Московский городской суд в составе
Председательствующего судьи Казакова М. Ю, при секретаре Футерко И.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3571/2023 (77OS0000-02-2022-028918-52) по административному исковому заявлению ООО "Специализированный застройщик Грандсоюзинвест" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следующих объектов недвижимости:
1) нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1026 расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 77 910 958, 14 рублей;
2) нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1034 расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 34 741 201, 73 рублей;
3) нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1054 расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 211 882 245, 38 рублей;
4) нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1058 расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 635 691 511, 90 рублей;
5) нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1059 расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 180 620 887, 22 рублей;
6) нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1060 расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 421 316 468, 93 рублей;
7) нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1061 расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 946 027 326, 58 рублей;
8) нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1064 расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 640 617 540, 11 рублей;
9) нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1065 расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 503 920 819, 81 рублей;
10) нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1066 расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 139 730 492, 15 рублей;
11) нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1068 расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 494 040 211, 08 рублей;
12) нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1744 расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 704 789 728, 69 рублей;
13) нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1746 расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 6 336 384, 81 рублей;
14) нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0005019:1708 расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 283 585 046, 82 рублей;
15) нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0005019:1709 расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 312 960 316, 13 рублей;
16) нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1053 расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 363 383 005, 30 рублей;
17) земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005019:3 расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 6 544 309 466, 80 рублей.
Просит установить кадастровую стоимость названных объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке от 28.10.2022 г. N 2022-01/512, подготовленном оценщиком ООО "Бюро оценки бизнеса", по состоянию на 1 января 2021 года.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что ему на праве собственности принадлежат названные выше объекты капитального строительства и на праве аренды земельный участок. Несоответствие, внесённой в Единый государственный реестр недвижимости, кадастровой стоимости названных объектов капитального строительства их рыночной стоимости, нарушает права административного истца как плательщика налога на имущества и арендных платежей. Также административный истец указывает, что является арендатором земельного участка. Несоответствие, внесённой в Единый государственный реестр недвижимости, кадастровой стоимости названного объекта недвижимости, его рыночной стоимости, нарушает права административного истца как арендатора, в связи с необоснованным завышением арендных платежей за пользование земельным участком.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанными положениями Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость - часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО "Специализированный застройщик Грандсоюзинвест" является собственником объектов капитального строительства с кадастровыми номерами 77:01:0005019:1026, 77:01:0005019:1034, 77:01:0005019:1054, 77:01:0005019:1058, 77:01:0005019:1059, 77:01:0005019:1060, 77:01:0005019:1061, 77:01:0005019:1064, 77:01:0005019:1065, 77:01:0005019:1066, 77:01:0005019:1068, 77:01:0005019:1744, 77:01:0005019:1746, 77:01:0005019:1708, 77:01:0005019:1709, 77:01:0005019:1053, и арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005019:3.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021 года.
Согласно названному распоряжению установлена следующая кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021:
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1026 в размере 77 910 958, 14 (семьдесят семь миллионов девятьсот десять тысяч девятьсот пятьдесят восемь) рублей 14 копеек;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1034 в размере 34 741 201, 73 (тридцать четыре миллиона семьсот сорок одна тысяча двести один) рубль 73 копейки;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1054 в размере 211 882 245, 38 (двести одиннадцать миллионов восемьсот восемьдесят две тысячи двести сорок пять) рублей 38 копеек;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1058 в размере 635 691 511, 90 (шестьсот тридцать пять миллионов шестьсот девяносто одна тысяча пятьсот одиннадцать) рублей 90 копеек;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1059 в размере 180 620 887, 22 (сто восемьдесят миллионов шестьсот двадцать тысяч восемьсот восемьдесят семь) рублей 22 копейки;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1060 в размере 421 316 468, 93 (четыреста двадцать один миллион триста шестнадцать тысяч четыреста шестьдесят восемь) рублей 93 копейки;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1061 в размере 946 027 326, 58 (девятьсот сорок шесть миллионов двадцать семь тысяч триста двадцать шесть) рублей 58 копеек;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1064 в размере 640 617 540, 11 (шестьсот сорок миллионов шестьсот семнадцать тысяч пятьсот сорок) рублей 11 копеек;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1065 в размере 503 920 819, 81 (пятьсот три миллиона девятьсот двадцать тысяч восемьсот девятнадцать) рублей 81 копейка;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1066 в размере 139 730 492, 15 (сто тридцать девять миллионов семьсот тридцать тысяч четыреста девяносто два) рубля 15 копеек;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1068 в размере 494 040 211, 08 (четыреста девяносто четыре миллиона сорок тысяч двести одиннадцать) рублей 8 копеек;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1744 в размере 704 789 728, 69 (семьсот четыре миллиона семьсот восемьдесят девять тысяч семьсот двадцать восемь) рублей 69 копеек;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1746 в размере 6 336 384, 81 (шесть миллионов триста тридцать шесть тысяч триста восемьдесят четыре) рубля 81 копейка;
- нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0005019:1708 в размере 283 585 046, 82 (двести восемьдесят три миллиона пятьсот восемьдесят пять тысяч сорок шесть) рублей 82 копейки;
- нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0005019:1709 в размере 312 960 316, 13 (триста двенадцать миллионов девятьсот шестьдесят тысяч триста шестнадцать) рублей 13 копеек;
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", Актом об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости АОКС-77/2022/000031 от 21.02.2022 утверждена стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1053 по состоянию на 01.01.2021 в размере 363 383 005, 3 (триста шестьдесят три миллиона триста восемьдесят три тысячи пять) рублей 30 копеек;
Актом об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости АОКС-77/2022/000020 от 04.02.2022 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005019:3 по состоянию на 01.01.2021 в размере 6 544 309 466 (шесть миллиардов пятьсот сорок четыре миллиона триста девять тысяч четыреста шестьдесят шесть) рублей 80 копеек.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2022 года.
Актом об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости АОКС-77/2022/000191 от 12.09.2022 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005019:3 по состоянию на 01.01.2021 в размере 10 826 374 908, 96 (десять миллиардов восемьсот двадцать шесть миллионов триста семьдесят четыре тысячи девятьсот восемь) рублей 96 копеек.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 7 сентября 2022 года.
Названные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку в соответствии с положениями абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 374, пункта 1 статьи 373, статьи 374, пункта 2 статьи 375, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 2.1, 5, 6 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", он является плательщиком налога на имущество и в отношении спорных объектов капитального строительства уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости. Названные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку в соответствии с условиями договора аренды земельного участка и постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" исчисление арендной платы за пользование земельным участком, производится в процентном соотношении к его кадастровой стоимости.
Оспаривая приведенную выше кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчёт об оценке рыночной стоимости от 28 октября 2022, подготовленный ООО "Бюро оценки бизнеса", в котором по состоянию на 1 января 2021, определена рыночная стоимость для следующих объектов недвижимости:
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1026 - 38 085 000 (тридцать восемь миллионов восемьдесят пять тысяч) рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1034 - 26 997 000 (двадцать шесть миллионов девятьсот девяносто семь тысяч) рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1054 - 108 517 000 (сто восемь миллионов пятьсот семнадцать тысяч) рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1058 - 346 146 000 (триста сорок шесть миллионов сто сорок шесть тысяч) рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1059 - 113 276 000 (сто тринадцать миллионов двести семьдесят шесть тысяч) рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1060 - 206 256 000 (двести шесть миллионов двести пятьдесят шесть тысяч) рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1061 - 525 564 000 (пятьсот двадцать пять миллионов пятьсот шестьдесят четыре тысячи) рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1064 - 364 313 000 (триста шестьдесят четыре миллиона триста тринадцать тысяч) рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1065 - 246 382 000 (двести сорок шесть миллионов триста восемьдесят две тысячи) рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1066 - 71 691 000 (семьдесят один миллион шестьсот девяносто одна тысяча) рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1068 - 158 676 000 (сто пятьдесят восемь миллионов шестьсот семьдесят шесть тысяч) рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1744 - 383 856 000 (триста восемьдесят три миллиона восемьсот пятьдесят шесть тысяч) рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1746 - 5 869 000 (пять миллионов восемьсот шестьдесят девять тысяч) рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0005019:1708 - 151 295 000 (сто пятьдесят один миллион двести девяносто пять тысяч) рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0005019:1709 - 167 047 000 (сто шестьдесят семь миллионов сорок семь тысяч) рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1053 - 222 931 000 (двести двадцать два миллиона девятьсот тридцать одна тысяча) рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005019:3 - 4 062 936 000 (четыре миллиарда шестьдесят два миллиона девятьсот тридцать шесть тысяч) рублей.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчёт об оценке рыночной стоимости от 28 октября 2022 года N2022-01/512, подготовленный оценщиком ООО "Бюро оценки бизнеса", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Допущенные нарушения повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости. Определена следующая рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2021 для:
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1026 - 57 374 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1034 - 33 552 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1054 - 158 805 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1058 - 452 864 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1059 - 174 213 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1060 - 302 787 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1061 - 653 780 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1064 - 443 404 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1065 - 357 732 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1066 - 104 755 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1068 - 229 797 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1744 - 514 255 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1746 - 7 186 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0005019:1708 - 196 980 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0005019:1709 - 217 700 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1053 - 265 860 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005019:3 ВРИ: участки смешанного размещения производственных объектов (1.2.9); участки размещения научных, исследовательских центров (1.2.7); объекты размещения офисных помещений, деловых центров с несколькими функциями (1.2.7) - 4 024 889 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005019:3 ВРИ: Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6); Предоставление коммунальных услуг (3.1.1); Бытовое обслуживание (3.3); Амбулаторно-поликлиническое обслуживание (3.4.1); Дошкольное, начальное и среднее общее образование (3.5.1); Деловое управление (4.1); Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2); Магазины (4.4); Банковская и страховая деятельность (4.5); Общественное питание (4.6); Служебные гаражи (4.9) - 6 542 054 000 рублей.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность, содержащихся в нём, выводов.
