Московский городской суд в составе председательствующего судьи Лоскутовой А.Е., при помощнике Добровольской А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску адрес "РЕСО-Гарантия" о признании незаконными решения ГБУ "Центр имущественных платежей" об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объектов недвижимости, обязании исправить допущенные ошибки, -
Установил:
адрес "РЕСО-Гарантия" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 16 августа 2023г. N 388/23, N 389/23, N 390/23, N 391/23, N 392/23, N 393/23 об отказе в перерасчёте кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:05:0003001:1057; 77:05:0003001:1058; 77:05:0003001:1059; 77:05:0003001:1060; 77:05:0003001:1061; 77:05:0003001:1062 и исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости объектов на 01 января 2021г.; обязании исправить допущенную при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2021г. методологическую ошибку в порядке, предусмотренном ст. 21 ФЗ "О государственной кадастровой оценке", приняв в качестве исходных данных определённую по состоянию на 01 января 2018г. рыночную стоимость нежилых зданий с кадастровым номером: 77:05:0003001:1057 в размере сумма; 77:05:0003001:1058 в размере сумма; 77:05:0003001:1059 в размере сумма; 77:05:0003001:1060 в размере сумма; 77:05:0003001:1061 в размере сумма; 77:05:0003001:1062 в размере сумма.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что адрес "РЕСО-Гарантия" является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:05:0003001:1057; 77:05:0003001:1058; 77:05:0003001:1059; 77:05:0003001:1060; 77:05:0003001:1061; 77:05:0003001:1062, кадастровая стоимость которых по состоянию на 01 января 2021 года составляет сумма в отношении нежилого задания с кадастровым номером 77:05:0003001:1057; в размере сумма в отношении нежилого задания с кадастровым номером 77:05:0003001:1058; в размере сумма в отношении нежилого задания с кадастровым номером 77:05:0003001:1059; в размере сумма в отношении нежилого задания с кадастровым номером 77:05:0003001:1060; в размере сумма в отношении нежилого задания с кадастровым номером 77:05:0003001:1061; в размере сумма в отношении нежилого задания с кадастровым номером 77:05:0003001:1062.
адрес "РЕСО-Гарантия" полагает, что при определении кадастровой стоимости нежилых зданий ГБУ "Центр имущественных платежей" допущены методологические ошибки. Согласно фонду данных государственной кадастровой оценки, рассматриваемые нежилые здания отнесены к оценочной подгруппе 6.1 "Объекты административного и офисного назначения (основная территория)". В предыдущем туре государственной кадастровой оценки на дату определения 01 января 2018 года кадастровая стоимость нежилых зданий была определена и снижена до размера рыночной стоимости в рамках рассмотрения судебного спора по делу N 3а-1591/2019, в связи с чем указанные объекты недвижимости на 01 января 2021г. подлежат включению в отдельную подгруппу 15.8 с индексацией ранее оспоренной кадастровой стоимости на дату последнего тура ГКО - 01 января 2018 года.
Представитель адрес "РЕСО-Гарантия" фио в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ГБУ "Центр имущественных платежей" фио против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Департамента городского имущества адрес фио в суд явился, в удовлетворении требований просил отказать по доводам, изложенным в письменных пояснениях.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, филиала ППК "Роскадастр" по адрес, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее также - Закон о государственной кадастровой оценке, Закон N 237-ФЗ) установилвнесудебную процедуру оспаривания результатов определения кадастровой стоимости (положения статей 20, 21, 22.1 Закона N 237-ФЗ), в том числе путем рассмотрения бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости, обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Статьей 4 Закона о государственной кадастровой оценке определены принципы проведения государственной кадастровой оценки, согласно которым государственная кадастровая оценка проводится на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости.
Пунктами 23 и 24 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке установлено, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. В случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным, бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
По итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты:
1) решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
2) решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14 статьи 21 Закона N 237-ФЗ).
Действующее законодательство о кадастровой оценке связывает понимание кадастровой стоимости с соблюдением методических указаний о государственной кадастровой оценке, в ходе которой формируется соответствующая стоимостная характеристика объекта недвижимости, а также с использованием как рыночной, так и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости для проведения такой оценки.
При этом недостатки государственной кадастровой оценки могут быть устранены, в том числе путем исправления ошибок в порядке статьи 21 Закона N 237-ФЗ, под которыми понимается несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.
