Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора адрес "Арлея Палатиум" фио на постановление судьи Дорогомиловского районного суда адрес от 10 октября 2022 года, которым
Непубличное акционерное общество "Арлея Палатиум" (далее - адрес "Арлея Палатиум", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
02 декабря 2021 года заместителем начальника территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - территориальный отдел управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в адрес фио составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении адрес "Арлея Палатиум".
Дело передано на рассмотрение в Дорогомиловский районный суд Москвы, судьёй которого 10 октября 2022 года вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генеральный директор адрес "Арлея Палатиум" фио просит отменить судебный акт, производство по делу прекратить, приводя доводы об его незаконности. В обосновании доводов жалобы ссылается на то, что адрес "Арлея Палатиум" во исполнении Постановления N 1 от 15 июня 2021 года Главного государственного санитарного врача адрес "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", в установленном порядке, через сайт mos.ru уведомили Штаб по борьбе с COVID-19, куда направлена информация о 18 работниках прошедших вакцинацию в Обществе и получивших соответствующие сертификаты. Данное количестве вакцинированных сотрудников в два раза превышает указанное в постановлении судьи количество человек (9) и составляет не 31% от общей численности сотрудников, а 62%. Согласно ответа с сайта mos.ru, файл о численности работников, прошедших вакцинацию 14 июля 2021 года в 16:19:24 час. успешно загружен, а документы успешно обработаны (все сертификаты с QR кодами и скриншот страницы приобщены в материалы дела). Данная информация Обществом направлена в электронном виде согласно пункта 14 Указа мэра Москвы от 16 июня 2021 года N 32-УМ. Однако, 02 декабря 2021 года в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении, указана в протоколе информация не соответствующая действительности о том, что в Обществе прошли вакцинацию только девять человек, что менее 60% от общей численности сотрудников Общества. Вместе с тем, административный орган обязан был представить информацию с государственной информационной системе и ресурсов о представлении Обществом вышеуказанной информации, которая юридическим лицам недоступна. Однако, данных сведений в деле нет. Также просит учесть, что Общество не было надлежащим образом уведомлено о составлении протокола об административном правонарушении.
Согласно материала дела, телеграмма направлена Обществу в день составления протокола об административном правонарушении в 08 час. 43 мин, в то время когда Общество ещё не начало работу и не могла принять уведомление.
В судебное заседание генеральный директор адрес "Арлея Палатиум" фио не явился, извещён надлежащим образом, повестка вручена по почте 05 октября 2023 года, обеспечил явку в суд защитника фио, который доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Проверив также письменные материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Административная ответственность, предусмотренная частью 2 указанной статьи наступает за те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Основанием привлечения адрес "Арлея Палатиум" по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили обстоятельства указанные в протоколе об административном правонарушении и установленные судьёй районного суда, согласно которым 02 декабря 2021 года в 11 час. 00 мин. по адресу: адрес ходе рассмотрения информации поступившей от Департамента предпринимательства и инновационного развития адрес установлено, что предприятием оказывающим услуги физкультурно-оздоровительной деятельности адрес "Арлея Палатиум", осуществляющего деятельность по адресу: адрес, пом. I ком. 20 нарушено законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и предписаний, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно: не выполнен пункт 2 Постановления N 1 от 15 июня 2021 года Главного Государственного санитарного врача по адрес "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" в части организации проведения вакцинации против COVID-19 не менее 60% от общей численности сотрудников предприятия (привито 9 человек из 29 человек, что составляет 31%), что является нарушением статей 10 и 11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ от 17 сентября 1998 года "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"; пункта 5; пункта 67 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней".
Вместе с тем состоявшимся по настоящему делу судебным актом законным признать нельзя.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 указанной статьи закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (часть 3 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в пункте 4.3 постановления от 20 апреля 2006 года N 4-П, императивное по своему характеру правило части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличия у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 июня 2021 года N 1 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" утратил силу в связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача по адрес от 19 июня 2023 года N 1.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по адрес от 31 июня 2023 года N 9 "О мероприятиях по профилактике гриппа, острых респираторных вирусных инфекций и новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2023-2024 годов", рассмотрены вопросы о ходе подготовки к эпидемическому сезону заболеваемости гриппа, острых респираторных вирусных инфекций и новой коронавирусной инфекции (COVID-19) 2023-2024 годов.
Однако в постановлении Главного государственного санитарного врача по адрес от 31 июня 2023 года N 9 отсутствуют требования к юридическим лицам, осуществляющих деятельность поименованную в пункте 1 Постановления N 1 от 15 июня 2021 года Главного Государственного санитарного врача по адрес "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", к выполнению пункта 2 названного Постановления N 1 от 15 июня 2021 года, а именно: обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в том числе работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере физкультурно-оздоровительных комплексов (пункт 1); руководители организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельности на территории адрес, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего постановление в срок до 15 июля 2021 года организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 августа 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников (пункт 2).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по адрес от 31 июня 2023 года N 9 рекомендовано руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья обеспечить проведение прививочной кампании против гриппа в осенний период 2023 года с охватом до 60% от численности населения субъекта Российской Федерации, в том числе не менее 75% от численности лиц из групп риска, предусмотренных Национальным календарем, включая лиц, работающих в организациях птицеводства и свиноводства, сотрудников зоопарков, имеющих контакт с птицей, свиньями, лиц, осуществляющих разведение домашней птицы, свиней для реализации населению (пункт 3); руководителям организаций рекомендовать организовать иммунизацию сотрудников против гриппа.
Таким образом, требования, невыполнение которых были вменены адрес "Арлея Палатиум", на дату рассмотрения жалобы отменены. Аналогичные требования к организациям, осуществляющих деятельность в сфере физкультурно-оздоровительных комплексов в Постановлении Главного государственного санитарного врача по адрес от 31 июня 2023 года N 9, отсутствуют.
В силу пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц.
Также необходимо отметить, что в деле сведений о направлении копии протокола адрес "Арлея Палатиум" нет.
Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что определением судьи Дорогомиловского районного суда адрес от 27 декабря 2021 года был возвращён протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении адрес "Арлея Палатиум" в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по адрес, поскольку в деле отсутствовали сведения о направлении протокола Обществу (л.д. 15).
Административный орган, получив материал, представил в суд реестр простых писем с отметкой Почты России о получении реестра 26 августа 2022 года. Однако сведений, по которым можно было бы проверить отправку данного протокола, таких как почтовый идентификатор почтового отправления, в деле нет (л.д. 16). Также в деле отсутствуют сведения об ознакомлении законного представителя или защитника адрес "Арлея Палатиум" с делом, в том числе с протоколом об административном правонарушении.
Исходя из вышеуказанного, а также положений норм, при отмене закона, установившего административную ответственность, судебное постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Дорогомиловского районного суда адрес от 10 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении адрес "Арлея Палатиум", - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.