Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе законного представителя Гурбанова Ф.С.о. в интересах Гурбановой У.Ф.о. и дополнениям к ней их защитника по доверенности фио на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес от 28 июля 2022 года N16\13, на решение судьи Солнцевского районного суда адрес от 12 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.19.30 КоАП РФ, в отношении фио Фаиг кызы, паспортные данные,
УСТАНОВИЛ:
06 июля 2022 года консультантом отдела государственного контроля (надзора) в сфере образования Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки адрес в отношении Гурбановой У.Ф.о. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.19.30 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес, постановлением которой от 28 июля 2022 года N16\13 фиоо. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма.
Не согласившись с таким актом административного коллегиального органа, сторона защиты подала жалобу в Солнцевский районный суд адрес, решением судьи которого указанное постановление оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд указанные акты административного коллегиального органа и судьи районного суда обжалует сторона защиты по доводам поданной жалобы, согласно которым, в действиях Гурбановой У.Ф.о. отсутствует состав вмененного административного правонарушения; при рассмотрении настоящего дела проигнорирована позиция стороны защиты, ей не дана должная оценка, не учтено вступившее в законную силу решение Солнцевского районного суда адрес от 08 декабря 2022 года по административному делу N2а-284\2022, которым признан незаконным и отменен акт об удалении участника экзамена Гурбановой У.Ф.о. и решение единого государственного экзамена от 14 июня 2022 года государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования адрес об аннулировании результата ЕГЭ в отношении Гурбановой У.Ф.о, Департамент образования и науки адрес обязан допустить фиоо. к сдаче единого государственного экзамена по предмету "биология", признаны незаконными действия членов государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования адрес по удалению 14 июня 2022 года участника единого государственного экзамена Гурбановой У.Ф.о, которое в данном случае имеет преюдициальное значение.
В судебное заседание Московского городского суда фиоо, ее законный представитель фиоо, их защитник по доверенности фио, будучи в установленном порядке извещенными о месте и времени слушания дела, не явились, доказательств уважительности причин своей неявки не представили, с заявлением об отложении слушания дела не обращались, в связи с чем, с учетом положений ст.ст.25.1, 25.5 КоАП РФ, препятствий к рассмотрению дела в их отсутствие не имеется.
Изучив материалы дела, проверив доводы поданных жалоб, оснований для отмены или изменения обжалуемых актов административного коллегиального органа и судьи районного суда не имеется в силу следующего.
Административная ответственность по ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ предусмотрена за умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до сумма прописью.
В соответствии со ст. 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено законом.
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (ч. 5 ст. 59 Закона об образовании).
Приказами Минпросвещения России N190 и Рособрнадзора N1512 от 07 ноября 2018 года утвержден Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, действующий на момент возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, в соответствии с п.64 которого, во время экзамена участники экзамена соблюдают требования настоящего Порядка и следуют указаниям организаторов. Организаторы обеспечивают соблюдение требований настоящего Порядка в аудитории и ППЭ; участники экзамена выполняют экзаменационную работу самостоятельно, без помощи посторонних лиц. Во время экзамена на рабочем столе участника экзамена помимо экзаменационных материалов находятся гелевая или капиллярная ручка с чернилами черного цвета, документ, удостоверяющий личность, средства обучения и воспитания, лекарства и питание (при необходимости), специальные технические средства (для лиц, указанных в пункте 53 настоящего Порядка) (при необходимости), листы бумаги для черновиков, выданные в ППЭ (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам (раздел "Говорение"), иные личные вещи участники экзамена оставляют в специально отведенном месте для хранения личных вещей участников экзамена, расположенном до входа в ППЭ.
Пунктом 65 вышеназванного Порядка определено, что во время экзамена участники экзамена не должны общаться друг с другом, не могут свободно перемещаться по аудитории и ППЭ; во время экзамена участники экзамена могут выходить из аудитории и перемещаться по ППЭ в сопровождении одного из организаторов. При выходе из аудитории участники экзамена оставляют экзаменационные материалы и листы бумаги для черновиков на рабочем столе. Организатор проверяет комплектность оставленных участником экзамена экзаменационных материалов и листов бумаги для черновиков, фиксирует время выхода указанного участника экзамена из аудитории и продолжительность отсутствия его в аудитории в соответствующей ведомости.