Из указанной нормы следует, что для установления методологической ошибки необходимо наличие следующих условий: нарушение должно влиять на величину кадастровой стоимости объекта недвижимости, определение кадастровой стоимости должно не соответствовать положениям методических указаний, которые определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Методические указания о государственной кадастровой оценке, действовавшие на дату оценки 01 января 2021 года, утверждены приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 (далее - Методические указания N 226).
Согласно пункту 1.2 Методических указаний N 226 кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
В силу пункта 1.3 указанных Методических указаний N 226 при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. Для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке: затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости.
В рамках подготовки к государственной кадастровой оценке осуществляются в том числе сбор, обработка и учет (в случае, если характеристики объекта недвижимости не изменялись) информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2.4 Методических указаний N 226).
Как установлено судом и следует из материалов дела, адрес "РЕСО-Гарантия" является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:05:0003001:1057; 77:05:0003001:1058; 77:05:0003001:1059; 77:05:0003001:1060; 77:05:0003001:1061; 77:05:0003001:1062, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д.27-54)
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 15 ноября 2021г. N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в адрес по состоянию на 01 января 2021г." кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0003001:1057 определена в размере сумма; нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0003001:1058 определена в размере сумма; нежилого задания с кадастровым номером 77:05:0003001:1059 определена в размере сумма; нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0003001:1060 определена в размере сумма; нежилого задания с кадастровым номером 77:05:0003001:1061 определена в размере сумма; в отношении нежилого задания с кадастровым номером 77:05:0003001:1062 определена в размере сумма
Решением Московского городского суда от 26 июня 2019 года по административному делу N 3а-1591/2019 по состоянию на 01 января 2018г. установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0003001:1057 в размере сумма; нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0003001:1058 в размере сумма; нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0003001:1059 в размере сумма; нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0003001:1060 в размере сумма; нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0003001:1061 в размере сумма; нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0003001:1062 в размере сумма. (л.д.120-123)
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 сентября 2019 года решение Московского городского суда от 26 июня 2019 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы Правительства Москвы и Департамента городского имущества адрес - без удовлетворения. (л.д.124-126)
Административный истец 20 июня 2023 года обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости названных объектов недвижимости. (л.д. 55-60)
07 июля 2023 года ГБУ "Центр имущественных платежей" предоставлены разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, которые 10 июля 2023 года за N 02-7090/23-1 направлены в адрес представителя административного истца. (л.д. 61-85)
адрес "РЕСО-Гарантия" 25 июля 2023 года направило административному ответчику заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, и предоставило пояснительные записки. (л.д. 86-109)
Решениями ГБУ "Центр имущественных платежей" от 16 августа 023 года N 388/23, N 389/23, N 390/23, N 391/23, N 392/23, N 393/23 заявителю было отказано в перерасчете кадастровой стоимости объектов недвижимости. (л.д.111-116)
Из вышеуказанных решений от 16 августа 2023г. следует, что кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:05:0003001:1057; 77:05:0003001:1058; 77:05:0003001:1059; 77:05:0003001:1060; 77:05:0003001:1061; 77:05:0003001:1062 на основании сведений, включенных в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01 января 2021 года, определена с учетом отнесения к группе 6 "Объекты административного и офисного назначения", подгруппе 6.1 "Объекты административного и офисного назначения (основная территория)".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость объектов недвижимости, определяется на основе ценообразующих факторов в соответствии с данным Законом и Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с п. 2.4 Методических указаний N 226 в рамках подготовки к государственной кадастровой оценке осуществляются в том числе сбор, обработка и учет информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Описание методологии и процесса оценки по состоянию на 01 января 2021 года приведено в разделе 3.6 тома 3 Отчета N 1/2021 "Об итогах государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков (категория земель - "земли населенных пунктов"), расположенных на территории адрес, по состоянию на 01 января 2021г."
(далее - Отчет ГКО 2021), и в разделах 3.7.6.1 тома 4, 3.9.6.1 тома 5 Отчета ГКО 2021.
Согласно Отчету ГКО 2021 расчет кадастровой стоимости объектов, включенных в подгруппу 6.1, осуществлялся в рамках сравнительного подхода с применением метода статистического (регрессионного) моделирования, который основан на построении статистической модели оценки. Под статистической моделью оценки понимается математическая формула, отображающая связь между зависимой переменной (кадастровая стоимость) и значениями независимых переменных (ценообразующие факторы объектов недвижимости).
Пунктом 7.2 Методических указаний N 226 установлено, что определение кадастровой стоимости в рамках сравнительного подхода осуществляется одним из следующих способов (методов):
- метод статистического (регрессионного) моделирования;
- метод типового (эталонного) объекта недвижимости;
-метод моделирования на основе удельных показателей кадастровой стоимости (УПКС);
- метод индексации прошлых результатов.
