Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей адресВ., фио, при секретаре Бубновой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи адресВ. административное дело N2а-743/2023 по апелляционной жалобе административного истца Монгайт А.В. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 23 марта 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного иска Монгайт Анны Викторовны к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и отмене распоряжения о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента и исключении информации из реестра иностранных агентов - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Монгайт А.В. обратилась в суд с административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и отмене распоряжения о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента и исключении информации из реестра иностранных агентов, в обоснование требований указала, что распоряжением Минюста России от 25.11.2022 г. она была включена в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, вместе с тем копия обжалуемого решения ей не направлялась, а само распоряжение вынесено незаконно и нарушает ее права на неприкосновенность частной жизни, свободу слова и выражения мнения, является дискриминацией её прав, носит политически мотивированный характер.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив решение, выслушав объяснения представителя административного истца фио, возражения представителя административного ответчика фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N2124-1 "О средствах массовой информации" юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных
положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации (часть 3).
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - реестр), а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24.09.2020 N 216 (далее - Порядок), предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Порядка уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации.
Судом при рассмотрении дела установлено, что 25.11.2022 г. из Главного управления по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации в Минюст России поступили материалы, свидетельствующие об осуществлении административным истцом политической деятельности в интересах Украины, иностранной организации (Телеканал Дождь ("TV Rain", Латвия)) в связи с оказанным на него иностранным воздействием.
В 2022 году выявлены факты распространения Монгайт А.В. сообщений и материалов иностранного средства массовой информаций SIA "MedusaProject", выполняющего функции иностранного агента, а также сообщений и материалов украинских СМИ - УНИАН и ПРУФ | НОВОСТИ УКРАИНА, тематикой которых является распространение мнений о проводимой на адрес специальной военной операции, проводимой органами публичной власти Российской Федерации политике.
На своем YouTube-канале "Вся такая фио" Монгайт А.В. предоставляет площадку для распространения сообщений и материалов о проводимой Россией политике в рамках проведения специальной военной операции на адрес для неограниченного круга лиц (в том числе лицами, внесенными в список).
02.09.2022 дала обширное интервью латвийскому ютуб-каналу "И Грянул Грэм" (Латвия). фио: об имперскости, словах Познера, поступке Пугачевой, Галкине, Лобкове, Зыгаре, Синдеевой" https://www.youtube.com/watch?v=W4b4FJlmyaE: "Мы готовились к этой войне не 24 февраля, а примерно за месяц".
21.09.2022 Монгайт А.В. на ютуб-канале "Дождь" (признан иноагентом) берет интервью у фио (признана иноагентом) фио. Почему Путин объявил мобилизацию и что будет дальше?" https://www.youtube.com/watch?v=9MQcQ6dTFTI.
Согласно сведениям Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 21.11.2022 (вх. N 169842/22) фио (Лошак) фио (псевдоним Эна Лошак), российский журналист, телеведущая, продюсер, редактор, проживает в адрес.
С 2010 года сотрудничала в качестве журналиста с телеканалом "Дождь" (ЭЛ N ФС 77 - 63468 от 02.11.2015, вещание телеканала прекращено по требованию Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 20.08.2021 внесен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, https://tvrain.ru/, доступ к сайту ограничен на основании требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации).
Монгайт А.В. распространяет/распространяла сообщения и материалы для неограниченного круга лиц на следующих ресурсах:
?"Facebook" https://www.facebook.com/anna.mongayt - около 54 тыс. подписчиков, доступ к социальной сети ограничен;
?"Instagram" https://www.instagram.com/mongayt - около 19, 6 тыс. подписчиков, доступ к социальной сети ограничен;
?"Telegram" https://t.me/vsyatakayamongayt - около 32, 2 тыс. подписчиков;
?"Telegram" https://t.me/tzrussia - около 140 подписчиков;
?"YouTube" https://www.youtube.com/channel/UCZQ0H5rvxajQCHyqu-ISE0A - около 105 тыс. подписчиков.
За период с ноября 2021 года по ноябрь 2022 года выявлены факты распространения Монгайт А.В. сообщений и материалов иностранных средств массовой информации "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC)", ООО "ЗП", ООО "Москоу диджитал медиа", "The Insider SIA", SIA "Medusa Project", выполняющих функции иностранного агента, а также сообщений и материалов фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, Рубина фио, фио, фио, Анина фио, фио, фио, фио, фио, фио, включенных в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
За период с ноября 2021 года по ноябрь 2022 года выявлены факты участия Монгайт А.В. в создании сообщений и материалов иностранных средств массовой информации ООО "Телеканал Дождь", "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC)", ООО "Москоу диджитал медиа", выполняющих функции иностранного агента, а также сообщений и материалов фио, включенной в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Таким образом, в деятельности административного истца выявлены факты осуществления политической деятельности в форме распространения мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике, формирования общественно-политических взглядов в интересах Украины, иностранной организации (Телеканал Дождь ("TV Rain", Латвия)) в связи с оказанным на него воздействием, которое выражено в представлении информационных площадок для распространения мнений о проводимой на адрес специальной военной операции, государственных органах Российской Федерации, проводимой ими политике.
Суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, в том числе положениями Закона РФ "О средствах массовой информации", приказа Минюста России N 216 от 24.09.2020 г, исследовав, в том числе обозрев, представленные суду доказательства, подтверждающие получение истцом средств из иностранных источников, оценив их по правилам статьи 84 КАС РФ в совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что в ходе судебного разбирательства достоверно установлены факты распространения Монгайт А.В. с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц, а равно получения денежных средств от иностранных источников.
При таких данных, оспариваемое распоряжение принято Минюстом России при наличии законных к тому оснований в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации". Решение согласовано с МИД России. Распоряжение принято полномочным государственным органом, в пределах своей компетенции.
Вместе с тем, включение Монгайт А.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, осуществленное в соответствии с законом, не может быть признано ограничивающим права и свободы, не является дискриминацией, не свидетельствует о нарушении принципа равенства, права административного истца на свободу слова и распространение информации, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, применил закон, подлежащий применению, и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение Монгайт А.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, влечет за собой ограничение прав, не преследующее правомерной цели, не являющееся необходимым в целях защиты конституционно охраняемых ценностей и интересов, политически мотивировано, не могут быть приняты во внимание, поскольку были предметом оценки суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в решении суда.
Факт получения денежных средств из иностранных источников административным истцом не опровергнут.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов, не влияют на полноту установленных в ходе рассмотрении дела судом фактических обстоятельств дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления и считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным; принятым в строгом соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).
По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 23 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.