Судья Московского городского суда Д.В. Гришин, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО "ТехСтройКонтракт" на решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 24 мая 2022 года, которым
постановление N ОЗА270821 заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка "Лосиный остров" ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" Седаковой А.В. от 7 октября 2021 года и решение N 10 главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка "Лосиный остров" ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" Якубова Р.Р. от 3 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТехСтройКонтракт" (ИНН:, ОГРН:, юридический адрес: адрес), оставлены без изменения, жалоба ООО "ТехСтройКонтракт" - без удовлетворения.
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка "Лосиный остров" ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" Седаковой А.В. от 7 октября 2021 года N ОЗА270821, оставленным без изменения решением N 10 главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка "Лосиный остров" ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" Якубова Р.Р. от 3 декабря 2021 года, за нарушение требований п. 4 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" ООО "ТехСтройКонтракт" (далее также - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Не согласившись с постановлением и решением должностных лиц, Общество обжаловало их в Арбитражный суд Московской области, определением судьи которого 15 февраля 2022 года материал передан в Московский областной суд для последующего направления в суд общей юрисдикции.
Определением судьи Московского областного суда от 17 марта 2022 года дело передано для рассмотрения по существу в Преображенский районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше решение.
На данные акты должностных лиц и судьи районного суда ООО "ТехСтройКонтракт" в лице своего законного представителя - генерального директора Кузнецова С.А. в Московский городской суд подана жалоба, в которой поставлен вопрос об их отмене и направлении дела в суд на новое рассмотрение. В обоснование доводов заявитель указывает на то, что никакой социально-экономической деятельности в пределах охранной зоны национального парка "Лосиный остров" Общество не осуществляло, работы выполнялись на основании заключённого договора субподряда N 1-Р-2021 от 12 мая 2021 года ООО "ДЭП N 19", которое за данное правонарушение привлечено к административной ответственности 16 ноября 2021 года.
Законный представитель ООО "ТехСтройКонтракт" в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещён, направил в суд представлять интересы Общества защитника по доверенности Климачёва А.С, который доводы жалобы поддержал в полном объёме.
Исследовав материалы дела, заслушав защитника, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о том, что решение суда, постановление и решение должностных лиц административного органа являются законными и обоснованными.
Согласно диспозиции ст. 8.39 КоАП РФ административным правонарушением признаётся нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 104 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целях охраны окружающей среды.
В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (п. 4 ч. 1 ст. 104 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что 29 июля 2021 года в 12 час. 30 мин. в ходе осмотра (обследования) национального парка "Лосиный остров" по адресу: Московская обл, г.о. Балашиха, Щелковское ш, в районе дома 4 (координаты: 55.830604, 37.922371), на территории Национального парка "Лосиный остров" выявлен факт ведения ООО "ТехСтройКонтракт" экономической деятельности без согласования с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Минприроды России, а именно осуществление работ связанных со снятием слоя асфальтового покрытия в обоих направлениях движения и устройство слоёв износа автомобильной дороги А-103 "Щёлковское шоссе", в нарушение требований п.п. 2, 4 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и Положения о ФГУ "Национальный парк "Лосиный остров".
Указанные действия ООО "ТехСтройКонтракт" квалифицированы по ст. 8.39 КоАП РФ.
Данные обстоятельства объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: протоколом об административном правонарушении от 27 августа 2021 года N ОЗА270821, составленным в отношении ООО "ТехСтройКонтракт" уполномоченным должностным лицом; приказом ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" от 30 июня 2021 года N 75 "О проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований; определением N 4216ОЗА290721 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 29 июля 2021 года; актом осмотра (обследования) территории N ОЗА290721 от 29 июля 2021 года с фототаблицей; выкопировкой из публичной кадастровой карты плана лесонасаждения национального парка "Лосиный остров" с указанием места совершения административного правонарушения, границ Национального парка и его охранной зоны; выпиской из ЕГРН от 1 сентября 2021 года; государственным контрактом N 17/21-СД ИКЗ N 211771412589750320100100260014211244 от 26 марта 2021, заключённым между ФКУ " наименование общества" и ООО "ТехСтройКонтракт", с приложениями; уставом ООО "ТехСтройКонтракт"; выпиской из ЕГРЮЛ; иными материалами.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым к ним ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Не согласиться с оценкой указанных доказательств не представляется возможным.
Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 N 280 "О национальном парке "Лосиный остров" национальный природный парк "Лосиный остров" отнесён к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк "Лосиный остров".
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 N 2056-р национальный природный парк "Лосиный остров" находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Соответственно при необходимости проведения на территории национального парка "Лосиный остров" каких-либо работ (за исключением экстренных) необходимо предварительное уведомление уполномоченных должностных лиц национального парка об их проведении и, при необходимости, получении соответствующего согласования, чего в данном случае сделано Обществом не было.
