Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, адресВ., при секретаре фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве на решение Троицкого районного суда адрес от 10 ноября 2022 года, которым постановлено:
Административные исковые требования фио к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, обязании осуществить государственную регистрацию права - удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Росреестра по Москве об отказе в государственной регистрации права собственности от 28.04.2022 MFC-0558/2022-79642.
Восстановить в ЕГРН сведения о земельных участках с кадастровым номером 77:18:0000000:37575 площадью 441 кв. метров, с кадастровым номером 77:18:0000000:37576 площадью 1121 кв. метров, по адресу: адрес, адрес, кв.63, 64 Малининского адрес ЛСХ, ДСК "Творчество" Союза писателей, согласно межевым плана, изготовленным кадастровым инженером фио 01.11.2013 года.
Обязать Управление Росреестра по Москве осуществить государственную регистрацию права на земельные участки с кадастровым номером 77:18:0000000:37575 площадью 441 кв. метров, с кадастровым номером 77:18:0000000:37576 площадью 1121 кв. метров, по адресу: адрес, адрес, кв.63, 64 Малининского адрес ЛСХ, ДСК "Творчество" Союза писателей, на основании заявления от 19.01.2022 года N MFC-0558/2022-79642,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратился в Троицкий районный суд адрес с административным исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (далее Управление Росреестра по Москве), ссылаясь на то, что ответчиком отказано истцу в осуществлении регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 77:18:0000000:37575, площадью 441 кв. м, и 77:18:0000000:37576, площадью 1121 кв. м, расположенные по адресу: адрес, кв. 63, 64 Малининского адрес ЛСХ, ДСК "Творчество" Союза писателей.
Административный истец полагал, что оспариваемое решение от 28.04.2022 MFC-0558/2022-79642 нарушает его права, поскольку указанными земельными участками административный истец владеет на законных основаниях, в связи с чем просил суд признать незаконными действия Управления Росреестра по адрес, выразившиеся в отказе в государственной регистрации права собственности на указанное выше имущество, восстановить в ЕГРН сведения о названных земельных участках, согласно межевому плану, изготовленному кадастровым инженером фио 01.11.2013 года, обязать осуществить государственную регистрацию.
Решением Троицкого районного суда адрес от 10 ноября 2022 года в административные требования фио удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик выражает несогласие с данным судебным решением, считая его незаконным и необоснованным.
Исследовав материалы административного дела, выслушав представителя административного истца фио, представителя заинтересованного лица СНТ "Творчество" фио, полагавших решение суда законным, обсудив мотивы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, проверив решение, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Государственная регистрация прав осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), статьей 1 которого определено, что последняя представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Исполнительного Комитета Наро-Фоминского городского Совета народных депутатов адрес от 16.05.1991 N 407/11 утверждены границы планов отвода земельных участков и выданы Государственные Акты на право пользования землей Союзу писателей СССР под дачно-строительный кооператив пансионатного типа "Творчество" площадью 7.2 га из земель 6, адрес Малинского адрес лесхоза в соответствии с решением исполкома Мособлсовета от 04.04.1991 N166/12 (том дела 1 л.д.30).
На общем собрании членов адрес 29.01.2012 принято решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:2660191202:33 площадью 42000 кв.м, распределении образованных в результате раздела земельных участков членам ДНП в собственность бесплатно, без проведения торгов (том дела 1 л.д. 50-57).
26.06.2016 года общим собранием членов утвержден список членов адрес, имеющих право безвозмездного получения выделенного ДНП, с указанием количества и кадастровых номеров: фио - 77:18:0000000:37575, 77:18:0000000:37576 (том дела 1 л.д. 59-69).
адрес с кадастровыми номерами 77:18:0000000:37575 площадью 441 кв.м, 77:18:0000000:37576 площадью 1121 кв.м, образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:2660191202:33 площадью 42000 кв.м, принадлежащего адрес на основании свидетельства о государственной регистрации права от 26.09.2014 г. (том дела 1 л, д. 42).
Согласно решению общего собрания членов адрес от 23 апреля 2017 года, оформленного протоколом N 0423.01, земельные участки с кадастровыми номерами 77:18:0000000:37575, 77:18:0000000:37576 безвозмездно передаются в собственность фио (том дела 1 л.д. 70-142).
29 апреля 2017 года между адрес и фио заключен договор N170429.01 о безвозмездной передаче истцу земельных участков с кадастровыми номерами 77:18:0000000:37575 площадью 441 кв.м и 77:18:0000000:37576 площадью 1121 кв.м, расположенных по адресу: адрес, адрес, кв.63, 64 Малининского адрес ЛСХ, ДСК "Творчество" Союза писателей, участки переданы административному истцу по Акту приема-передачи имущества от 29.04.2017 года (том дела 1 л.д. 28).
В целях государственной регистрации прав на указанное недвижимое имущество Аршинов А.М. обратился в Управление Росреестра по Москве с соответствующим заявлением, приложив перечисленные выше правоустанавливающие документы, заявление принято 19.01.2022 (том дела 2 л.д. 91).
Уведомлением от 28.01.2022 Управлением Росреестра по Москве приостановлена государственная регистрация права собственности в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:18:0000000:37575, 77:18:0000000:37576 по причине отсутствия в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах адрес на указанный объект недвижимости.
Согласно уведомлению от 28.04.2022 Управлением Росреестра по Москве отказано в государственной регистрации права собственности в связи с истечением срока приостановления, указанных в уведомлении от 28.01.2022 года в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:18:0000000:37575, 77:18:0000000:37576 и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации (том 1 л.д. 13-19).
В качестве обоснования отказа указано, что при проверке сведений, содержащихся в ЕГРН имеются актуальные сведения об исходном земельном участке, который не прекратил свое существования при разделе и права адрес на него не прекращены, права на вновь образованные участки в том числе: с кадастровыми номерами 77:18:0000000:37575, 77:18:0000000:37576 в ЕГРН отсутствуют (том дела 1 л.д. 14-19).
Согласно выпискам из ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами 77:18:0000000:37575, 77:18:0000000:37576, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:2660191202:33, сняты с кадастрового учета 01.06.2022.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами материального и процессуального права, а также положениями ст. ст. 8, 12, 131, 209, 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в п. 61 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, проанализировав доводы административного иска, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, при этом исходил из того, что административным истцом для регистрации объектов недвижимости в адрес регистрирующего органа были представлены все документы, соответствующие требованиям законодательства РФ, необходимые для осуществления запрашиваемых действий.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения суда, поскольку при рассмотрении дела судом была установлена необходимая совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения административного ответчика требованиям действующего законодательства, что повлекло за собой нарушение прав административного истца.
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы представителя административного ответчика не опровергают выводов суда первой инстанции о том, что земельные участки находятся в собственности истца, основанном на членстве в адрес, следовательно, документы, исходящие от данного партнерства, являются основанием для регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 77:18:0000000:37575, 77:18:0000000:37576 за фио
Остальные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия также не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Троицкого районного суда адрес от 10 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.