Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу, с учётом дополнений, защитника Ракова А.В. Печенкина Е.Е. на постановление административной комиссии префектуры ЮЗАО г.Москвы по делам об административных правонарушениях N 08-05-30 от 3 сентября 2021 г., решение судьи Зюзинского районного суда г.Москвы от 28 декабря 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.2.2 КоАП г.Москвы, в отношении генерального директора АО "Ю-Ти-Джи" Ракова ...,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии префектуры ЮЗАО г.Москвы по делам об административных правонарушениях N 08-05-30 от 3 сентября 2021 г. генеральный директор АО "Ю-Ти-Джи" Раков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.2.2 КоАП г.Москвы, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Зюзинского районного суда г.Москвы от 28 декабря 2022 г. вышеуказанное постановление изменено; из описательно-мотивировочной части постановления исключено указание на невыполнение Раковым А.В. обязанности по созданию (выделению) квотируемых рабочих мест для приема на работу молодежи установленных категорий в размере 2% от среднесписочной численности работников, что в суммарном исчислении составило 15 квот для приема на работу молодежи установленных категорий, в остальной части постановление административной комиссии префектуры ЮЗАО г.Москвы по делам об административных правонарушениях N 08-05-30 от 3 сентября 2021 г. оставлено без изменения.
В жалобе, с учетом дополнений, поданной в Московский городской суд, защитник Ракова А.В. Печенкин Е.Е. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу актов и прекращении производства по делу по доводам, приведенным в жалобе, указывая, в том числе, на выполнение АО "Ю-Ти-Джи" требований ч.3 ст.2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест", что подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г.Москвы от 29.12.2021 об отмене вынесенного 03.09.2021 Префектурой ЮЗАО г.Москвы в отношении Общества постановления по делу об административном правонарушении по ст.2.2 КоАП г.Москвы.
Раков А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, обеспечил явку защитника Печенкина Е.Е, поддержавшего жалобу, с учётом дополнений, по изложенным в ней доводам. При таких обстоятельствах, исходя из положений ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие Ракова А.В.
Представитель административной комиссии префектуры ЮЗАО г.Москвы Варнакова Ю.П. против удовлетворения жалобы возражала.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения защитника Ракова А.В. Печенкина Е.Е, представителя административной комиссии префектуры ЮЗАО г.Москвы Варнаковой Ю.П, заключение прокурора Ереминой О.В, полагавшей обжалуемые акты законными и обоснованными, проверив доводы жалобы, с учётом дополнений, прихожу к выводу об отмене оспариваемых актов, в связи со следующим.
Административная ответственность по ст.2.2 КоАП г.Москвы установлена за невыполнение работодателем установленной законодательством города Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест.
Согласно п.1 ст.2.2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон о квотировании рабочих мест) квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
В соответствии с п.п.1, 2 ч.3 ст.2 Закона о квотировании рабочих мест выполнением квоты для приема на работу в отношении инвалидов считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней; в отношении категорий молодежи - трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
Согласно ст.3 Закона о квотировании рабочих мест работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента - для трудоустройства инвалидов и 2 процента - для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона.
Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 настоящего Закона. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий.
В силу п. 3 ст. 4 Закона о квотировании рабочих мест трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных Правительством Москвы органов исполнительной власти города Москвы, а также общественных организаций инвалидов.
В случае невыполнения установленной квоты для приема на работу молодежи работодатели ежемесячно в период с 1 до 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата, перечисляют в бюджет города Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере величины прожиточного минимума в городе Москве для трудоспособного населения, установленной в городе Москве на день уплаты указанной компенсационной стоимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы (п. 2.8 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 04 августа 2009 г. N 742-ПП "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве").
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения генерального директора АО "Ю-Ти-Джи" Ракова А.В. к административной ответственности по ст.2.2 КоАП г.Москвы послужили указанные в постановлении и.о. первого заместителя Зюзинского межрайонного прокурора г.Москвы от 19 августа 2021 г. нарушения требований ч. 2 ст. 5, ст. 13 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ст. 2 - 4 Закона города Москвы от 22 декабря 2004 года N 90 "О квотировании рабочих мест", п. п. 2.1, 2.9 постановления Правительства г. Москвы от 04 августа 2009 года N 742-ПП "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве", выявленные 11 августа 2021 года в результате проверки исполнения требований законодательства о занятости и социальной защите инвалидов, несовершеннолетних и молодежи в АО "Ю-Ти-Джи" по адресу: адрес,.., выразившиеся в невыполнении обязанности по созданию (выделению) рабочих мест для приема на работу инвалидов, что составило за II квартал 2021 года 14 квот; по созданию (выделению) рабочих мест для приема на работу молодежи установленных категорий в размере 2% от среднесписочной численности работников, что в суммарном исчислении составило 15 невыполненных квот для приема на работу молодежи установленных категорий и неоплате компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест для приема на работу молодежи установленных категорий, в том числе несовершеннолетних (остаток неуплаты на конец 2 квартала 2021 года составляет сумма).