Пунктом 7.2.4 Методических указаний N 226 предусмотрено, что метод индексации прошлых результатов заключается в индексировании значений кадастровой стоимости зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, установленных в результате предыдущей государственной кадастровой оценки.
Метод применяется в случае невозможности применения иных методов сравнительного подхода для зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, по которым полностью отсутствуют характеристики, а также в случаях, предусмотренных пунктом 8.6 Методических указаний.
Пунктом 8.6 Методических указаний N 226 установлено, что в качестве исходных данных для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости возможно использовать результаты иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости.
Приведенные выше положения Методических указаний не содержат требований, обязывающих использовать метод индексации прошлых результатов, при определении кадастровой стоимости на новый период. Данные положения допускают применения такого метода только в случае невозможности использования иных методов сравнительного подхода для объектов капитального строительства и в случаях, предусмотренных пунктом 8.6 Методических указаний.
В таблице 3-43 на странице 152 тома 3 Отчета ГКО 2021 указано на отказ от использования доходного и затратного подходов и избран метод статистического (регрессионного) моделирования в рамках сравнительного подхода для подгруппы 6.1 по объектам капитального строительства.
В разделе 3.1.8 Отчета ГКО 2021, посвященном обоснованию использованных при определении кадастровой стоимости моделей с описанием их структуры, перечислены группы объектов оценки, для которых в рамках настоящей оценки не выявлены ограничения в применении сравнительного подхода с использованием достаточной и достоверной статистической информации о продаже объектов недвижимости, аналогичных объектам оценки, в том числе для группы 6 подгруппы 6.1 как в отношении объектов капитального строительства, так и в отношении земельных участков.
В том же разделе Отчета указано, что анализ полноты и качества собранной информации об объектах-аналогах позволяет сделать вывод о том, что количество объектов-аналогов достаточно для построения статистических моделей расчета кадастровой стоимости по объектам недвижимости, предназначенным для размещения административных и офисных зданий.
Необходимо отметить, что кадастровая стоимость объектов недвижимости, которая была рассчитана с учетом отнесения их к подгруппе 15.8, определялась на основе затратного подхода с использованием метода, содержащегося в п. 8.6 Методических указаний N 226, а именно - метода, основанного на индексации иных оценок и отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства.
Оценив предоставленные доказательства, суд не находит основания для удовлетворения требований административного истца о признании незаконными решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 16 августа 2023г. N 388/23, N 389/23, N 390/23, N 391/23, N 392/23, N 393/23 об отказе в перерасчёте кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:05:0003001:1057; 77:05:0003001:1058; 77:05:0003001:1059; 77:05:0003001:1060; 77:05:0003001:1061; 77:05:0003001:1062 и исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости объектов, поскольку из содержания пункта 8.6 Методических указаний N 226 следует, что при проведении государственной кадастровой оценки для установления кадастровой стоимости следует, что при определении кадастровой стоимости возможно использовать как результаты отчетов об определении рыночной стоимости, так и заключений экспертов, при этом не указано - за какой период, предшествующий проведению очередной кадастровой оценки, могут быть использованы результаты иных оценок.
Оспариваемые решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 16 августа 2023г. N 388/23, N 389/23, N 390/23, N 391/23, N 392/23, N 393/23 соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав административного истца.
Частью 1 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке установлено, что заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, рассматривают бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости.
В соответствии с Законом о государственной кадастровой оценке и на основании распоряжения Департамента городского имущества адрес от 29 декабря 2016 года N 41602 "О наделении полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости" адрес Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" проводит оценку кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей государственной кадастровой оценки на территории адрес.
Согласно положениям статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости или об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14); бюджетное учреждение рассматривает заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в течение тридцати календарных дней со дня его поступления (часть 16); бюджетное учреждение информирует заявителя о принятом решении в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения (часть 17); в случае принятия решения об отказе в исправлении ошибок в таком решении должны быть приведены все основания его принятия, в том числе с указанием страниц (разделов) отчета, содержащих информацию о том, что при оценке конкретного объекта недвижимости указанные в заявлении ошибки не были допущены (часть 22).
Из оспариваемых решений следует, что они приняты уполномоченным органом на его принятие с соблюдением установленного срока, в них указаны основания для принятия, их содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд, -
Решил:
В удовлетворении заявленных требований адрес "РЕСО-Гарантия" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда А.Е. Лоскутова
Решение в окончательной форме изготовлено 23 ноября 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.