Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу защитника ООО "Аврора Тур" ФИО5 на вступившие в законную силу постановление старшего дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 05.08.2022 N 18900009760220012897, решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 21.09.2022 N12-590/2022, решение судьи Мурманского областного суда от 10.11.2022 N21-451/2022, состоявшиеся в отношении ООО "Аврора Тур" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 05.08.2022 N 18900009760220012897 ООО "Аврора Тур" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей без конфискации судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 21.09.2022 N12-590/2022, оставленным без изменения решением судьи Мурманского областного суда от 10.11.2022 N21-451/2022, приведенное постановление изменено, ООО "Аврора Тур" назначено административное наказание с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "Аврора Тур" ФИО5 просит об отмене приведенных актов, прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на неполное определение обстоятельств, подлежащих выяснению по делу, неправильное применение норм материального права.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Аврора Тур" к административной ответственности) нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
Квалификации по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат действия (бездействие) лиц, нарушивших правила, регламентирующие рыболовство во внутренних водах Российской Федерации (на водных объектах рыбохозяйственного значения, включая Каспийское море), не являющихся внутренними морскими водами.
Из абзаца четвертого пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 N27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства" к нарушениям правил осуществления рыболовства относится, в том числе несоблюдение установленных запретов.
Частью 1 статьи 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" определено, что правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность (части 2, 4 названной статьи указанного закона).
Приказом Минсельхоза России от 13.05.2021 N292 утверждены Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна.
Согласно пункту 10.3 при организации любительского рыболовства на предоставленных для этих целей рыболовных участках юридические лица и индивидуальные предприниматели должны иметь надлежащим образом оформленный договор пользования рыболовным участком, разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов, промысловый журнал.
В соответствии с пунктом 11 Правил капитан судна или судоводитель маломерного судна (в случае отсутствия на таком маломерном судне должности капитана судна) или лицо (лица), ответственное (ответственные) за добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе осуществляющие организацию любительского рыболовства (за исключением граждан, осуществляющих любительское рыболовство), должны иметь на борту судна, на каждом рыболовном участке либо при себе в местах добычи (вылова) при осуществлении рыболовства за пределами рыболовных участков: подлинник разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов и документ, позволяющий достоверно установить внесение изменений в такое разрешение посредством телеграфной, электронной и иной связи (за исключением лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общин, осуществляющих традиционное рыболовство без предоставления в пользование рыболовного участка); промысловый журнал; технологический журнал (при производстве рыбной продукции, произведенной из уловов водных биоресурсов);программу выполнения работ при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях (рейсовое задание), утвержденную в рамках ежегодного плана проведения ресурсных исследований водных биоресурсов или ежегодного плана проведения морских ресурсных исследований водных биоресурсов при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях; учебный план или план культурно-просветительской деятельности при осуществлении рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях; программу выполнения работ в области аквакультуры (рыбоводства) при осуществлении рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства).
Лицо (лица), ответственное (ответственные) за добычу (вылов) водных биоресурсов, должно (должны) иметь на каждом рыболовном участке либо при себе в местах добычи (вылова) при осуществлении рыболовства за пределами рыболовных участков локальный акт, изданный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем о назначении его лицом, ответственным за добычу (вылов) водных биоресурсов, а также документ, удостоверяющий личность (пункт 13).
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении рыболовства запрещается без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов (за исключением добычи (вылова) разрешенного прилова), а также без распределенных квот добычи (вылова) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов; в отсутствие лица (лиц), ответственного (ответственных) за добычу (вылов) водных биоресурсов (при осуществлении рыболовства без использования судов рыбопромыслового флота); с превышением распределенных им квот добычи (вылова) по районам добычи (вылова) и видам водных биоресурсов и объемов разрешенного прилова, за исключением случаев, предусмотренных Правилами рыболовства и законодательством Российской Федерации (пункт 14.1).
Из материалов дела следует, что 18.08.2020 между Североморским территориальным управлением Росрыболовства и ООО "Аврора Тур" заключен договор N Л-5/2020 пользования рыболовным участком N (Баренцево море, м. Ярнышный) для организации любительского рыболовства. Согласно пункту 8 договора пользователь обязан: а) соблюдать законодательство о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, а также условия договора; г) осуществлять учет добываемых (вылавливаемых) водных биологических ресурсов на территории рыболовного участка.