В целях разъяснения или дополнения заключения суд может вызвать эксперта для допроса. При наличии в деле нескольких противоречивых заключений могут быть вызваны эксперты, проводившие как первичную, так и повторную экспертизу.
Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом и её производство поручалось выбранному им эксперту. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчёты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Достоверных данных об иной рыночной стоимости объектов капитального строительства сторонами в суд не представлено.
Выводы о величине рыночной стоимости объектов капитального строительства, содержащиеся в отчёте об оценке рыночной стоимости от 28.10.2022 N 2022-01/512, подготовленном оценщиком ООО "Бюро оценки бизнеса", опровергаются заключением проведённой судебной экспертизы, в связи с чем суд относится критически к названному отчёту.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы и установить кадастровую стоимость равной рыночной, определённую по состоянию на 1 января 2021 для объектов недвижимости в следующем размере:
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1026 - 57 374 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1034 - 33 552 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1054 - 158 805 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1058 - 452 864 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1059 - 174 213 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1060 - 302 787 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1061 - 653 780 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1064 - 443 404 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1065 - 357 732 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1066 - 104 755 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1068 - 229 797 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1744 - 514 255 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1746 - 7 186 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0005019:1708 - 196 980 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0005019:1709 - 217 700 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1053 - 265 860 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005019:3 ВРИ: участки смешанного размещения производственных объектов (1.2.9); участки размещения научных, исследовательских центров (1.2.7); объекты размещения офисных помещений, деловых центров с несколькими функциями (1.2.7) - 4 024 889 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005019:3 ВРИ: Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6); Предоставление коммунальных услуг (3.1.1); Бытовое обслуживание (3.3); Амбулаторно-поликлиническое обслуживание (3.4.1); Дошкольное, начальное и среднее общее образование (3.5.1); Деловое управление (4.1); Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2); Магазины (4.4); Банковская и страховая деятельность (4.5); Общественное питание (4.6); Служебные гаражи (4.9) - 6 542 054 000 рублей.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях, представителя Департамента городского имущества города Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 14 декабря 2022 г.
В соответствии с положениями статьи 24.20 Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие, в том числе, установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Актом об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости АОКС-77/2022/000191 от 12.09.2022 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005019:3 с установленным ВРИ: Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6); Предоставление коммунальных услуг (3.1.1); Бытовое обслуживание (3.3); Амбулаторно-поликлиническое обслуживание (3.4.1); Дошкольное, начальное и среднее общее образование (3.5.1); Деловое управление (4.1); Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2); Магазины (4.4); Банковская и страховая деятельность (4.5); Общественное питание (4.6); Служебные гаражи (4.9) по состоянию на 01.01.2021 в размере 10 826 374 908, 96 рублей, которая подлежит применению с 7 сентября 2022 года.
Таким образом, установленная судом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005019:3 с установленным ВРИ: участки смешанного размещения производственных объектов (1.2.9); участки размещения научных, исследовательских центров (1.2.7); объекты размещения офисных помещений, деловых центров с несколькими функциями (1.2.7), в размере 4 024 889 000 рублей подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года по 6 сентября 2022 года, то есть до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, утвержденных Актом об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости АОКС-77/2022/000191 от 12.09.2022.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 03.11.2022 N 64489 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 1 января 2022 г, которые подлежат применению с 1 января 2023 года.
