Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Лебедевой И.Е.
при секретаре Перваковой Ю.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-6405/2023 по административному исковому заявлению Патеева Олега Эдуардовича, Патеевой Екатерины Олеговны об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Патеев О.Э, Патеева Е.О. обратились в суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 01 января 2021 года кадастровой стоимости в размере рыночной следующих нежилых помещений:
нежилого помещения, площадью 3 907, 8 кв.м, с кадастровым номером 77:02:0002009:4169, расположенного по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе дом 72, в размере 250 937 516 руб.;
нежилого помещения, площадью 1152 кв.м, с кадастровым номером 77:02:0002009:4167, расположенного по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе дом 72, в размере 97 644 039 руб.
В обоснование требований административные истцы указали, что являются собственниками нежилых зданий. Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административных истцов как плательщиков налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
В подтверждение своих требований административными истцами представлен отчет об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель Департамента городского имущества города Москвы выразил сомнения в обоснованности и достоверности определенной в отчете величины рыночной стоимости объекта оценки ввиду несоответствия отчетов требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ и федеральным стандартам оценки.
Представителем административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы представлено письменное ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в Государственном бюджетном учреждении Московской области "Московское областное бюро технической инвентаризации".
В свою очередь, административными истцами Патеевым О.Э. и Патеевой Е.О. заявлено ходатайство о проведении экспертизы в ФБУ "РФЦСЭ при Минюсте РФ", либо в некоммерческих организациях АНО "Лаборатория экспертных исследований и ситуационного анализа", АНО Экспертное управление судебных и внесудебных исследований и оценки "МК Эксперт" или АНО "ПОСЭО".
Суд, обсудив ходатайство о назначении судебной оценочной экспертизы, приходит к следующему.
Согласно ст.77 КАС РФ в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Учитывая процессуальное право сторон на предъявление доказательств в обоснование заявленных требований и возражений против требований, принимая во внимание тот факт, что предметом доказывания по делу является определение действительной рыночной стоимости объекта недвижимости, а в представленных сторонами доказательствах имеются противоречия, отличие рыночной стоимости земельного участка, определенной в отчёте об оценке, от его кадастровой стоимости существенно, суд считает необходимым назначить по делу судебную оценочную экспертизу, поскольку для правильного и всестороннего рассмотрения дела необходимы специальные познания.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 года N 3214-р судебные экспертизы по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества и объектов землеустройства в рамках оспаривания или установления их кадастровой стоимости (судебная строительно-техническая экспертиза, судебная землеустроительная экспертиза) отнесены к видам судебных экспертиз, проводимых государственными судебно-экспертными организациями.
Распоряжение издано Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с требованиями законодательства к процедуре принятия, опубликования и вступления в силу. Такой же позиции придерживается и Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24 марта 2022 года N АКПИ22-93.
При таких обстоятельствах, настоящая судебная экспертиза может быть проведена только в государственной судебно-экспертной организации.
Поскольку административными истцами в порядке статьи 109 КАС РФ внесены на депозит суда денежные средства в счет оплаты стоимости экспертизы, а также учитывая, что одна из предложенных истцами организаций ФБУ "РФЦСЭ при Минюсте РФ" является государственным экспертным учреждением, суд полагает возможным удовлетворить ходатайство административных истцов и проведение экспертизы поручить ФБУ "РФЦСЭ при Минюсте РФ".
В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 73-ФЗ Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" суд поручает руководителю государственного судебно-экспертного учреждения по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы.
С учётом разъяснений, содержащихся в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", на экспертизу подлежат постановке вопросы о соответствии представленного административным истцом отчёта требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также о том, какова действительная рыночная стоимость объекта. Расходы по оплате экспертизы подлежат возложению на Департамент городского имущества города Москвы, в соответствии с положениями части 1 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 77, 78, 191 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определил:
Назначить по административному делу N3а-6405/2023 по административному исковому заявлению Патеева Олега Эдуардовича, Патеевой Екатерины Олеговны об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, судебную строительно-техническую (оценочную) экспертизу, на разрешение которой поставить вопросы:
1. Соответствует ли отчет об оценке от 14 октября 2023 года N1342-06-23, подготовленный ООО "Центр Арт Продюсер", требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчёт ?
2. Если не соответствует, и допущенные нарушения повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости, то какова по состоянию на 01 января 2021 года
рыночная стоимость нежилого помещения, площадью 3 907, 8 кв.м, с кадастровым номером 77:02:0002009:4169, расположенного по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе дом 72;
рыночная стоимость нежилого помещения, площадью 1152 кв.м, с кадастровым номером 77:02:0002009:4167, расположенного по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе дом 72?
Производство судебной строительно-технической (оценочной) экспертизы поручить Федеральному бюджетному учреждению "Российский федеральный центр судебных экспертиз при Минюсте России" (г. Москва, Хохловский пер, д. 13 стр. 2 тел (495) 916-26-29.
Руководителю экспертного учреждения поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы.
Предоставить в распоряжение эксперта материалы настоящего административного дела.
Заключение должно быть составлено и направлено экспертом в суд, назначивший экспертизу, не позднее 35 рабочих дней с момента поступления материалов дела на экспертизу.
Обратить внимание
Федерального бюджетного учреждения "Российский федеральный центр судебных экспертиз при Минюсте России"
на то, что ходатайство о предоставлении дополнительных материалов, если это необходимо для проведения исследования и дачи заключения, должно быть заявлено экспертом не позднее 10 рабочих дней с момента поступления материалов дела на экспертизу.
В случае необходимости обязать административного истца предоставить эксперту доступ для осмотра объекта недвижимости.
Эксперта предупредить об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также о наложении судебного штрафа в случаях, предусмотренных частью 12 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Расходы по проведению экспертизы в сумме 404595 рублей возложить на Патеева О.А, обязав перечислить денежные средства на счет Управления Судебного департамента в г. Москве л/с 05731372610, ИНН 7703204586, КПП 770401001, БИК 004525988, к\сч 40102810545370000003, р\с 03214643000000017300.
Обязать Управление Судебного департамента в г. Москве перечислить в счет стоимости производства судебной оценочной экспертизы денежные средства в размере 404 595 рублей поступившие от Патеева О.Э. по платежному поручению N222 от 22.11.2023 года на расчетный счет ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, юридический и фактический адрес: 109028, г. Москва, Хохловский пер, д. 13, стр. 2, ИНН 7704055136, КПП 770901001, к\сч 40102810545370000003, р\с 03214643000000017300, л/сч 20736Ц37040, БИК 004525988, Банк ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО Г. МОСКВЕ г. Москва, КБК 00000000000000000130, ОКТМО 45375000, ОКПО 02844624, ОКОГУ 1318000, ОКФС 12, ОКОПФ 20903, ОКВЭД 71.20, ОГРН 1027700335849.
Разъяснить сторонам правовые последствия части 5 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которой в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
Производство по настоящему административному делу приостановить до получения заключения эксперта.
На определение в части приостановления производства по делу и в части, связанной с судебными расходами, может быть подана частная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение 15 дней со дня вынесения определения через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.Е. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.