Доводы жалобы о том, что никакой социально-экономической деятельности в пределах охранной зоны национального парка "Лосиный остров", Общество не осуществляло, работы выполнялись на основании заключённого договора субподряда N 1-Р-2021 от 12 мая 2021 года ООО "ДЭП N 19", несостоятельны.
Данный довод полностью опровергается совокупностью исследованных в судебном заседании вышеуказанных доказательств, из которых следует факт обязанность согласования любого вопроса социально-экономической деятельности в зоне с особыми условиями использования территорий, расположенной по вышеуказанному адресу, отнесена именно к ООО "ТехСтройКонтракт".
Из содержания Государственного контракта N 17/21-СД ИКЗ N 211771412589750320100100260014211244 от 26 марта 2021 года на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения (устройство защитных слоёв, слоёв износа и поверхностной обработки). Устройство слоёв износа на автомобильной дороге А-103 "Щёлковское шоссе" Москва - Щёлково - автомобильная дорога А-107 "Московское малое кольцо" на участке км 16+000 - км 31-000, Московская область, заключённого между ФКУ " наименование общества" и ООО "ТехСтройКонтракт", следует, что ООО "ТехСтройКонтракт" является подрядчиком.
Согласно условиям Контракта, подрядчик в ходе производства работ на объекте обязан обеспечить выполнение (в пределах границ производства работ) мероприятий по обеспечению экологической безопасности, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли (п. 9.5 Контракта). ООО "ТехСтройКонтракт" при исполнении Контракта может привлечь субподрядные организации, обладающие необходимым опытом, оборудованием и персоналом, в случаях, предусмотренным законодательством Российской Федерации, лицензиями, разрешениями, допусками, сертификатами и (или) другими документами, членством в саморегулируемой организации, подтверждающими их право на выполнение данного вида работ (п. 3.4 Контракта). При этом согласно п. 9.16 Контракта подрядчик самостоятельно несёт ответственность перед третьими лицами и возмещает убытки (в том числе судебные издержки), связанные с травмами или ущербом, возникшие вследствие выполнения работ по настоящему Контракту (вследствие действий или бездействий Подрядчика) или вследствие нарушений имущественных или иных прав, охраняющих интеллектуальную и (или) иную собственность.
На основании оценки государственного контракта считаю, что возложение соответствующей ответственности и обязанности по получению необходимых разрешений на субподрядчиков не заменяет и не исключает обязанности Общества, как подрядчика, по контролю за надлежащим исполнением строительных работ на объекте, как лица, ответственного за осуществление работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Исходя из названных обстоятельств, ООО "ТехСтройКонтракт" обоснованно признано должностными лицами и судьёй районного суда надлежащим субъектом ответственности по настоящему делу за нарушение в области охраны окружающей среды, связанного с нарушением установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Каких-либо нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену или изменение решения судьи и постановления должностного лица, не усматриваю.
Иные изложенные в жалобе доводы направлены на переоценку исследованных судьёй доказательств и не свидетельствуют о невиновности ООО "ТехСтройКонтракт" в совершении инкриминируемого ему деяния.
Нарушение норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления и решения должностных лиц и решения судьи, по делу не имеется.
Вместе с тем, имеются основания для изменения оспариваемых актов должностных лиц административного органа и судьи районного суда в части назначения административного наказания.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" названный Кодекс дополнен ст. 4.1.2, согласно ч. 1 которой при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Из материалов настоящего дела усматривается, что ООО "ТехСтройКонтракт" на момент выявления административного правонарушения состояло в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в период с 1 августа 2016 года по 10 июля 2021 года по категории "малое предприятие", а в период с 10 июля 2021 года по 10 июля 2023 года - по категории "среднее предприятие", данных об уплате административного штрафа материалы дела не содержат.
Санкцией статьи 4.39 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а размер административного штрафа для юридических лиц установлен в размере триста тысяч рублей.
Учитывая конкретные обстоятельства, исходя из положений ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ, следует изменить размер назначенного Обществу административного штрафа, снизив его с 300 000 рублей до 150 000 рублей.
В остальной части оспариваемые постановление и решение должностных лиц административного органа и судьи районного суда подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление N ОЗА270821 заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка "Лосиный остров" ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" Седаковой А.В. от 7 октября 2021 года, решение N 10 главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка "Лосиный остров" ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" Якубова Р.Р. от 3 декабря 2021 года, и решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 24 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТехСтройКонтракт" (ИНН:, ОГРН:, юридический адрес: адрес) изменить: снизить размер назначенного ООО "ТехСтройКонтракт" административного наказания в виде административного штрафа до 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.
В остальной части указанные акты оставить без изменения, жалобу ООО "ТехСтройКонтракт" - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Д.В. Гришин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.