Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по адрес - фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 22 декабря 2022 года, которым постановлено:
Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России за счет казны РФ в пользу фио компенсацию в размере сумма
установила:
Истец фио обратился в Замоскворецкий районный суд адрес с административным исковым заявлением к ФСИН России о признании факта нарушения его прав в период времени его содержания в ФКУ СИЗО N 6 УФСИН России по адрес и взыскании с ответчика в его пользу сумма компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что в периоды содержания под стражей в ФКУ СИЗО N 6 УФСИН России по адрес с 01.04.2013 по 19.08.2013 и с 14.08.2015 по 02.10.2015 он находился в ненадлежащих, нечеловеческих, невыносимо тяжелых условиях, не соответствующих санитарным нормам, требованиям законодательства, принципам гуманизма и человечности, что выражалось в несоответствии площади, оборудования и освещения камер установленным стандартам, их переполненности, в связи с чем не все заключенные имели спальное место и были вынуждены спать посменно, вместе с тем отсутствовал солнечный свет, естественная и принудительная вентиляция, места для курения, а также стирки и сушки белья, а потому в помещениях было сыро, тускло, жарко и душно, столы для приема пищи были грязные, мест не хватало, питание не соответствовало установленным нормам и религиозным убеждениям, при этом санузлы, а также помещения для ожидания конвоирования находились в аварийном и антисанитарном состоянии, не убирались, средствами гигиены не снабжались имели характерный запах, также в антисанитарном состоянии находились помещения для свиданий, прогулочные дворы были тесные, тогда как обращение со стороны администрации учреждения было грубым и хамским, его просьбы игнорировались и оставались без рассмотрения.
Решением Замоскворецкого районного суда адрес по делу N 2-2302/2020 от 24.03.2020 исковые требования фио к ФСИН России о компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения (т. 1 л.д. 47, 48-52).
Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда от 30.09.2021 (дело N 33-35828/2021) решение Замоскворецкого районного суда адрес от 24.03.2020 было оставлено без изменения, апелляционная жалоба фио без удовлетворения (т. 1 л.д. 83, 84-86).
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции 29.06.2022 (дело N 88а-14718/2022) установлено, что решение Замоскворецкого районного суда адрес от 24.03.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30.09.2021 приняты с нарушением норм процессуального права и были отменены ввиду того, что основанный на возражениях стороны административного ответчика вывод судов об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования о компенсации морального вреда является преждевременным, основан на неправильно установленных имеющих значение для дела обстоятельствах, не согласуется с нормами материального права с учетом позиций Верховного Суда Российской Федерации, поскольку несмотря на оспаривание истцом сведений, перечисленных ФСИН России в возражениях и справках, судом не были истребованы документы, объективно подтверждающие количество заключенных, находившихся в одном помещении с фио в период его содержания под стражей, не установлена площадь помещений, не исследован технический паспорт помещений, не истребованы документы, подтверждающие соблюдение иных условий содержания с учетом фактов, перечисленных в административном исковом заявлении, при этом выводы о том, что санитарное состояние камер удовлетворительное, надлежащими доказательствами по делу также не подтверждены. Кроме того, судом не выяснялась техническая возможность проведения судебного заседания посредством ВКС с целью необходимости получения объяснений административного истца по существу заявленных требований, тогда как требования фио подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства (т. 1 л.д. 120, 121-127).
При новом рассмотрении суд первой инстанции определением от 05.10.2022, занесенным в протокол судебного заседания, на основании п. 5 ст. 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве соответчика ФКУ СИЗО N 6 УФСИН России по адрес (т. 1 л.д. 141-142).
При новом рассмотрении в суде первой инстанции административный истец поддержал заявленные требования; представители административных ответчиков: ФСИН России фио, ФКУ СИЗО N 6 УФСИН России по адрес фио исковые требования не признали по доводам, изложенным в письменных возражениях (т. 1 л.д. 25-29, 164-173, т. 2 л.д. 158-159).
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный ответчик ФКУ СИЗО N 6 УФСИН России по адрес.
Административные ответчики ФСИН России, ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по адрес извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
Судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признав неявку представителей ответчиков ФСИН России, ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по адрес неуважительной, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административных ответчиков.
Проверив материалы дела, выслушав административного истца фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение Замоскворецкого районного суда адрес от 22 декабря 2022 года, отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 14 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (абзац первый).
Так, согласно положениям ч. 2 ст. 10 адрес кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации гарантируется, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Материально-бытовое обеспечение лиц, содержащихся под стражей, регламентировано статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного человека в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.