Установив, что за проверяемый период с 01 июля 2018 года по 30 июня 2021 года квоты по трудоустройству молодежи Обществом выполнены, судья районного суда пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях генерального директора АО "Ю-Ти-Джи" Ракова А.В. нарушения п.2 ч.3 ст.2 Закона о квотировании рабочих мест.
Вывод судьи основан на исследованных доказательствах, в частности, показаниях специалиста отдела квотирования рабочих мест ГКУ ЦЗН Сорокиной Т.В, допрошенной в судебном заседании в порядке ст.25.6 КоАП РФ, а также справке о выполнении квот и перечислении в бюджет города Москвы компенсационной стоимости незаполненных квотируемых рабочих мест за период с 01 июля 2018 года по 30 июня 2021 года, составленной по результатам проведенной ГКУ ЦЗН корректировки, получивших надлежащую оценку, оснований не согласиться с ним не имеется.
Одновременно судья районного суда счёл доказанным наличие в действиях генерального директора АО "Ю-Ти-Джи" Ракова А.В, выразившихся в невыполнении обязанности по созданию (выделению) рабочих мест для приема на работу инвалидов, что составило за II квартал 2021 года в суммарном исчислении 14 невыполненных квот для приема на работу инвалидов, объективной стороны состава указанного административного правонарушения.
Вместе с тем, такой вывод судьи районного суда признать законным нельзя, поскольку он сделан без надлежащей проверки всех фактических обстоятельств дела.
В силу чч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По смыслу ст. 26.1 КоАП РФ, выяснению по делу об административном правонарушении подлежат следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июня 2020 г, законодательством установлена обязанность работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности не только по созданию квотируемых рабочих мест (должностей) для инвалидов, но и по выполнению квоты, то есть обеспечению ее исполнения. Эта обязанность считается выполненной с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов (пункт 16).
Соответственно, невыполнением квоты можно считать такие действия работодателя, при которых он необоснованно отказал в трудоустройстве инвалиду на квотируемое рабочее место или уклонился от заключения трудового договора.
При этом Законом о квотировании рабочих мест на работодателя не возложена обязанность по поиску работников указанной категории для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для трудоустройства инвалидов.
Доводы заявителя о создании работодателем рабочих мест для инвалидов в рамках квоты подтверждаются наличием свободных вакансий для инвалидов в штатном расписании АО "Ю-Ти-Джи" за период проверки, которые не предполагают физическую работу и могут быть заняты людьми с ограниченными физическими возможностями при наличии необходимой квалификации. Данные вакансии с учетом требований закона о квотировании рабочих мест размещены работодателем на соответствующем ресурсе ГКУ ЦЗН. При этом материалы настоящего дела не содержат доказательств обращения граждан соответствующей категории по вопросу трудоустройства и отказа в трудоустройстве граждан-инвалидов на квотируемые рабочие места.
Таким образом, возложенные законом обязанности, касающиеся установления квоты, а также создания (выделения) квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой генеральным директором АО "Ю-Ти-Джи" Раковым А.В. выполнены, что свидетельствует об отсутствии его виновности в совершении вмененного административного правонарушения.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, обжалуемые постановление административной комиссии префектуры ЮЗАО г.Москвы по делам об административных правонарушениях N 08-05-30 от 3 сентября 2021 г, решение судьи Зюзинского районного суда г.Москвы от 28 декабря 2022 г. нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу в отношении Ракова А.В. - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30. 9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ
Жалобу с учётом дополнений, защитника Ракова А.В. Печенкина Е.Е. удовлетворить.
Постановление административной комиссии префектуры ЮЗАО г.Москвы по делам об административных правонарушениях N 08-05-30 от 3 сентября 2021 г, решение судьи Зюзинского районного суда г.Москвы от 28 декабря 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.2.2 КоАП г.Москвы, в отношении генерального директора АО "Ю-Ти-Джи" Ракова А.В, отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Московского городского суда Е.А. Новикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.