Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Пономарева А.Н., судей Кирпиковой Н.С., Рубцовой Н.В.
при секретаре Абрамовой О.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-462/2022 по административному иску Архиповой... к ОМВД России по адрес о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, обязании зарегистрировать по месту жительства
по апелляционной жалобе административного истца Архиповой Т.Н, подписанной также ее представителем по доверенности Шевяковым М.И, на решение Хорошевского районного суда адрес от 21 июля 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Архипова Т.Н. обратилась в суд с административным иском к ОМВД России по адрес о признании незаконным отказа заместителя начальника ОВМ в регистрации по месту жительства по адресу: адрес, признании права быть зарегистрированной и обязании зарегистрировать по месту жительства. В обоснование заявленных требований указано, что ею в ОВМ ОМВД России по адрес было подано заявление по установленной форме с просьбой о регистрации по месту жительства в жилом помещении по адресу: адрес, к которому был приложен договор найма служебного жилого помещения N 2-65/2-2022 от 20 января 2022 года. 12 мая 2022 года ответчиком отказано в регистрации Архиповой Т.Н. по месту жительства в жилом помещении по адресу: адрес под предлогом того, что представленный договор найма служебного жилого помещения является срочным, что препятствует регистрации по месту жительства. Отказом в регистрации по месту жительства нарушено права административного истца, созданы препятствия в исполнении обязанности зарегистрироваться по месту фактического проживания. Кроме того, вследствие отсутствия регистрации по месту жительства, истцу как пенсионерке созданы препятствия в оформлении социальной карты жителя адрес, она лишена возможности оформить удостоверение ветерана труда и участвовать в выборах в органы власти.
Решением Хорошевского районного суда адрес от 21 июля 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Архиповой Т.Н. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Архипова Т.Н. и ее представитель по доверенности Шевяков М.И. ставят вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения административного истца Архиповой Т.Н, ее представителя по доверенности фио, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В силу статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Статьей 6 данного Закона предусмотрено, что гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:
паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявление, а также иные документы, указанные в настоящей статье, могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.
Согласно пункту 48 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2017 года N 984, для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента.
Заявление о регистрации по месту жительства подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении.
Согласие на вселение гражданина в жилое помещение удостоверяется лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, либо в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате (пункт 49.4).
Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что между Архиповой Т.Н. и Министерством обороны РФ заключен договор найма служебного помещения N 2-65/2-2022 от 20 января 2022 года, согласно которому Архиповой Т.Н. для временного проживания сроком до 20 января 2023 года предоставлено жилое помещение по адресу: адрес. Условиями договора не предусмотрена регистрация нанимателя в предоставленном жилом помещении по месту жительства.
21 апреля 2022 года Архипова Т.Н. обратилась в ОВМ ОМВД России по адрес с заявлением о регистрации по месту жительства в жилом помещении по адресу: адрес. В качестве основания регистрации указала договор найма служебного помещения N2-65/2-2022 от 20 января 2022 года.
12 мая 2022 года Архиповой Т.Н. сообщено, что для положительного решения вопроса о регистрации по месту жительства необходимо представить документы-основания, при этом пункт 5 представленного ею договор найма служебного жилого помещения содержит условия о сроке предоставления служебного жилого помещения; при предоставлении всех необходимых документов регистрационные действия будут осуществлены в установленном законом порядке.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу о правомерности оспариваемого решения.
При этом суд исходил из того, что представленный истцом при подаче заявления договор найма служебного жилого помещения является срочным, заключен на срок 1 год, в связи с чем основанием для регистрации административного истца в соответствующем жилом помещении по месту жительства служить не может.
Судом также отмечено, что органы регистрационного учета при осуществлении регистрации граждан по месту жительства, не вправе разрешать споры о правах того или иного лица на жилое помещение, а также вопросы толкования условий договора.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Обжалуемое решение суда принято с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению; верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административный ответчик не вправе оценивать содержание представленного договора найма служебного жилого помещения и его условия, основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
При этом согласно статье 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства является жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Принимая во внимание, что согласно договору найма служебного жилого помещения от 20 января 2022 года жилое помещение по адресу: адрес предоставлялось Архиповой Т.Н. для временного проживания сроком до 20 января 2023 года, местом жительства для нее такое жилое помещение признано быть не могло, а представленный ею договор найма не мог служить основанием для регистрации ее по месту жительства.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хорошевского районного суда адрес от 21 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 сентября 2023 года
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.