В день проведения экзамена в ППЭ запрещается участникам экзамена - иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации; организаторам, ассистентам, медицинским работникам, техническим специалистам, экзаменаторам-собеседникам - иметь при себе средства связи; лицам, перечисленным в пунктах 59 и 60 настоящего Порядка, - оказывать содействие участникам экзамена, в том числе передавать им средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации; участникам экзамена, организаторам, ассистентам, техническим специалистам и экзаменаторам-собеседникам - выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы на бумажном или электронном носителях, фотографировать экзаменационные материалы.
На основании пункта 66 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования лица, допустившие нарушение настоящего Порядка, удаляются с экзамена. Акт об удалении с экзамена составляется в помещении для руководителя ППЭ в присутствии члена ГЭК, руководителя ППЭ, организатора, общественного наблюдателя (при наличии). Для этого организаторы, руководитель ППЭ или общественные наблюдатели приглашают члена ГЭК, который составляет акт об удалении с экзамена и удаляет лиц, нарушивших Порядок, из ППЭ. Организатор ставит в бланке регистрации участника экзамена соответствующую отметку.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в 12.00 час. 06 июля 2022 года в ходе проведения на основании распоряжения Департамента образования и науки адрес от 17 марта 2022 года N466РНК контроля по фактам нарушений порядка проведения государственной итоговой аттестации должностными лицами Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки адрес выявлено, что в 14.15 час. 14 июня 2022 года в ходе проведения Единого государственного экзамена по предмету "Биология" в пункте N0521, расположенном в здании ГБОУ адрес "Школа N1000" по адресу: адрес, участник экзамена фиок, в нарушение требований п.65 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного Приказами Минпросвещения России N190 и Рособрнадзора N1512 от 07 ноября 2018 года, действующего на момент возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, имела при себе справочные материалы, в связи с чем был составлен Акт об удалении с экзамена, ее действия квалифицированы по ч.4 ст.19.30 КоАП РФ.
Установленные должностным лицом административного органа и судьей районного суда фактические обстоятельства совершения Гурбановой У.Ф.к. указанного административного правонарушения и ее виновность подтверждаются совокупностью подробно исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе, распоряжением Департамента образования и науки адрес от 17 марта 2022 года N466РНК об осуществлении контроля по фактам нарушений порядка проведения государственной итоговой аттестации - 2022; приказом Департамента образования и науки адрес от 21 января 2020 года N14 об утверждении перечня должностных лиц Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки адрес, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях; решением Государственной экзаменационной комиссии от 14 июня 2022 года N39рез; списком участников экзаменов, которым аннулирован результат единого государственного экзамена по установленному факту нарушений порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования; Актом об удалении участника экзамена Гурбановой У.Ф.к. в связи с фиксацией видеокамерой выпавшей шпаргалки; служебной запиской организатора фио; копиями выпавших шпаргалок; фотоматериалом; просмотренной в судебном заседании суда первой инстанции видеозаписью проведения 14 июня 2022 года Единого государственного экзамена по предмету "Биология" в пункте N0521, расположенном в здании адресМосквы "Школа N1000" по адресу: адрес; показаниями допрошенной в качестве свидетеля в судебном заседании суда первой инстанции члена Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес фио, подробно приведенными в оспариваемом судебном решении, которые содержат необходимые сведения, указывающие как на событие вменяемого заявителю административного правонарушения, так и на лицо, к нему причастное, оснований не доверять которым не имеется, поскольку они ничем не опровергнуты, даны
непосредственным участником рассмотрения настоящего дела Комиссией, предупрежденным об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, за дачу заведомо ложных показаний; протоколом заседания Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес от 28 июля 2022 года; письменными объяснениями Гурбановой У.Ф.к.; протоколом об административном правонарушении от 06 июля 2022 года в отношении Гурбановой У.Ф.к, в котором подробно приведено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.19.30 КоАП РФ, указаны нормы Закона, нарушение которых вменяется последней, при этом права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вопреки позиции авторов жалоб, соблюдены, протокол составлен в отсутствие Гурбановой У.Ф.к. и ее законного представителя Гурбанова Ф.С.о, извещенных о составлении в 11.00 час. 06 июля 2022 года протокола под расписку, о чем свидетельствуют их собственноручные подписи (л.д.47-48), копия протокола для сведения посредством Почты России направлена 07 июля 2022 года и 26 июля 2022 года вручена адресату, что подтверждается сопроводительным письмом, описью почтовых отправлений, отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N80087374919073, все предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ сведения, протокол содержит.
