Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ОАО "РЖД" фио на постановление судьи Дорогомиловского районного суда адрес от 11 января 2023 г. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ОАО "РЖД"
установил:
02 ноября 2022 г. заместителем Московско - Смоленского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ОАО "РЖД".
Постановлением судьи Дорогомиловского районного суда адрес от 11 января 2023 г. признано ОАО "РЖД" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, назначено административное наказанию в виде штрафа в размере сумма.
В жалобе в Московский городской суд защитник ссылается на то, что судом не учтены обстоятельства дела, границы объекта культурного наследия, здание пригородного сообщения (пригородных касс), где проводились работы, не включается в территорию объекта культурного наследия, законных оснований для привлечения ОАО к административной ответственности не имеется.
В судебное заседание Московского городского суда транспортный прокурор не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Ходатайство об отложении судебного заседания не заявил. При таких обстоятельствах дело рассмотрено в его отсутствие.
В судебное заседание Московского городского суда защитник ОАО "РЖД" фио явилась, доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника, прихожу к выводу о том, что постановление судьи является законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "РЖД" совершило нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при следующих обстоятельствах:
Московско - Смоленской транспортной прокуратурой по обращению фио проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия на Киевском вокзале Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД", расположенном по адресу: адрес, в ходе которой выявлены нарушения.
В соответствии с Постановлением Совета Министров адрес от 04.12.1974 г. N 624 здание Киевского вокзала, расположенное по адресу: адрес, является объектом культурного наследия федерального значения "Киевский вокзал, где весной 1919 г. фио выступал перед рабочими, отъезжающими в южные районы страны для организации советских хозяйств (совхозов)".
На основании ст.ст. 9.1 и 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73- ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также п.п. 8, 9 Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, утв. приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13.01.2016 N 28 Департаментом культурного наследия адрес Распоряжением от 26.06.2020 г. N 450 утверждён предмет охраны данного объекта культурного наследия вместе со схемой предмета охраны, согласно которой в предмет охраны входят, в том числе, проходы из "Розового зала" к турникетной линии здания пригородного сообщения. Распоряжение опубликовано в открытом доступе на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Актуальное описание предмета охраны внесено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. ОАО "РЖД" является собственником указанного объекта недвижимости, согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 06.11.2009 N 77-77-22/001/2009-736.
На объект оформлено охранное обязательство собственника от 16.09.2010 N 16-23/005-67/10.
В ходе проверки, проведенной с участием советника отдела государственного надзора инспекции по надзору в области охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия адрес фио, установлено, что в связи с разрушением штукатурки на стенах и вздутием подоконников в помещениях объекта культурного наследия, а именно в переходах из "Розового зала" к турникетной линии здания пригородного сообщения, произведены ремонтные работы, в результате которых заменено штукатурное покрытие, укреплены изоляционные слои стен, часть стен покрашены краской, отличающейся по цвету от остальных стен.
При этом, согласно Распоряжению, композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов, колористическое решение, материалы и характер отделки, капитальные стены фасадов, отделка помещений пригородной зоны, столярные заполнения оконных и дверных проемов входят в предмет охраны (согласно схеме предмета охраны).
Указанные ремонтные работы проводились ООО "СтройКонтракт" на основании договора на выполнение работ N 158/ОКЭ-ДЖВ/21/1/1 от 03.06.2021 г, заключенного с Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов ОАО "РЖД.
Согласно письму Департамента культурного наследия адрес от 01.11.2022 г. N ДКН-16-10-210/22-1 вышеуказанные работы изменяют объект культурного наследия, так как допущено отклонение от согласованного колористического решения фасада, которое является предметом охраны объекта культурного наследия.
Московской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов - структурным подразделением Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" нарушены требования п. 1, 8 ст. 45, пп. 2, 7 п. 1 ст. 46.3 ФЗ N 73, а именно: не получено разрешение органа охраны объектов культурного наследия на проведение указанных работ; не согласована проектная документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия с органом охраны объектов культурного наследия; не соблюдены условия осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением; нарушены требования к приемке работ по сохранению объекта культурного наследия; проведены работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия; орган охраны объектов культурного наследия не извещен о повреждении объекта культурного наследия.
