Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Казакова М.Ю, при секретаре Футерко И.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2497/2023 (77OS0000-02-2022-022509-73) по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества ИНЖЕНЕРНЫЙ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР "ВНЕДРЕНИЕ" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:03:0006007:2023, расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 102 825 786, 70 рублей, объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:03:0006007:2022, расположенного по адресу: адрес, строен.1, установленной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 618 133 270, 27 рублей, объекта незавершенного строительства, с кадастровым номером 77:03:0006007:2021, степень готовности: 35%, общей площадью застройки 703, 2 кв. метра, расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 28 299 932, 4 рублей, земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:2066, расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 98 276 735, 26 рублей, и земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:2067, расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 368 565 842, 04 рублей. Просит установить кадастровую стоимость названных объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке NT-2/22 от 15.06.2022, подготовленным оценщиком ООО "Бюро "ТАУН", по состоянию на 1 января 2021 года для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:03:0006007:2023 в размере 50 901 334 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:03:0006007:2022 в размере 430 311 669 рублей, для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:03:0006007:2021 в размере 3 331 206 рублей, для земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:2066 в размере 79 571 760 рублей, для земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:2067 в размере 269 730 796 рублей.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что ему на праве собственности принадлежат названные выше объекты недвижимости. Несоответствие, внесённой в Единый государственный реестр недвижимости, кадастровой стоимости названных объектов недвижимости их рыночной стоимости, нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество организаций и земельного налога, в связи с необоснованным завышением налоговой базы.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанными положениями Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость - часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ОАО ИНПЦ "ВНЕДРЕНИЕ" является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:03:0006007:2023, расположенного по адресу: адрес, объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:03:0006007:2022, расположенного по адресу: адрес строен.1, объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:03:0006007:2021, степень готовности: 35%, общей площадью застройки 703, 2 кв. метра, расположенного по адресу: адрес, земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:2066, расположенного по адресу: адрес, земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:2067, расположенного по адресу: адрес
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года установлена для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:03:0006007:2023 в размере 102 825 786, 70 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:03:0006007:2022 в размере 618 133 270, 27 рублей, для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:03:0006007:2021 в размере 28 299 932, 4 рублей, для земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:2066 в размере 98 276 735, 26 рублей, земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:2067 в размере 368 565 842, 04 рублей. В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года.
Названные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку он является плательщиком налога на имущество организаций и земельного налога и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Оспаривая приведенную выше кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчёт об оценке рыночной стоимости от 15.06.2022 NT-2/22, подготовленный оценщиком ООО "Бюро "ТАУН", в котором по состоянию на 1 января 2021 года, определена рыночная стоимость для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:03:0006007:2023 в размере 50 901 334 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:03:0006007:2022 в размере 430 311 669 рублей, для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:03:0006007:2021 в размере 3 331 206 рублей, для земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:2066 в размере 79 571 760 рублей, для земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:2067 в размере 269 730 796 рублей.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчёт об оценке рыночной стоимости от 15.06.2022 NT-2/22, подготовленный оценщиком ООО "Бюро "ТАУН", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в отчёте рыночная стоимость объекта капитального строительства и земельного участка не подтверждается. Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2021 года определена экспертом для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:03:0006007:2023 в размере 52 653 000 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:03:0006007:2022 в размере 518 874 000 рублей, для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:03:0006007:2021 в размере 3 477 000 рублей, для земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:2066 в размере 73 106 000 рублей, для земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:2067 в размере 279 394 000 рублей.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность, содержащихся в нём, выводов.
В целях разъяснения или дополнения заключения суд может вызвать эксперта для допроса. При наличии в деле нескольких противоречивых заключений могут быть вызваны эксперты, проводившие как первичную, так и повторную экспертизу.
Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом и её производство поручалось выбранному им эксперту. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчёты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Достоверных данных об иной рыночной стоимости объектов недвижимости сторонами в суд не представлено.
Выводы о величине рыночной стоимости объектовнедвижимости, содержащиеся в отчёте об оценке рыночной стоимости от 15.06.2022 NT-2/22, подготовленном оценщиком ООО "Бюро "ТАУН" опровергаются заключением проведённой судебной экспертизы, в связи с чем суд относится критически к названному отчёту.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы и установить кадастровую стоимость равной рыночной, определённую по состоянию на 1 января 2021 года для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:03:0006007:2023 в размере 52 653 000 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:03:0006007:2022 в размере 518 874 000 рублей, для объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:03:0006007:2021 в размере 3 477 000 рублей, для земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:2066 в размере 73 106 000 рублей, для земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:2067 в размере 279 394 000 рублей.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях, представителя Департамента городского имущества города Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 22 сентября 2022 года.
В соответствии с положениями статьи 24.20 Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие, в том числе, установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 03.11.2022 N 64489 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 1 января 2022 г, которые подлежат применению с 1 января 2023 года.
Таким образом, установленная судом кадастровая стоимость земельных участков подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года, то есть до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 103, 106, 108, 111, 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Открытого акционерного общества ИНЖЕНЕРНЫЙ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР "ВНЕДРЕНИЕ" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:03:0006007:2023, общей площадью 1030, 2 кв. метра, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 52 653 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:03:0006007:2022, общей площадью 6528, 9 кв. метра, расположенного по адресу: адрес, строен. 1, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 518 874 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства, с кадастровым номером 77:03:0006007:2021, степень готовности: 35%, общей площадью застройки 703, 2 кв. метра, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 3 477 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:2066, общей площадью 2 146 кв. метра, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 73 106 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006007:2067, общей площадью 8 196 кв. метра, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 279 394 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 22 сентября 2022 года.
Установленная судом кадастровая стоимость земельных участков подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 27 ноября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.