Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Абрамовой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N 2а-260/2022 по апелляционной жалобе административного истца Родыгина В.А. на решение Измайловского районного суда адрес от 05 августа 2022 года по административному исковому заявлению Родыгина Вадима Александровича к ГБУ адрес Москвы о признании незаконным решения об отказе в приеме документов и предоставлении государственной услуги,
УСТАНОВИЛА:
Родыгин В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГБУ МФЦ адрес и просил признать незаконным решения от 28 декабря 2021 года об отказе в приеме документов и предоставлении государственной услуги адрес "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о внесении изменений в учетное дело"; обязать принять документы в целях предоставления указанной государственной услуги.
Требования мотивированы тем, что административный истец 28 декабря 2021 года обратился в МФЦ адрес с заявлением об оказании государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о внесении изменений в учетное дело".
28 декабря 2021 года принято решение об отказе в приеме документов, поскольку не были представлены все необходимые документы.
С данным решением административный истец не согласен, полагает, что административный ответчик безосновательно уклонился от предоставления государственной услуги, а также от консультирования по вопросу заполнения запроса (заявления) в рамках своих полномочий по предоставлению государственной услуги.
Решением Измайловского районного суда адрес от 05 августа 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административного истца ставится вопрос об отмене решения, ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, недоказанности установленных обстоятельств, имеющих значение для дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца Рубан Е.О, доводы апелляционной жалобы поддержавшей, возражения представителя административного ответчика фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
При рассмотрении дела суд не нашел оснований для удовлетворения требований, поскольку действия административного ответчика соответствуют закону, при этом исходил из того, что 28 декабря 2021 года Родыгин В.А, в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей фио, фио, фио, фио, фио, фио, совместно с членами семьи обратился в МФЦ адрес с заявлением об оказании государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о внесении изменений в учетное дело", предоставив заявление на получение государственной услуги, паспорта, а также иные документы.
Предоставление государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о внесении изменений в учетное дело" указано в Приложении 6 к постановлению Правительства Москвы от 10 сентября 2014 года N 521-ПП "Об утверждении Административных регламентов предоставления государственных услуг адрес Департаментом городского имущества адрес в сфере жилищных отношений" (далее - постановление Правительства Москвы N 521-ПП).
Согласно Приложению 6 к постановлению Правительства Москвы N521-ПП "Административный регламент предоставления государственной услуги адрес "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о внесении в учетное дело" (далее - Административный регламент) получение государственной услуги адрес "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о внесении изменений в учетное дело" (далее - государственная услуга) возможно в электронной форме посредством автоматизированной информационной системы "Официальный портал Мэра и Правительства Москвы" с использованием подсистемы "Личный кабинет" государственной информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) адрес" (п. 1.3 Административного регламента).
В соответствии с п. 2.3.1 Административного регламента полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются Департаментом городского имущества адрес.
Прием запросов и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также направление (выдача) результата предоставления государственной услуги заявителю осуществляется в зависимости от способа подачи документов: при личном обращении заявителя - филиалами Государственного бюджетного учреждения адрес центры предоставления государственных услуг адрес" (далее - МФЦ) по экстерриториальному принципу вне зависимости от регистрации заявителя по месту жительства в адрес; при обращении заявителя в электронной форме посредством Портала - Департаментом городского имущества адрес.
Прием документов, необходимых для предоставления государственной услуги, запрошенных в рамках приостановления предоставления государственной услуги в электронной форме в соответствии с пунктом 2.9.1.3 настоящего Регламента, осуществляется в МФЦ по экстерриториальному принципу.
Документы, необходимые для предоставления государственной услуги, перечислены в п. 2.5.1.1 Административного регламента.
Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является исчерпывающим (п. 2.5.5 Административного регламента).
Согласно п. 2.5.6 Административного регламента документы, указанные в пунктах 2.5.1.1, 2.5.3 настоящего Регламента, должны быть представлены в виде оригиналов или нотариально заверенных копий заявителем/представителем заявителя при личном обращении в МФЦ в рамках приостановления предоставления государственной услуги в соответствии с пунктом 2.9.1.3 настоящего Регламента (в случае, если такие документы не представлены посредством Портала в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, выдавших документ, или нотариуса).