В соответствии с п. 1 ст. 61 ФЗ N 73 за нарушение указанного Федерального закона юридические лица несут административную в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации предусмотрена ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Местом совершения административного правонарушения является Киевский вокзал адрес, расположенный по адресу: адрес.
Поскольку административное правонарушение выражается длительном неисполнении ОАО "РЖД" обязанностей, предусмотренных законодательством об охране объектов культурного наследия, правонарушение является длящимся. Временем совершения правонарушения является время его выявления - 11.10.2022 в период времени с 9 часов 00 минут по 11 часов 20 минут, согласно акту проверки.
Таким образом, в бездействиях ОАО "РЖД", выразившихся в длительном непринятии мер по невыполнению обязательств по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, выразившейся в образовании отслоений и трещин штукатурного слоя, трещин на лепном декоре, следов биопоражения усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Вина ОАО "РЖД" в совершении инкриминируемого ему правонарушения нашла свое подтверждение совокупностью собранных доказательств, а именно:
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении;
- актом проверки от 11.10.2022;
- актом о приемке выполненных работ от 31.08.2022;
- письмом Департамента культурного наследия адрес от 01.11.2022 г. N ДКН-16-10-210/22-1;
- Паспортом объекта культурного наследия;
- Сведениями об объекте
- Дефектной ведомостью
- свидетельством о государственной регистрации;
- фотоматериалом;
- иными материалами дела.
Указанные доказательства суд признает допустимыми и достоверными, факт совершения ОАО "РЖД" административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, установленным и доказанным.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Государственная охрана объектов культурного наследия, согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, включает в себя, в том числе:
- установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия;
- согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
- выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
- установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений;
- иные мероприятия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимается - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В соответствии со ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ при содержании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которому принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.
На основании ст. 10 Закона адрес от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее - Закон адрес от 14 июля 2000 г. N 26) предписания государственного органа охраны памятников в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности, которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
Согласно п. 2 ст. 20 и ст. 22 Закона адрес от 14 июля 2000 г. N 26 пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные указанным законом, нормативными правовыми актами и выполнять предписания государственного органа охраны памятников по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников, выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории.
В соответствии с и. 3 ст. 6 Закона адрес от 14 июля 2000 г. N 26 государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры в адрес осуществляется государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры адрес в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом в порядке, определяемом Правительством Москвы.
На основании п. 4.4.45 Положения о Департаменте культурного наследия адрес, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 154-ПП, Мосгорнаследие вправе выдавать обязательные для исполнения предписания о выполнении обязательных требований к сохранению объектов культурного наследия, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия в случае, если содержание или использование объекта культурного наследия может привести к ухудшению состояния данного объекта и (или) предмета охраны, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия лицам, в отношении которых осуществляется государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия, с указанием сроков их исполнения.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КРФоАП, выражается в невыполнении или нарушении требований к сохранению и использованию объектов культурного наследия.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КРФоАП, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КРФоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом вышеприведенных норм ОАО "РЖД", как собственник объекта культурного наследия, несет обязанность по принятию мер к его охране и защите. Организация знала о статусе Объекта, установленном порядке проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, имела возможность для соблюдения требований законодательства об охране объектов культурного наследия, однако не предприняло для этого все зависящие от него меры, в связи с чем, действия ОАО "РЖД" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КРФоАП.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом, приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства в области сохранения объектов культурного наследия.
С учетом изложенного, судья пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ОАО "РЖД" состава вмененного административного правонарушения.
Следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ОАО "РЖД" имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
При таких обстоятельствах, действия ОАО "РЖД" по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Установленных законом оснований для назначения ОАО "РЖД" наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, не имеется.
Административное наказание ОАО "РЖД" назначено судьей в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ и соответствует санкции ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Доводы жалобы, основанные на переоценке собранных по делу доказательств, по приведенным выше основаниям иного вывода по делу не влекут.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемое постановление судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, решил:
постановление судьи Дорогомиловского районного суда адрес от 11 января 2023 г. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ОАО "РЖД" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.