Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Пономарева А.Н., судей Кирпиковой Н.С., Рубцовой Н.В.
при секретаре Кльован С.П, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-1870/2022 по административному иску Кочетовой... к МВД России о признании незаконным и отмене распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в...
по апелляционной жалобе административного ответчика МВД России, подписанной представителем по доверенности фио, на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 9 декабря 2022 года о частичном удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Кочетова В.В. обратилась в суд с административным иском к МВД России о признании незаконным и отмене распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в... от 19 ноября 2012 года.
В обоснование заявленных требований указала, что является гражданкой.., принятое 19 ноября 2012 года в отношении нее бессрочное распоряжение о нежелательности пребывания в... нарушает ее права и законные интересы, так как она воспитывает ребенка фио, паспортные данные, являющегося.., отцом которого является фио, также имеющий гражданство... Она намерена проживать и воспитывать ребенка совместно с фио, который в связи со сложившейся обстановкой в Украине не может туда выехать.
Решением Замоскворецкого районного суда адрес от 9 декабря 2022 года административные исковые требования Кочетовой В.В. удовлетворены частично, постановлено:
признать незаконным распоряжение ФСКН России N 561-р от 19 ноября 2012 года "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданки... Кочетовой.., паспортные данные, в части неуказания срока нежелательности;
обязать МВД России установить фио Владимировне, паспортные данные, срок нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации;
в удовлетворении остальной части требований отказать.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика МВД России по доверенности фио ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика МВД России по доверенности фио, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС... рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС... оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС... необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС.., является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС...).
В силу части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на адрес, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
При подтверждении факта излечения от инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, такое решение подлежит отмене. В случае отказа иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием у указанного иностранного гражданина или лица без гражданства инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, проходить лечение в Российской Федерации и выезда в целях прохождения лечения в другое государство действие такого решения может быть приостановлено. В случае выдачи лицу без гражданства, в отношении которого принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации такое решение подлежит отмене уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или его территориальным органом, принявшим такое решение, в течение пяти рабочих дней со дня поступления уведомления о выдаче лицу без гражданства указанного удостоверения. Порядок принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании Указа Президента... от 5 апреля 2016 года N156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена.
Функции, полномочия и штатная численность ФСКН России переданы согласно пункту 2 Указа в Министерство внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Указа МВД... является правопреемником упраздняемой Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Порядок принятия в отношении иностранных граждан решений о нежелательности пребывания (проживания) в... на момент возникновения спорных правоотношений был определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 года N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и Перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации".
Согласно данному Постановлению ФСКН России была включена в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Порядок принятия ФСКН России решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства был установлен в Инструкции об организации работы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по представлению материалов и их рассмотрению при принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденной приказом ФСКН России от 12 августа 2009 года N 362.
Пунктом 4 Инструкции N 362 предусмотрено, что при наличии материалов, подтверждающих обстоятельства, являющиеся в соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" основанием для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, оперативными подразделениями органов наркоконтроля (подразделениями, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность) подготавливается ходатайство о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, которое утверждается в территориальном органе ФСКН России. Утвержденное ходатайство с прилагаемыми к нему материалами незамедлительно направляется на имя председателя комиссии ФСКН России по рассмотрению ходатайств о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства для определения целесообразности его удовлетворения.
Разрешая настоящее дело, суд установил, что Кочетова В.В, паспортные данные, является гражданкой...
Распоряжением ФСКН России N 561-р от 19 ноября 2012 года пребывание (проживание) Кочетовой В.В. на адрес... признано нежелательным.
Основанием для вынесения данного распоряжения послужило привлечение Кочетовой В.В. к административной ответственности постановлением судьи Балашихинского городского суда адрес от 13 июля 2012 года за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.9 КоАП.., то есть за употребление наркотического средства без назначения врача, ей назначено наказание в виде штрафа в размере сумма, с административным выдворением за пределы...
Как установлено судом, Кочетова В.В. не пересекала границу... ; решение о выдворении за пределы... не исполнила.
Из пояснений представителя истца следует, что административный истец выехала на адрес... по личной необходимости в 2021 году, после чего из-за оспариваемого распоряжения въехать обратно не смогла.
Кроме того, из материалов дела следует, что Кочетова В.В. 17 октября 2014 года осуждена приговором Балашихинского городского суда адрес за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК.., к наказанию в виде лишения свободы сроком на 3 месяца.
Кочетова В.В. является матерью фио, паспортные данные, отец которого фио, 1978 г.рожд, является гражданином...
Кочетова В.В. и фио в зарегистрированном браке не состоят.
5 августа 2022 года несовершеннолетним фио приобретено гражданство...
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС... собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято в пределах полномочий уполномоченного органа при наличии законных к тому оснований.
Судом отмечено, что ФСКН России отдан приоритет интересам большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у иностранного гражданина устойчивых семейных связей на адрес.
Таким образом, оспариваемое распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) Кочетовой В.В. в Российской Федерации признано судом оправданным, справедливым и соразмерным с учетом степени общественной опасности совершенных ею деяний.
Вместе с тем, проверяя законность оспариваемого распоряжения, суд указал на то, что в нем не указан срок, на который пребывание (проживание) Кочетовой В.В. на адрес... признано нежелательным, таким образом, фактически данным распоряжением пребывание (проживание) административного истца на адрес... признано нежелательным бессрочно, в то время как действующим законодательством предусмотрен срок исполнения назначенного административного наказания.
Судом также учтено, что в силу подпункта 2 части 1 статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Таким образом, признание пребывания (проживания) административного истца в Российской Федерации нежелательным бессрочно, в том числе и по истечении срока административного выдворения, не соответствует положениям национального законодательства и свидетельствует о чрезмерном вмешательстве со стороны публичных властей Российской Федерации в права административного истца, не отвечает требованиям соблюдения необходимого баланса публичных и частных интересов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о признании незаконным распоряжения ФСКН России от 19 ноября 2012 года N 2012 года в части неустановления срока данного ограничения.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного ответчика не имеется.
Обжалуемое решение суда принято с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС.., при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению; верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС...), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС.., тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в законодательстве отсутствует норма, дающая право МВД России устанавливать срок нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина, основанием к отмене постановленного судом решения служить не могут, поскольку не опровергают выводов суда о том, что признание в данном случае пребывания административного истца в Российской Федерации нежелательным бессрочно свидетельствует о чрезмерном вмешательстве со стороны публичных властей Российской Федерации в ее права, не отвечает требованиям соблюдения необходимого баланса публичного и частного интересов, с учетом того обстоятельства, что действующее законодательство устанавливает определенные сроки исполнения административных наказаний, а равно правовые последствия административного выдворения.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС.., для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС.., судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 9 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 сентября 2023 года
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.