Пунктом 2.8.1.3 Административного регламента предусмотрено, что одним из оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является непредоставление заявителем полного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных пунктами 2.5.1.1, 2.5.1.2, 2.5.1.3, 2.5.1.4, 2.5.1.5 настоящего Регламента, подлежащих обязательному представлению заявителем.
Согласно п. 2.5 Административного регламента, для каждого члена семьи заявителя предусмотрено обязательное предоставление пакета документов, установленного данным пунктом регламента, который определяется индивидуально, исходя из социального статуса, возраста, степени родства и так далее.
Решением МФЦ адрес от 28 декабря 2021 года Родыгину В.А. отказано в приеме документов, поскольку заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных пунктами 2.5.1.1, 2.5.1.2, 2.5.1.3, 2.5.1.4, 2.5.1.5 Административного регламента предоставления государственной услуги адрес "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о внесении изменений в учетное дело", подлежащих обязательному представлению заявителем.
28 декабря 2021 года административный истец обратился с жалобой к руководителю Центра госуслуг адрес.
Исполняющим обязанности руководителя МФЦ адрес ГБУ МФЦ адрес 17 января 2022 года направлен ответ, в котором указано об оказании максимального содействия в решении вопроса заявителя в рамках допустимой компетенции в случае предоставления полного перечня необходимых документов для получения указанной государственной услуги. В ответе повторно приведен указанный перечень. Также рекомендовано обратиться в Департамент городского имущества адрес, предоставляющий указанную государственную услугу, для получения более подробных разъяснений относительно порядка получения запрашиваемой государственной услуги.
07 февраля 2022 года Родыгин В.А. обратился в Департамент городского имущества адрес с заявлением о предоставлении пояснений относительно предоставления документов.
Письмом заместителя начальника Управления ведения жилищного учета Департамент городского имущества адрес от 18 февраля 2022 года Родыгину В.А. разъяснено, что постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется Департаментом только в рамках предоставления государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о внесении изменений в учетное дело" в соответствии с приложением 6 постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2014 года N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг адрес Департамента городского имущества адрес в сфере жилищных правоотношений" путем подачи желающими встать на учет заявления и пакета документов в любой многофункциональный центр предоставления государственных услуг адрес или в электронном виде на портале Мэра и Правительства Москвы при наличии полной учетной записи в подсистеме "Личный кабинет". В ответе приведен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых заявителем, который определен в п. 2.5.1.1 Регламента; указано, что данные документы не могут быть получены Департаментом в рамках межведомственного информационного взаимодействия и подлежат обязательному предоставлению заявителем. В установленном Регламентом порядке о предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о внесении изменений в учетное дело" от Родыгина В.А. в Департамент городского имущества адрес не поступало.
Родыгину В.А, в том числе, разъяснен порядок предоставления необходимых документов для неработающих граждан и указано на то, что порядок постановки на жилищный учет и предоставления жилой площади в адрес установлен законом для всех граждан.
Судом допрошены свидетели фио, фио, являющиеся специалистами МФЦ адрес, которые пояснили, что предоставление государственной услуги автоматизировано и предоставляется МФЦ путем приема необходимых документов, перечень которых установлен Регламентом. При предъявлении документов сведения заносятся в программу и отсутствие какого-либо из обязательных документов из перечня не позволяет завершить процедуру приема документов. Родыгиным В.А. и членами его семьи не были предоставлены все необходимые документы, а именно Родыгиным В.А. и членами его семьи не были предоставлены в полном объёме документы о доходах, заработке, месте работы, получении пособий, пенсий, копий трудовых книжек всех членов семьи, о чем Родыгин В.А. поставлен в известность. Перечень необходимых документов был предоставлен Родыгину В.А. в бумажном виде. У Родыгина В.А. имелась информация относительно перечня необходимых документов для получения указанной государственной услуги. Кроме того, Родыгин В.А. представил распечатанные заявления на получение услуги, в то время как это не предусмотрено Регламентом, поскольку заявление распечатывается сотрудником МФЦ после проверки всех представленных документов и только в этом случае передается заявителю на подпись. Разъяснения сотрудников МФЦ о несоответствии представленных документов полному перечню Родыгин В.А. воспринял агрессивно, устроил скандал в помещении МФЦ.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, поскольку административным истцом в МФЦ не были представлены все необходимые документы, предусмотренные Административным регламентом; сотрудники МФЦ предоставили административному истцу устную консультацию; кроме того, перечень документов имеется в открытом доступе и препятствий в ознакомлении с ним у административного истца не имелось, тем самым права административного истца не нарушены.
