсионеров проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации.
Также судебная коллегия отмечает, что Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 6 октября 2008 года N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, указал, что регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает возможным удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме, признав незаконным уведомление ГБУ "МФЦ района Лосиноостровский" от 24.03.2022 г. об отказе в приеме документов для предоставления государственной услуги - оформление и выдача социальной карты марка автомобиля; обязав ГБУ "МФЦ района Лосиноостровский" предоставить фио государственную услугу - принять документы на оформление и выдачу социальной карты марка автомобиля.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда города Москвы от 09 марта 2023 года - отменить.
Постановить по делу новое решение.
Признать незаконным уведомление ГБУ "МФЦ района Лосиноостровский" от 24.03.2022г. об отказе в приеме документов для предоставления государственной услуги - оформление и выдача социальной карты марка автомобиля.
Обязать ГБУ "МФЦ района Лосиноостровский" предоставить фио государственную услугу - принять документы на оформление и выдачу социальной карты марка автомобиля.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.