Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, адресВ., при секретаре Аллахвердиевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи адресВ. административное дело по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Черёмушкинского районного суда адрес от 11 октября 2022 года, которым постановлено: В удовлетворении административных исковых требований Елисеева Сергея Геннадьевича к ФКУ ГИАЦ МВД России об обязании осуществить действия - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Елисеев С.Г. обратился в суд с административным иском к ФКУ ГИАЦ МВД России об обязании осуществить действия, указав, что в 2003 году Московской городской военной прокуратурой в отношении административного истца было возбуждено уголовное дело. В 2004 году уголовное дело в отношении фио прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. При выдвижении своей кандидатуры на выборы в Московскую Городскую Думу от партии ЛДПР, при проверке наличия/ отсутствия судимости выявлено наличие сведений о федеральном розыске фио Из-за наличия указанных сведений Елисеев С.Г. не был допущен к участию в выборах. Административный истец считает незаконным хранение ответчиком указанной информации.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Исследовав материалы административного дела, выслушав административного истца, сочтя возможным по правилам ст. ст. 150 - 152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу, что по делу имеются основания для отмены решения в апелляционном порядке и направления дела на новое рассмотрение.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 3 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, или если решение суда первой инстанции принято в соответствии с частью 5 статьи 138 настоящего Кодекса, либо в случае нарушения правил о ведении аудиопротоколирования судебного заседания.
Кодексом административного судопроизводства РФ установлено, что суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, оказывает сторонам содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные названным кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела (ч. 2 ст. 14). Применительно к рассмотрению дел об оспаривании решений (действий, бездействия) органов государственной власти процессуальный закон установилобязанность суда выяснять, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок его принятия и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (подпункты "б", "в" п. 3 и п. 4 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ). При этом судам следует учитывать, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм. В противном случае искажаются задачи и смысл административного судопроизводства, установленные статьей 3 названного Кодекса.
Вопреки приеденным законоположениям дело рассмотрено судом формально.
В соответствии со статьей 17 Федерального Закона от 07 февраля 2011 года N З-ФЗ "О полиции" (далее - Закон "О полиции") полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления: о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием; о лицах, осужденных за совершение преступления в банки данных о гражданах.
Формирование и ведение банков данных о гражданах осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, а персональные данные, содержащиеся в банках данных о гражданах, обрабатываются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
В целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений; для информационного обеспечения деятельности по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску лиц и похищенного имущества; а также в целях обработки персональных данных, определенным трудовым и иным законодательством, направленным на недопущение предоставления неполных сведений о судимости либо об уголовном преследовании при трудоустройстве Министерством внутренних дел Российской Федерации с соблюдением порядка издания и вступления в силу были изданы нормативные правовые акты.
Порядок формирования и ведения банков данных о гражданах регламентируется ведомственными нормативными правовыми актами. В настоящее время указанный порядок осуществляется в соответствии с требованиями приказа МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Министра обороны Российской Федерации, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, Следственного комитета Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее - межведомственный приказ) от 12 февраля 2014г. N 89дсп/19дсп/73дсп/1адсп/113дсп/108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/324дсп/133дсп/63дсп /14/95 дсп "Об утверждении Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации" (далее - межведомственный приказ). Межведомственный приказ согласован с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и зарегистрирован в Минюсте России 21 марта 2014 года, регистрационный N 31681.
В соответствии с положениями межведомственного приказа заполнение учетных документов осуществляется должностными лицами органов предварительного следствия и дознания системы МВД России, а также судами (судьями), в том числе военными, после вынесения приговора - перед направлением их в информационные центры.
Контроль за качеством и достоверностью направляемых документов, сроками их направления возлагается на начальников (руководителей) подразделений, в которых они составляются.
В целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений; для информационного обеспечения деятельности по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску лиц и похищенного имущества; а также в целях обработки персональных данных, определенным трудовым и иным законодательством, направленным на недопущение предоставления неполных сведений о судимости либо об уголовном преследовании при трудоустройстве Министерством внутренних дел Российской Федерации с соблюдением порядка издания и вступления в силу были изданы нормативные правовые акты. Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (далее - Административный регламент), утвержденный приказом МВД России от 27 сентября 2019 года N 660, зарегистрирован в Минюсте России 29 января 2020 года за N 57322)
В соответствии с требованиями адрес регламента должностное лицо, уполномоченное на оформление справки о наличии (отсутствии) судимости, при поступлении заявления, осуществляет проверку по учетам ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ по паспортные данные, месту жительства (месту пребывания) заявителя на адрес, а также по месту его осуждения, если эти сведения выявлены в ходе проверки. После проведения проверок и получения сведений в отношении заявителей из оперативно-справочных учетов ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ на номерном бланке оформляется справка о наличии (отсутствии) судимости. При отсутствии факта нахождения лица в розыске за совершение
преступления в справке в графе "Дополнительная информация" указывается дата
объявления в розыск, инициатор, статья уголовного кодекса по которой
привлекается гражданин.
Данная информация отражается в справке о наличии (отсутствии)
судимости. При этом суд обращает внимание на то, что в справке о наличии (отсутствии)
судимости перечисляются регионы, по которым осуществлялась проверка и
указываются имеющиеся в учетах сведения, без указания конкретного региона в
котором имеются сведения.
Исключение из базы данных розыскной информации осуществляется в
случаи прекращения уголовного дела в отношении гражданина по основаниям
дающим право на реабилитацию. В данном случае должна происходить
коррекция в отношении лица, объявленного в розыск. Сотрудник ИЦ органа
внутренних дел, в котором расследовалось уголовное дело, в автоматическом
режиме направляет корректирующую информацию в ФКУ "ГИАЦ МВД России".
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по следующим основаниям: отсутствие в деянии состава преступления.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения в суд административного истца послужили следующие обстоятельства.
Согласно представленной административным истцом в материалы дела справке от 28.01.20004 уголовное дело N 33/03/01119-03 в отношении фио прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ. При выдвижении своей кандидатуры на выборы в Московскую Городскую Думу от партии ЛДПР, при проверке наличия/ отсутствия судимости выявлено наличие сведений о федеральном розыске фио Из-за наличия указанных сведений Елисеев С.Г. не был допущен к участию в выборах.
Отказывая истцу в удовлетворении его требований суд указал, что по смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. Указанная совокупность при установленных выше обстоятельствах не установлена. Административным истцом не представлены доказательства и не доказано нарушения его прав и свобод со стороны ответчика, так как согласно представленным административным ответчиком сведениям, о чем указано в возражениях на иск, в оперативно-справочных учетах ФКУ "ГИАЦ МВД России" розыск Елисеева Сергея Геннадьевича, паспортные данные, прекращен 26.04.2004 г. в соответствии с циркуляром, поступившим от инициатора розыска.
Между тем, как следует из искового заявления, административным истцом оспаривалась законность хранения информации о его федеральном розыске, поскольку из-за наличия указанных сведений Елисеев С.Г. не был допущен к участию в выборах.
Данные обстоятельства суд во внимание не принял, не установил, по какой причине не произошло исключение из базы данных розыскной информации, тогда как уголовное дело в отношении фио прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, т.е. по основаниям, дающим право на реабилитацию, не привлек к участию в деле орган внутренних дел, расследовавший уголовное дело, сотрудник ИЦ которого в автоматическом режиме направляет корректирующую информацию в ФКУ "ГИАЦ МВД России".
Кроме того, суд рассмотрел дело в отсутствие административного истца, не разрешив его ходатайство об отложении дела.
Судебная коллегия считает, что данные нарушения не позволили гарантировать соблюдение одного из принципов административного судопроизводства, закрепленного в части 7 статьи 6 КАС РФ - состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.
Допущенные судом первой инстанции нарушения процессуального закона судебная коллегия признает существенным, коллегия лишена возможности его устранить на стадии апелляционного производства, что является безусловным основанием для отмены решения и направления административного дела в соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела следует учесть изложенное, определить круг лиц, участвующих в деле, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для административного дела, установить, в чем выразилось нарушение прав административного истца и вынести решение с учетом требований закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Черёмушкинского районного суда адрес от 11 октября 2022 г. отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в тот же суд, в ином составе суда.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу во Второй кассационный суд общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.