N 16-6272/2023
Санкт-Петербург 13 ноября 2023 года
Заместитель председателя Третьего кассационного суда общей юрисдикции Городков А.В, рассмотрев материалы дела и жалобу руководителя УФК по Республике Коми Честновой Л.И. на вступившие в законную силу решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 апреля 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 16 августа 2023 года по постановлению руководителя УФК по Республике Коми от 21 февраля 2023 года N в отношении и.о. главы МО ГО "Сыктывкар" - руководителя администрации Голдина Владимира Борисовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением руководителя УФК по Республике Коми от 21 февраля 2023 года N и.о. главы МО ГО "Сыктывкар" - руководитель администрации Голдина В.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 апреля 2023 года постановление руководителя УФК по Республике Коми от 21 февраля 2023 года N в отношении Голдина В.Б. было отменено. Производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решением судьи Верховного Суда Республики Коми от 16 августа 2023 года решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 апреля 2023 года в отношении Голдина В.Б. было отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 сентября 2023 года (т.2 л.д.134) постановление руководителя УФК по Республике Коми от 21 февраля 2023 года N в отношении Голдина В.Б. было отменено, дело об административном правонарушении направлено на рассмотрение в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
В соответствии с постановлением должностного лица от 21 февраля 2023 года Голдин В.Б. был признан виновным в нарушении 5 октября 2022 года в г. Сыктывкаре Республики Коми получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ст.15.14 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, руководитель УФК по Республике Коми Честнова Л.И. высказывается о незаконности решений судов от 27 апреля 2023 года и от 16 августа 2023 года, считая их незаконными. Вывод судьи Верховного Суда Республики Коми о нарушении правил подведомственности при рассмотрении административного дела по первой инстанции не соответствует требованиям КоАП РФ. Дело могло быть направлено на рассмотрение в городской суд исключительно в случае принятия должностным лицом, к которому оно поступило, соответствующего решения в порядке п.1 ч.2 ст.29.9 КоАП РФ. Просит судебные решения отменить, оставить без изменения постановление от 21 февраля 2023 года.
Голдин В.Б, уведомленный в соответствии с требованиями ч.2 ст.30.15 КоАП РФ о подаче данной жалобы на указанные судебные решения, в установленный срок возражений на нее не представил.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, приложенные к ней документы и процессуальные решения, прихожу к следующему.
В соответствии с положениями ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является разрешение дела в соответствии с законом.
Как усматривается из материалов дела, основанием для возбуждения в отношении Голдина В.Б. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, послужили результаты проведенной плановой выездной проверки исполнения соглашений о предоставлении бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета бюджетных кредитов на финансовой обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
По результатам проверки было возбуждено дело об административном правонарушении, и 7 февраля 2023 года должностным лицом был составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ.
Рассмотрев в порядке главы 29 КоАП РФ протокол по делу об административном правонарушении и представленные материалы дела, руководитель УФК по Республике Коми пришел к выводу о доказанности изложенных в них обстоятельств дела и вины и.о. главы МО ГО "Сыктывкар" - руководителя администрации Голдина В.Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, о чем изложил в постановлении N от 21 февраля 2023 года о назначении административного наказания.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 апреля 2023 года постановление руководителя УФК по Республике Коми от 21 февраля 2023 года N в отношении Голдина В.Б. было отменено. Производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решением судьи Верховного Суда Республики Коми от 16 августа 2023 года решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 апреля 2023 года в отношении Голдина В.Б. было отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судья Верховного Суда Республики Коми пришел к выводу о том, что настоящее дело не относится к подведомственности должностного лица органа государственного финансового контроля, поскольку в данном случае дело на основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ подлежало рассмотрению судьей городского суда, так как по делу проводилось административное расследование.
Однако такие выводы судьи Верховного Суда Республики Коми нельзя признать правильными в силу следующего.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.15.3 КоАП РФ, рассматривают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ч. 1 ст. 23.7.1 КоАП РФ).
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч.1 ст.23.7.1 КоАП РФ, вправе: руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместители; руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, их заместители (ч. 2 ст. 23.7.1 КоАП РФ).
При этом дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.15.3 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ч.2 ст. 23.1 КоАП РФ).
В силу положений абз.2 ч.3 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
Согласно правовому подходу, сформулированному в подпункте "в" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", судьи рассматривают также отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в ч.2 ст.23.1 КоАП РФ, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.
Системный анализ приведенных норм с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что ч.3 ст.23.1 КоАП РФ должна применяться с учетом положений частей 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ.
По смыслу ч.2 ст.23.1 КоАП РФ возможность отнесения к компетенции суда рассмотрения дел об административных правонарушениях, перечисленных в данной норме, поставлена законодателем в зависимость от усмотрения соответствующего административного органа или должностного лица, а положение абз.2 ч.3 ст.23.1 КоАП РФ устанавливает правила подсудности дел, переданных уполномоченным органом (должностным лицом) в суд.
Таким образом, рассмотрение перечисленных в ч.2 ст.23.1 КоАП РФ дел судьями, в том числе районных судов, в соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ возможно только при наличии решения органа (должностного лица), к подведомственности которого положениями главы 23 КоАП РФ отнесено рассмотрение дела об административном правонарушении, о передаче дела на рассмотрение судье для целей назначения наказания, которое может быть назначено только судом.
К таким наказаниям относится и дисквалификация, возможность назначения которой для лица, замещающего должность муниципальной службы, предусмотрена санкцией ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ.
Решение о передаче дела судье должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, принимается в порядке п.1 ч.2 ст.29.9 КоАП РФ.
Между тем такого решения руководителя УФК по Республике Коми Честнова Л.И, к которой поступили для рассмотрения протокол и материалы по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении Голдина В.Б. по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, не принимала.
С учетом изложенного, вывод судьи Верховного Суда Республики Коми о том, что настоящее дело при указанных выше обстоятельствах подлежало рассмотрению по правилам главы 29 КоАП РФ судьей Сыктывкарского городского суда Республики Коми, законным признать нельзя, в связи с чем решение судьи второй инстанции от 16 августа 2023 года, как вынесенное при существенном нарушении установленных ст.24.1 КоАП РФ процессуальных норм, повлекших неправильное рассмотрение дела по существу, подлежит отмене.
Решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку в нарушение ч.1 ст.47 и ч.3 ст.56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим суть правосудия.
При таких обстоятельствах последующее решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 сентября 2023 года об отмене постановления руководителя УФК по Республике Коми от 21 февраля 2023 года N в отношении Голдина В.Б. и направлении дела об административном правонарушении на рассмотрение в Сыктывкарский городской суд Республики Коми также подлежит отмене, как вынесенное на основании решения, признанного незаконным.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом сказанного дело подлежит направлению с жалобой руководителя УФК по Республике Коми Честновой Л.И. на новое рассмотрение в суд второй инстанции - Верховный Суд Республики Коми, в ходе которого суду следует дать объективную оценку всем доводам жалобы, всесторонне, полно и объективно оценить все имеющиеся по делу доказательства и правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 16 августа 2023 года и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 сентября 2023 года в отношении и.о. главы МО ГО "Сыктывкар" - руководителя администрации Голдина Владимира Борисовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, отменить.
Возвратить дело об административном правонарушении с жалобой на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 апреля 2023 года на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Коми.
Заместитель председателя
Третьего кассационного суда
общей юрисдикции (подпись) А.В. Городков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.