В силу статьи 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "O содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно статье 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 33 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.
В соответствии с пунктом 13 Приказа Минюста РФ от 14 октября 2005 N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" принятым в СИЗО подозреваемым и обвиняемым предоставляется информация о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, распорядке дня, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб, а также о возможности получения психологической помощи. Указанная информация предоставляться подозреваемым и обвиняемым как в письменном виде, так и устно.
Все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (пункт 10 часть 1 Правил).
Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12 часть 1 Правил).
Пунктами 15, 16 Правил предусмотрено, что от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте. Для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья.
Пунктом 21 Правил предусмотрено, что все заключенные, не занятые работой на свежем воздухе, имеют ежедневно право по крайней мере на час подходящих физических упражнений на дворе, если это позволяет погода.
Оказание медицинской помощи осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, должно соответствовать Правилам оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1466, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья", Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N 543н.
Согласно пункту 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189, камеры СИЗО оборудуются: - одноярусными или двухъярусными кроватями; - столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; - шкафом для продуктов; - вешалкой для верхней одежды; - полкой для туалетных принадлежностей; - зеркалом, вмонтированным в стену; - бачком с питьевой водой; - подставкой под бачок для питьевой воды; - радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; - урной для мусора; - тазами для гигиенических целей и стирки одежды; - светильниками дневного и ночного освещения.
Согласно пункту 40 Правил N 189 подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: - спальным местом; - постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; - постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; - полотенцем; - столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой; - одеждой по сезону (при отсутствии собственной); - книгами и журналами из библиотеки СИЗО.
Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей.
Пунктом 45 Правил N 189 предусмотрено, что не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе. В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог пройти санитарную обработку, ему предоставляется возможность помывки в душе в день прибытия либо на следующий день.
Также в соответствии с Приложением N 2 к Правилам N 189 подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету постельное белье в одном комплекте (две простыни и наволочка), полотенце.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки.
Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно справке N 50/ТО/2/6-694 от 20.03.2020 фио, паспортные данные, арестованный 23.03.2013 ГУ МВД России по адрес по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п.п. "а, б" ч. 3 ст. 228.1, ч. 1 ч. 5 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденный 24.03.2015 Нагатинским районным судом адрес по ч. 3 ст. 30, п.п. "а, б" ч. 3 ст. 228.1, ч. 1 ч. 5 ст. 159, ч. 3 ст. 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 15 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, в периоды с 01.04.2013 по 19.08.2013 и с 14.08.2015 по 02.10.2015 содержался в ФКУ СИЗО N 6 УФСИН России по адрес.
По прибытии в учреждение 01.04.2013 административный истец был размещен в камеру N 107 первого корпусного отделения режимного корпуса, площадь которой составляла 115, 6 кв.м. (жилая 81, 7 кв.м.), количество спальных мест 35; в период с 27 апреля 2013 года по 19 августа 2013 года истец содержался в камере N 105 первого корпусного отделения режимного корпуса, общая площадь камеры составляла 116, 3 кв.м, спальное помещение площадью 81, 1 кв.м, помещение для приема пищи площадью 21, 3 кв.м.; с 14 августа 2015 года был размещен в камеру N 103, общая площадь которой составляла 115, 6 кв.м, жилая - 81, 0 кв. м, количество спальных мест -38.
В указанных камерах центральное отопление, деревянные полы, в камерах имеются окна и искусственное дневное освещение в виде люминесцентных ламп, расположенных равномерно под потолком, с нормативным освещением 150ЛК, и лампами ночного освещения, в камерах имеются: спальные помещения, помещения для приема пищи санузлы, отгороженные от спального помещения кирпичной перегородкой, оборудованы унитазами, отгороженными между собой кирпичными перегородками высотой 80 см. и шторками для соблюдения приватности, умывальниками, ванными для мытья ног, душевыми кабинками, полками для туалетных принадлежностей, зеркалами, вмонтированными в стену; оборудованы приточно-вытяжной принудительной вентиляцией, радиоточками, телевизорами, холодильниками, электрическими чайниками, шкафами для хранения продуктов, бочками с питьевой водой, вешалками для верхней одежды, скамейками.
Камеры временного содержания оборудованы скамейками, раковиной, унитазом, приточно-вытяжной принудительной вентиляцией; площадь камеры N 1 составляет 15, 8 кв.м, санузла - 1, 45 кв.м.; площадь камеры N 2 составляет 14, 0 кв.м, санузла - 1, 45 кв.м.