На основании договора и в соответствии с приказом Министерства инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области от 10.12.2020 N 317-ОД ООО "Аврора Тур" 28.07.2021 выдано разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N.
Согласно письму Североморского территориального управления Росрыболовства от 10.01.2022 N в 2021 году по заявлениям ООО "Аврора Тур" Управлением зарегистрировано 7 промысловых журналов для организации любительского рыболовства на рыболовном участке N (регистрационные N, N, N, N, N, N, N).
Должностным лицом, ответственным за организацию любительского и спортивного рыболовства, назначена директор ООО "Аврора Тур" ФИО2
ООО "Аврора Тур" выданы путевки ПН N N, 134, 137-139 ФИО3, ФИО4 на добычу (вылов) на рыболовном участке N, расположенном в районе акватории мыса Ярнышный Баренцева моря, сетными орудиями лова краба камчатского.
В ходе проведения 11.11.2021 контрольно-проверочных мероприятий сотрудниками Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району установлено, что на рыболовном участке N ФИО3, ФИО4 с использованием плавательного средства ТТ0047 "Надежда" осуществлена (добыча) вылов 46 экземпляров камчатского краба общей массой 161 кг, при этом в период осуществления промысловой деятельности отсутствовал надлежащим образом оформленный подлинник разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, а также документ о внесении изменений в данное разрешение, переданный посредством электронной и иной связи, являющийся неотъемлемой частью разрешения; промысловый журнал; договор пользования рыболовным участком (договор о предоставлении рыбопромыслового участка); а также локальный акт, изданный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем о назначении лица, ответственного за добычу (вылов) водных биоресурсов.
Изложенное свидетельствует о том, что 11.11.2021 по адресу: г. Мурманск, ул. Воровского, д. 5/23, оф. 627 ООО "Аврора Тур", являющееся пользователем рыболовного участка, допустило нарушение пунктов 10.3, 11, 13, 14.1 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 12.07.2022 в отношении ООО "Аврора Тур" протокола об административном правонарушении и привлечения его 05.08.2022 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлекая ООО "Аврора Тур" к административной ответственности по указанной статье, применив к рассматриваемым правоотношениям положения части 9 статьи 1, статьи 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что общество, являясь лицом, осуществляющим организацию любительского рыболовства, не обеспечило наличие на рыболовном (рыбопромысловом) участке локального акта о назначении лица, ответственного за добычу (вылов) водных биоресурсов, подлинника разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов и документа, позволяющего достоверно установить внесение изменений в такое разрешение посредством телеграфной, электронной и иной связи, промысловый журнал.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности по правилам статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы бездействие ООО "Аврора Тур" квалифицировано верно.
В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 N 27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство" разъяснено, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия (бездействие), выразившиеся в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, когда такие действия (бездействие) подлежат квалификации по части 2 статьи 8.17 названного Кодекса либо по части 2 статьи 253, статьям 256, 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Квалификации по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат действия (бездействие) лиц, нарушивших правила, регламентирующие рыболовство во внутренних водах Российской Федерации (на водных объектах рыбохозяйственного значения, включая Каспийское море), не являющихся внутренними морскими водами.
Квалификация деяния, допущенного ООО "Аврора Тур", осуществлена должностным лицом и судебными инстанциями на основании всестороннего и полного исследования всех обстоятельств совершенного административного правонарушения с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 N 27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства".
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Аврора Тур", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка защитника ООО "Аврора Тур" ФИО5 на письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 30.06.2022 N3-П-5174/02-4600 о рассмотрении обращения по вопросу организации любительского рыболовства правового значения по данному делу об административном правонарушении не имеет.
Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах, не ставят под сомнение их законность и обоснованность и наличие в деянии юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено ООО "Аврора Тур" в пределах санкции части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным (штраф уплачен 20.12.2022).
Постановление о привлечении ООО "Аврора Тур" к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление старшего дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 05.08.2022 N 18900009760220012897, решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 21.09.2022 N12-590/2022, решение судьи Мурманского областного суда от 10.11.2022 N21-451/2022, состоявшиеся в отношении ООО "Аврора Тур" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Аврора Тур" ФИО5 - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.