Таким образом, установленная судом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005019:3 с установленным ВРИ: Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6); Предоставление коммунальных услуг (3.1.1); Бытовое обслуживание (3.3); Амбулаторно-поликлиническое обслуживание (3.4.1); Дошкольное, начальное и среднее общее образование (3.5.1); Деловое управление (4.1); Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2); Магазины (4.4); Банковская и страховая деятельность (4.5); Общественное питание (4.6); Служебные гаражи (4.9) в размере 6 542 054 000 рублей подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 7 февраля 2022 года по 31 декабря 2022 года, то есть до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Учитывая, что определенная экспертом рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1746 превышает кадастровую стоимость, а также принимая во внимание, что правовое положение налогоплательщика при рассмотрении спора, возбужденного в целях уменьшения налога на имущество не может быть ухудшено, суд приходит к выводу о том, что установленная в рамках государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости отвечает интересам административного истца, в то время как установление решением суда кадастровой стоимости в размере рыночной, превышающей кадастровую стоимость, нарушит права административного истца как налогоплательщика поскольку приведет к увеличению налога на имущество.
В этой связи, суд отказывает в удовлетворении требований административного истца об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1746.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО "Специализированный застройщик Грандсоюзинвест" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость равной рыночной, определенной по состоянию на 1 января 2021 года:
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1026 общей площадью 459, 8 кв. м, расположенного по адресу: адрес, в размере 57 374 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1034 общей площадью 550, 5 кв. м, расположенного по адресу: адрес, в размере 33 552 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1054 общей площадью 1 365, 5 кв. м, расположенного по адресу: адрес, в размере 158 805 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1058 общей площадью 4 418, 4 кв. м, расположенного по адресу: адрес, в размере 452 864 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1059 общей площадью 3 006, 1 кв. м, расположенного по адресу: адрес, в размере 174 213 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1060 общей площадью 2 806, 4 кв. м, расположенного по адресу: адрес, в размере 302 787 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1061 общей площадью 6 739, 9 кв. м, расположенного по адресу: адрес, в размере 653 780 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1064 общей площадью 4 426, 9 кв. м, расположенного по адресу: адрес, в размере 443 404 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1065 общей площадью 3 428, 2 кв. м, расположенного по адресу: адрес, в размере 357 732 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1066 общей площадью 913, 8 кв. м, расположенного по адресу: адрес, в размере 104 755 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1068 общей площадью 4 072, 8 кв. м, расположенного по адресу: адрес, в размере 229 797 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1744 общей площадью 4 951, 3 кв. м, расположенного по адресу: адрес, в размере 514 255 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0005019:1708 общей площадью 1 699, 4 кв. м, расположенного по адресу: адрес, в размере 196 980 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0005019:1709 общей площадью 1 887, 5 кв. м, расположенного по адресу: адрес, в размере 217 700 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1053 общей площадью 2 410 кв. м, расположенного по адресу: адрес, в размере 265 860 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005019:3 общей площадью 83 912 кв. м, расположенного по адресу: адрес, с установленным ВРИ: участки смешанного размещения производственных объектов (1.2.9); участки размещения научных, исследовательских центров (1.2.7); объекты размещения офисных помещений, деловых центров с несколькими функциями (1.2.7), в размере 4 024 889 000 рублей.
- земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005019:3 общей площадью 83 912 кв. м, расположенного по адресу: адрес, с установленным ВРИ: Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6); Предоставление коммунальных услуг (3.1.1); Бытовое обслуживание (3.3); Амбулаторно-поликлиническое обслуживание (3.4.1); Дошкольное, начальное и среднее общее образование (3.5.1); Деловое управление (4.1); Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2); Магазины (4.4); Банковская и страховая деятельность (4.5); Общественное питание (4.6); Служебные гаражи (4.9) в размере 6 542 054 000 рублей.
В удовлетворении части иска относительно нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005019:1746, общей площадью 108, 5 кв. м, расположенного по адресу: адрес отказать.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 14 декабря 2022 г.
Установленная судом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005019:3 в размере 4 024 889 000 рублей подлежит применению с 1 января 2022 года по 6 февраля 2022 года.
Установленная судом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005019:3 в размере 6 542 054 000 рублей подлежит применению с 7 февраля 2022 года по 31 декабря 2022 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 25 октября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.