Суд нашел необоснованными доводы административного истца о невозможности предоставления некоторыми членами семьи сведений об отсутствии заработка ввиду неосуществления трудовой деятельности, поскольку пунктом 2.5.1.1.18.28 Административного регламента предусмотрено, что в случае если заявитель и (или) члены семьи заявителя не имели доходов за два полных календарных года, предшествующих году обращения за оказанием государственной услуги, представляется заявление об их отсутствии.
Данный документ относится к числу документов, которые обязательно должны быть предоставлены заявителем. Однако такие заявления в МФЦ переданы не были.
Также суд критически отнесся в доводу административного истца о том, что необходимые документы могли быть получены административным ответчиком самостоятельно в рамках межведомственного взаимодействия, так как пунктом 2.8.1.3 Административного регламента предусмотрено, что комплект документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных пунктами 2.5.1.1, 2.5.1.2, 2.5.1.3, 2.5.1.4, 2.5.1.5 Административного регламента, подлежат обязательному представлению заявителем. Сведений о возможности добычи указанных документов сотрудниками МФЦ в рамках межведомственного взаимодействия Административный регламент не содержит, а содержит указание на обязательное предоставление этих документов именно заявителем.
Пунктом 2.3.2 Административного регламента предусмотрено, что в целях, связанных с предоставлением государственной услуги, используются документы и информация, получаемые в процессе межведомственного информационного взаимодействия с: Федеральной налоговой службой; Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии; Департаментом труда и социальной защиты населения адрес; Государственным бюджетным учреждением адрес центры предоставления государственных услуг адрес" (далее - ГБУ МФЦ адрес); Пенсионным фондом Российской Федерации; Государственным бюджетным учреждением "Центральный государственный архив адрес"; Федеральной нотариальной палатой; Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Однако межведомственное информационное взаимодействие осуществляется в целях, связанных с предоставлением государственной услуги, то есть в рамках рассмотрения заявления. Как указано выше, в полномочия ГБУ МФЦ адрес не входит предоставление указанной государственной услуги, административный ответчик уполномочен только на прием документов и передачу их в соответствующий государственный орган для рассмотрения. Таким органом является Департамент городского имущества адрес, а не ГБУ МФЦ адрес.
Судом принято во внимание, что административный истец подал в МФЦ готовые заявления, распечатанные и подписанные им и членами его семьи, однако пунктом 2.5.1.1.1.1 Административного регламента предусмотрено, что при обращении заявителя в филиалы МФЦ запрос оформляется согласно приложению 1 к настоящему Регламенту и подписывается заявителем, всеми членами его семьи (супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании судебного постановления) или их представителями, уполномоченными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в присутствии работника МФЦ.
Такие заявления подлежат изготовлению сотрудником МФЦ путем заполнения сведений в автоматизированной системе государственных и муниципальных услуг и функций (фио), а не заявителем. Предоставление заполненного заявителем запроса (заявления) на получение государственной услуги возможно только в случае обращения за получением государственной услуги посредством Портала (автоматизированной информационной системы "Официальный портал Мэра и Правительства Москвы"). Таким образом, административным истцом при предоставлении распечатанных заявлений был нарушен порядок обращения за получение государственной услуги. Кроме того, заявления от супруги административного истца не представлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции верно отказал в удовлетворении административных исковых требований; решение суда об этом является законным и обоснованным; оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
Не влияют на законность решения доводы апелляционной жалобы о том, что суд не учел явку в МФЦ сестры административного истца и ее дочери, так как это не свидетельствует о предоставлении полного пакета документов.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности предоставления документов ввиду неосуществления трудовой деятельности были предметом судебного разбирательства, судом в решении дана оценка, с которыми судебная коллегия соглашается.
Являются несостоятельными доводы административного истца о заинтересованности свидетелей и непредставлении достаточных доказательств оказания консультации в полном объеме, поскольку не приведено фактов заинтересованности фио и фио в исходе дела.
Оснований согласиться с иными доводами апелляционной жалобы не имеется; они направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца.
Указанной совокупности обстоятельств, поименованной в процессуальном законе, не установлено.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено; решение суда мотивировано и по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ, собранные по делу доказательства получили надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Нарушений процессуального характера, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 177, 309 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Измайловского районного суда адрес от 05 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 ноября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.