Также судом установлено, что учреждении использовались неразборные кровати КДК-1 длиной 2-70 мм, высотой 1755 мм, шириной 795 мм, состоящие из 2-х спинок и 2-х рам, несущие элементы спинок выполнены из стальных труб круглого сечения 50х3 мм, каркасы рам - из стального уголка сечением 63х63х5 мм, решетчатый настил рам - из стальных полос сечением 60х4 мм; кровати крепились к полу на глубину 80мм, высота нижнего яруса от уровня пола от уровня пола составляет 420 мм, расстояние между верхним и нижним ярусами - 950мм, для подъема на верхний ярус имеется лесенка; для защиты от падения верхний ярус снабжен ограничителями.
Согласно журналам учета прогулок подозреваемых, обвиняемых и осужденных ФКУ ЗИСО N 6 УФСИН России по адрес N 247 и N 766 соответственно за периоды с 25.04.2013 по 18.08.2013 с 21.04.2015 по 06.11.2015, в которых отражено время прогулок и количество заключенных, выведенных на прогулку, фио ежедневно предоставлялась возможность прогулки в светлое время суток.
Учреждением были заключены государственные контракты на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в 2013 году с ООО адрес, в 2014 году с ООО "БиоТехСоюз", в 2015 году с ООО "Центр дезинфекции" в обязанности исполнителей входило проведение обслуживания объектов по профилактике и борьбе переносчиками инфекционных заболеваний (синантропными грызунами и насекомыми) в строгом соответствии с действующими нормами и инструкциями, утвержденными Госсанэпиднадзором Российской Федерации, которые проводились ежеквартально.
Вместе с тем судом первой инстанции установлено и не опровергнуто административными ответчиками ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции, что в период содержания фио в ФКУ СИЗО N 6 УФСИН России по адрес в камере N 107 на одного человека приходилось 3, 04 кв.м, а в камере N 105 - 3, 52 кв. м, что меньше санитарной нормы, установленной законом.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь приведенными выше Федеральными законами, Уголовно-исправительным кодексом Российской Федерации, Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исправительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку административный истец материалами дела подтверждено несоблюдение ответчиками требований норм Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в части обеспечения санитарной площади на одного человека в период содержания истца под стражей в ФКУ СИЗО N 6 УФСИН России по адрес, при том, что доводы административных ответчиков о нахождении фио под стражей в следственном изоляторе в бытовых условиях, отвечающим требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, не подтверждены допустимыми доказательствами по делу, тогда как именно на стороне ответчиков лежит бремя опровержения обстоятельств, на которые ссылался административный истец, при том, что установленное несоответствие законодательству норм санитарной площади в камере на одного человека в период содержания последнего опровергнуто не было, в связи с чем пришел к выводу, что гарантированное законодательством право содержащегося под стражей фио на материально-бытовое обеспечение, отвечающее требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, было нарушено.
Определяя сумму компенсации в размере сумма, суд исходил из срока нахождения административного истца в указанных условиях, выявленных нарушений условий содержания и длительности нарушения прав административного истца, которые претерпел административный истец.
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Вместе с тем ФСИН России и ФКУ СИЗО N 6 УФСИН России по адрес не представили в материалы дела технический паспорт помещения с указанием точной площади камер, в которых содержался административный истец, а также иные документы, подтверждающие соблюдение в следственном изоляторе условий содержания с учетом фактов, перечисленных в административном исковом заявлении и доводов ответчиков, при том, что такие доводы об удовлетворительном санитарном состоянии камер надлежащими доказательствами по делу не подтверждены, а позиция заключенного не опровергнута.
При таком положении доводы апелляционной жалобы о том, что установленные санитарные нормы площади в камерах были соблюдены, судебная коллегия признает несостоятельными.
Довод апелляционной жалобы о том, что от фио не поступало жалоб на несоответствие норм площади, а также на бездействия сотрудников администрации учреждения, не свидетельствуют о соблюдении установленных норм площади и не опровергают выводов суда первой инстанции.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении неимущественных прав истца и нарушений условий его содержания, что является основанием для взыскания компенсации.
Ссылка в апелляционной жалобе на судебную практику по аналогичным делам, по которым было отказано в удовлетворении исковых требований, не может быть принята во внимание, поскольку обстоятельства дела по каждому спору устанавливаются судом самостоятельно, а судебные постановления, приведенные ответчиком в жалобе, преюдициального или прецедентного значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи; юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, по своему существу они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 22 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по адрес - фио - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20
сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.