Данные доказательства административным коллегиальным органом и судьей районного суда проверены на предмет относимости, допустимости и достоверности, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, получили должную оценку по правилам ст.26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с которой у суда второй инстанции не имеется.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.30 КоАП РФ, образуют действия (бездействие), выразившиеся в умышленном искажении результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации.
На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, административным коллегиальным органом и судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, действия участника экзамена Гурбановой У.Ф.к. правильно квалифицированы по части 4 статьи 19.30 КоАП РФ, в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку при установленных обстоятельствах она умышленно нарушила установленный законодательством об образовании порядок проведения государственной итоговой аттестации
Доводы в жалобе об отсутствии достаточных и допустимых доказательств подтверждения вины Гурбановой У.Ф.к. в совершении вменяемого правонарушения, опровергаются письменными объяснениями последней, согласно которым, она вернулась из туалета, дописывала последнее задание, эта бумажка у нее выпала, показаниями члена Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес фио, из которых усматривается, что при рассмотрении настоящего дела на заседании Комиссии фиок. не отрицала, что своей шпаргалкой, которую она принесла на экзамен, не воспользовалась, просмотренной в судебном заседании суда первой инстанции и в суде второй инстанции видеозаписью, на которой с очевидностью зафиксировано, что участник экзамена фиок. возвращается в помещение сдачи экзамена по предмету "Биология", проходит к своему месту, на полу у которого не имеется каких-либо посторонних предметов, делает движение руками, поправляя надетую на нее кофточку, после чего на пол выпадает шпаргалка.
Ссылки стороны защиты на то, что фиок. не воспользовалась указанной шпаргалкой, не могут повлиять на квалификацию ее действий по ч.4 ст.19.30 КоАП РФ и явиться основанием для освобождения от административной ответственности, так как состав данного правонарушения является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в данном случае заявителю вменяется нарушение п.65 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного Приказами Минпросвещения России N190 и Рособрнадзора N1512 от 07 ноября 2018 года, запрещающего иметь при себе справочные материалы.
Учитывая положения ст.2.9 КоАП РФ, разъяснения в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", формальный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ, который не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния, тот факт, что правоотношения в данном случае возникают в сфере надзорных функций и свидетельствуют о высокой степени их общественной опасности, поскольку угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении участника экзамена к исполнению возложенных на него обязанностей по соблюдению требований Порядка проведения государственной итоговой аттестации, оснований для прекращения производства по настоящему делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью не имеется.
Принимая в рамках настоящего дела оспариваемые акты, административный коллегиальный орган и судья районного суда правильно сочли, что в рассматриваемом случае не имеется доказательств того, что участником экзамена предпринимались все зависящие от нее меры по соблюдению требований установленного Порядка проведения государственной итоговой аттестации, за нарушение которого частью 4 статьи 19.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Все доводы стороны защиты, имеющие правовое значение для рассмотрения настоящего дела, являлись предметом тщательной проверки в ходе рассмотрения дела судьей районного суда, им дана должная правовая оценка, приведенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой оснований не имеется, и которые мотивированно отклонены, так как не опровергают установленные обстоятельства и выводы о виновности Гурбановой У.Ф.к. в совершении вменяемого административного правонарушения.
Вопреки доводам заявителей жалобы, из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины заявителя в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела и о заинтересованности в его исходе.
Указание в дополнениях к жалобе на вступившее в законную силу решение Солнцевского районного суда адрес от 08 декабря 2022 года по административному делу N2а-284\2022, рассмотренному в рамках КАС РФ, не влияет на законность оспариваемых актов, так как данное решение не имеет преюдициального значения в рамках разрешения настоящего дела, КоАП РФ не содержит нормы о преюдиции судебных актов, при рассмотрении дела об административном правонарушении судья не связан выводами суда по иным делам о правовой квалификации рассматриваемых спорных отношений и толковании правовых норм, в силу ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо и судья, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, оценивают исследованные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено в пределах санкции 30 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера совершенного деяния, имущественного положения виновного лица, что соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Оснований для признания назначенного наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и смягчения наказания, не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение прав заявителя.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принципы презумпции невиновности и законности, порядок рассмотрения и установленный ч.1 ст.4.5 срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов административного коллегиального органа и судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы и дополнений к ней, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес от 28 июля 2022 года N16\13, решение судьи Солнцевского районного суда адрес от 12 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.19.30 КоАП РФ, в отношении фио Фаиг кызы, паспортные данные, оставить без изменения, жалобу и дополнения к ней - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.