Судья Московского городского суда Павлов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника А ... - Д ... на постановление судьи Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 21 ноября 2023 года, которым постановлено:
"Признать А... виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 7 000 (пяти тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного контролируемого выезда.
До исполнения административного наказания поместить А... в ЦВСИГ ГУ МВД России по г. Москве",
УСТАНОВИЛ:
21 ноября 2023 года в отношении гражданина Республики Кыргызстан А... составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5
ст. 18.8 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение в районный суд, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
На указанное судебное постановление защитником А... подана жалоба, в которой заявитель просит об отмене указанного постановления, ссылаясь на постановку заявителя на учет по месту пребывания.
В судебное заседание Московского городского суда А... не явился, о дате и времени его проведения уведомлен надлежащим образом путем направления судебного извещения в ЦВСИГ ГУ МВД России по г. Москве.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника А... - Д.., оснований для отмены или изменения постановления судьи не нахожу.
В соответствии с ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи.
В силу ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Частью 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ установлено, что нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Частью 2 названной статьи установлено, что постановке на учёт по месту пребывания подлежат: 1) постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин: а) не имеет места жительства; б) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания; в) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом; г) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства; д) находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание; 2) временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин: а) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания; б) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства; в) находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание.
В соответствии со ст. 21 названного Федерального закона если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.
Учёт по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Согласно п. 20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учёт по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 20 Федерального закона. Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, подаётся в территориальный орган Федеральной миграционной службы не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания. По прибытии иностранного гражданина в гостиницу администрация гостиницы обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днём его прибытия, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Уведомление территориального органа Федеральной миграционной службы администрацией гостиницы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.
Несоблюдение указанных требований закона в соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ влечёт административную ответственность и назначение административного наказания.
Как было установлено судом и подтверждается материалами дела, 20 ноября 2023 года в 18 час. 10 мин. по адресу: адрес, станция метро "... ", был выявлен гражданин Республики Кыргызстан А.., который прибыл на территорию Российской Федерации 21 августа 2022 года, однако, в нарушение ст. 20 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" от 18.07.2006 года N 109-ФЗ, не встал на миграционный учет по истечении семи дней со дня прибытия. Ранее А... был привлечен к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ постановлением судьи Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 11 октября 2023 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, а именно:
- протоколом об административном правонарушении ММ N 0516687 от 21 ноября 2023 года;
- рапортом сотрудника полиции от 21 ноября 2023 года;
- показаниями А... ;
- справкой АС ЦБДУИГ.
Суд первой инстанции квалифицировал действия А... по ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ.
Вместе с тем, судом первой инстанции не было учтено следующее.
Как определено ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ для привлечения лица к административной ответственности необходим факт повторного совершения в течение одного года иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи.
Однако, как следует из постановления судьи Дорогомиловского районного суда
г. Москвы от 11 октября 2023 года, А... был привлечен к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, что не согласуется с приведенными выше положениями действующего законодательства и не порождает признака повторности.
Фабулой совершенного правонарушения по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ установлено нарушение заявителем миграционного законодательства Российской Федерации в части уклонения от своевременного выезда за пределы Российской Федерации, тогда как фабулой совершенного правонарушения по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ установлено уклонение заявителя от своевременной постановки на миграционный учет по прибытии в Российскую Федерацию.
При изложенных обстоятельствах, необходимость применения к заявителю меры ответственности, предусмотренной санкцией ч. 5ст. 18.8 КоАП РФ, отсутствовала.
Принимая во внимание изложенные фактические обстоятельства, правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, установленного наказания, считаю законным и обоснованным изменить постановление судьи районного суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 21 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении А... изменить.
Переквалифицировать действия А... с ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ на ч. 3
ст. 18.8 КоАП РФ.
В остальной части постановление судьи Дорогомиловского районного суда
г. Москвы от 21 ноября 2023 года оставить без изменения, жалобу защитника А... - Д... - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.