Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Ставича В.В.
судей фио, фио
при секретаре Черных В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2А-476/2023 по административному иску Кержаковой Татьяны Евгеньевны действующей в интересах несовершеннолетнего фио, паспортные данные к Департаменту образования и науки адрес о признании незаконными действия (бездействия), обязании реализовать право на бесплатное дошкольное образование путем создания и предоставления в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда места в группе полного дня в ГБОУ Школа адрес N1212 по апелляционной жалобы административного истца и апелляционной жалобе представителя административного ответчика Департамента образования и науки адрес на решение Мещанского районного суда адрес от 01 03.05.2023, которым постановлено:
" Административный иск Кержаковой Татьяны Евгеньевны в интересах несовершеннолетнего фио, паспортные данные к Департаменту образования и науки адрес о признании незаконными действия (бездействия), обязании реализовать право на бесплатное дошкольное образование путем создания и предоставления в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда места в группе полного дня в ГБОУ Школа адрес N1212 удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Департамента образования и науки адрес выразившееся в непредоставлении места фио, паспортные данные в дошкольном образовательном учреждении на закрепленной территории в соответствии с Приказом Департамента образования адрес от 04 декабря 2015 года N3511 "О закреплении образовательных организаций за микрорайонами (территориями) адрес" с учетом территориальной доступности. Обязать Департамент образования и науки адрес рассмотреть вопрос о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания фио, паспортные данные.",
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Кержакова Т.Е. обратилась в суд в интересах своего несовершеннолетнего сына фио, паспортные данные к Департаменту образования и науки адрес о признании незаконными действия (бездействия), обязании реализовать право на бесплатное дошкольное образование путем создания и предоставления в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда места в группе полного дня в ГБОУ Школа адрес N1212, указав на то, что 28 августа 2022 года зарегистрирована для поступления в детский сад, однако до настоящего времени место в детском саду ребенку не предоставлено.
Судом постановлено решение, об отмене которого просит административный истец и представитель административного ответчика Департамента образования и науки адрес, считая его незаконным и необоснованным.
Представитель административного истца в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить в части, доводы апелляционной жалобы административного ответчика просил оставить без удовлетворения.
Представитель административного ответчика в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, поддержавших доводы апелляционных жалоб, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
При этом судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на соблюдении принципа обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Как предусмотрено статьей 5 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае, если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).
Судом первой инстанции установлено, что Кержакова Т.Е, являясь матерью фио, паспортные данные, в установленном порядке через интернет ресурс автоматизированной информационной системы "Зачисление в образовательное учреждение" 27 августа 2022 года подала заявление на зачисление фио, паспортные данные в государственную образовательную организацию системы образования адрес, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Заявление фио принято и ему присвоен номер 4510 0035 4622 5370 от 27 августа 2022 года, фио зарегистрирован в электронную очередь для поступления в дошкольное образовательное учреждение.
Заявителем указаны желаемые дошкольные образовательные учреждения: ГБОУ адрес "Школа N 1212", ГБОУ адрес "Школа N1576", ГБОУ адрес "Школа N 1252".
На момент спора место в дошкольном образовательном учреждении сыну административного истца не предоставлено.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления, и исходил из того, что Департаментом образования и науки адрес допущено незаконное бездействие, выразившееся в непредставлении места в дошкольном образовательном учреждении малолетнему фио 2020г.р, поскольку применительно к частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ административным ответчиком не доказано, что обжалуемое действие (бездействие) основано на вышеприведенных нормативных правовых актах, регулирующих спорные правоотношения; административным истцом доказан факт нарушения своих прав, поскольку у административного истца имеются все необходимые объективные предпосылки для получения мест в детском саду (достижение ребенком требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление мест в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган). В связи с этим у Департамента образования возникла обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в том числе принять меры для решения вопроса об устройстве ребенка в другое (не из числа указанных административным истцом при постановке в очередь) дошкольное образовательное учреждение в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Закона об образовании.
Однако мер к устройству ребенка в другом дошкольном образовательном учреждении Департаментом образования предпринято не было, свободные места в других организациях данного или смежных районов в доступной близости от места проживания ребенка, в том числе возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, как того требует законодательство об образовании, не предлагались, чем существенно нарушены права ребенка на бесплатное дошкольное образование; при этом суд отказал в удовлетворении требований об обязании реализовать право несовершеннолетнего ребенка на получение места в дошкольном образовательном учреждении, поскольку суд не вправе определять существо решения административного ответчика и предрешать его результат, в связи с чем возложил на Департамент образования и науки адрес обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении мест в дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания ребенка Кержаковой Т.Е. - фио паспортные данные
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Федеральный закон N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 9), закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1, 2 статьи 67 Закона N 273-ФЗ).
Федеральный законодатель, регламентируя вопросы организации приема на обучение по основным общеобразовательным программам, предусмотрев, что правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, одновременно закрепил право родителей (законных представителей) ребенка в таком случае для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаться непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (части 3, 4 статьи 67 Закона N 273-ФЗ).
Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в образовательных организациях адрес согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона адрес от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в адрес" относится к полномочиям органов исполнительной власти адрес в области образования.
Департамент образования адрес является отраслевым органом исполнительной власти адрес, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования, обеспечивающим функционирование в интересах жителей адрес системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования (пункт 1 Положения о Департаменте образования адрес, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 447-ПП).
Исходя из положений действующего законодательства административный ответчик в случае отсутствия свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях предлагает свободные места в других учреждениях, прежде всего, в доступной близости от места проживания ребенка, а также принимает меры с целью обеспечить ребенку возможность получения дошкольного образования в иных формах с сохранением учета ребенка в списке очередников.
Такой подход к решению вопроса обеспечения реализации права на дошкольное образование рекомендует Министерство образования и науки Российской Федерации, изложив его в письме от 8 августа 2013 года N 08-1063 со ссылкой на Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", которым предписано Правительству Российской Федерации обеспечить достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет; совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации: принять меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях (подпункт "в" пункта 1, подпункт "а" пункта 2).
Довод административного ответчика о том, что Департаментом образования и науки адрес представлены доказательства об отсутствии свободных мест в выбранных административным истцом дошкольных образовательных учреждениях и в других организациях смежного района, не может быть принят во внимание, поскольку в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. Вместе с тем, в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4 статьи 67 Закона N 273-ФЗ). Как уже было указано выше, согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.08.2013 г. N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка, однако административным ответчиком не представлены доказательства, предоставления административному истцу свободных мест в организациях дошкольного образования в смежных районах адрес, а также рассмотрения вопроса организации получения дошкольного образования в иных формах и иными способами.
Доводы апелляционной жалобы административного истца судебная коллегия полагает не состоятельными, и исходит из того обстоятельства, что распределение мест в дошкольных образовательных учреждениях отнесено к исключительной компетенции административного ответчика, которого суд подменять не вправе, в связи с чем правовых оснований для возложения на административного ответчика дополнительной обязанности предусмотренной законом не требуется.
Таким образом, обжалуемое решение соответствует приведенным выше положениям закона, при рассмотрении дела судом нормы материального и процессуального права применены правильно, доводы сторон проверены судом, получили надлежащую оценку, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения судебная коллегия не усматривает.
При таких данных, судебное решение должно быть оставлено без изменения, а апелляционная жалоба подлежит отклонению в связи с ее необоснованностью; по изученным материалам административного дела, в том числе исходя из доводов апелляционной жалобы, оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 309, 310 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда адрес от 03.05.2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.11.2023года.
Председательствующий судья
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.