Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, с участием прокурора Каировой О.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Мосинвестгрупп" о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части пунктов 7471, 7472, 7473, 7477 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП), в части пунктов 7176, 7177, 7178, 7182 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП),
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, вступившего в силу с 1 января 2022 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2022 года (далее - Перечень на 2022 год). Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, т. 2, 3, 4, 5, 6, а также размещен 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП, вступившего в силу с 1 января 2023 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2023 года (далее - Перечень на 2023 год). Нормативный правовой акт опубликован 6 декабря 2022 года в издании "Вестник Москвы", N 67, т. 1, а также размещен 23 ноября 2022 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктами 7471, 7472, 7473, 7477 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП), пунктами 7176, 7177, 7178, 7182 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП) в Перечни на 2022-2023 годы включены здания с кадастровыми номерами ОКС1 (г. Москва, АДРЕС, стр. 1), ОКС2 (г. Москва, АДРЕС, стр. 3), ОКС3 (г. Москва, АДРЕС, стр. 4), ОКС4 (г. Москва, АДРЕС, стр. 2).
ООО "Мосинвестгрупп" обратилось в Московский городской суд с требованиями о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в части включения в Перечень на 2022 год пунктов 7471, 7472, 7473, 7477, в Перечень на 2023 год пунктов 7176, 7177, 7178, 7182 то есть в части включения в Перечни вышеуказанных зданий.
В обоснование требований ООО "Мосинвестгрупп" ссылается на то, что здания не отвечают критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Представитель административного истца ООО "Мосинвестгрупп" по доверенности Бускин А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития г. Москвы Малыгин А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Каировой О.А, полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежат нежилые здания с кадастровыми номерами ОКС1 общей площадью 50, 9 кв. метров по адресу: г. Москва, АДРЕС, стр. 1; ОКС2 общей площадью 140, 7 кв. метров по адресу: г. Москва, АДРЕС, стр. 3; ОКС3 общей площадью 30, 3 кв. метров по адресу: г. Москва, АДРЕС, стр. 4; ОКС4 общей площадью 478, 2 кв. метров, по адресу: г. Москва, АДРЕС, стр. 2, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости.
Поскольку объекты с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4 включены в Перечни на 2022-2023 годы, на административном истце с учетом положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 3 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" лежит обязанность по уплате налога в отношении принадлежащих ему зданий, исходя из их кадастровой стоимости. Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права ООО "Мосинвестгрупп" как налогоплательщика, а административный истец вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление (в том числе в оспариваемых редакциях) подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке. Стороны также не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Исходя из положений статьи 375, подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в настоящей статье термина - "административно-деловой центр", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом в силу положений указанной статьи фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1 000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, на территории г. Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
При наличии одного из приведенных условий объект недвижимости признается административно-деловым центром либо торговым центром (комплексом), налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Из материалов дела, отзыва Правительства Москвы следует, что здания включены в оспариваемые Перечни по критерию вида разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены. Проверяя указанные доводы административного ответчика, суд исходит из следующего.
Согласно ответу Филиала ППК "Роскадастр" по Москве нежилые здания расположены на земельном участке с кадастровым номером ЗУ1. Названный земельный участок имеет вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий (1.2.7), гаражей (1.2.3), зданий, строений, сооружений материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)". Земельный участок предоставлен в аренду административному истцу на основании договора от 15 августа 2012 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Также установлена связь здания с кадастровым номером ОКС3 с земельным участком с кадастровым номером ЗУ2 с видом разрешенного использования для "эксплуатации крытой автостоянки на 59 машиномест".
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ЗУ1 содержит указание на коды по классификации, утверждённой приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов", и предусматривает возможность эксплуатации расположенных на нем зданий как для размещения офисов, что в полной мере отвечает положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так и иными способами.
Соответственно, вид разрешённого использования земельного участка допускает правовую неопределенность в режиме использования нежилых зданий, расположенных на нем. Аналогичные выводы содержатся в решении Московского городского суда от 25 января 2023 года, вступившем в законную силу, которым признано необоснованным включение названных зданий в Перечни на 2017-2021 годы.
В такой ситуации, у читывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика, исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П, юридическое значение для разрешения административного спора имеет выяснение фактического использования зданий для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания с учетом 20% критерия, предусмотренного налоговым законодательством.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП. Между тем обследование зданий с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4 в период до принятия Перечней на 2022-2023 годы не проводилось. Обследование указанных зданий было проведено только 16 января 2023 года, при этом согласно актам N *1, N *2, N *3, N *4 здания для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытовых услуг не используются.
Здание с кадастровым номером ОКС1 используется под гараж, здание с кадастровым номером ОКС2 - для размещения склада, здание с кадастровым номером ОКС3 фактически не используется, в здании с кадастровым номером ОКС4 для размещения офисов используется 7, 23% от его общей площади, иная площадь используется в производственных целях.
Не имеется сведений и о предназначении спорных зданий для размещения объектов, поименованных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Так, согласно представленным в актах экспликациям к поэтажным планам на объекты недвижимости, помещения в здании с кадастровым номером ОКС1 имеют наименование "гараж", помещения в здании с кадастровым номером ОКС2 имеют наименование "склад", помещения в здании с кадастровым номером ОКС3 имеют наименование "склад", помещения в здании с кадастровым номером ОКС4 имеют наименование "склад" и "гараж".
Несмотря на то, что акт обследования и экспликация на здание не являются единственно возможными доказательствами фактического использования или предназначения здания для использования в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, отвечающего критериям, определенным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административным ответчиком иных доказательств правомерности включения указанных зданий в оспариваемые Перечни не представлено.
Не могут быть приняты во внимание доводы административного ответчика о том, что при проведении государственной кадастровой оценки земельный участок с кадастровым номером ЗУ2, на котором частично расположено здание с кадастровым номером ОКС3, был отнесен к оценочной группе 4.1 "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения (основная территория)", поскольку указанная подгруппа помимо объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, допускает нахождение на участке и зданий, используемых в иных целях. Кроме того, сам по себе факт отнесения земельного участка к какой-либо оценочной подгруппе в ходе проведения государственной кадастровой оценки, о его фактическом использовании не свидетельствует. Напротив, при проведении государственной кадастровой оценки не требуется установление факта использования более 20% от общей площади здания для размещения офисов, а в силу п. 1.8 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226, и действовавших да дату проведения государственной кадастровой оценки, определение кадастровой стоимости земельного участка осуществляется на основе того из определенных (установленных) для него видов использования, который позволяет использовать его наиболее эффективно, что приводит к максимизации его стоимости.
Равным образом не свидетельствует об использовании более 20% от общей площади здания с кадастровым номером ОКС4 в целях, закрепленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и факт размещения в сети "Интернет" объявлений о сдаче в аренду помещений в указанном здании. Факт наличия в здании офисов административным истцом не оспаривался, однако, как было указано выше, согласно акту фактического обследования здания с кадастровым номером ОКС4, для размещения офисов в нем используется лишь 7, 23% от его общей площади.
В такой ситуации у Правительства Москвы оснований для включения зданий в Перечни на 2022-2023 годы не имелось, а суд удовлетворяет требования административного истца о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП.
По правилам статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Москвы в пользу ООО "Мосинвестгрупп" подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим с 1 января 2022 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пунктов 7471, 7472, 7473, 7477.
Признать недействующим с 1 января 2023 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пунктов 7176, 7177, 7178, 7182.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы www. mos. ru.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ООО "Мосинвестгрупп" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 27 ноября 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.