Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Мальцевой Е.Г. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-10483/2022) по кассационной жалобе Сбитнева "данные изъяты" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 мая 2023г. (N33а-2899/2023) по административному иску МИФНС России N8 по Республике Коми к Сбитневу В.М. о взыскании задолженности перед бюджетом.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
МИФНС России N8 по Республике Коми обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сбитневу В.М. с учетом уточнений требований иска о взыскании задолженности перед бюджетом в размере 47 897 рублей, в том числе НДФЛ за 2021 год (первый квартал) в размере 9289 рублей, НДФЛ за 2021 год (полугодие) в размере 26 458 рублей, НДФЛ за 2021г. (девять месяцев) в размере 12 150 рублей.
В обоснование указано, что Сбитнев В.М. является адвокатом, плательщиком налога на доходы физических лиц. В связи с неуплатой налога на доходы за 2021г. налогоплательщику направлено требование об уплате налога, который в добровольном порядке не уплачен. Мировым судьей Первомайского судебного участка г. Сыктывкара 24 августа 2022г. вынесен судебный приказ о взыскании задолженности. В связи с несогласием налогоплательщика, 01 сентября 2022г. судебный приказ отменен.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 декабря 2022г. административный иск МИФНС России N8 по Республике Коми к Сбитневу В.М. о взыскании обязательных платежей удовлетворен.
Со Сбитнева В.М. в пользу МИФНС России N8 по Республике Коми задолженность перед бюджетом в размере в размере 47 897 рублей, в том числе НДФЛ за 2021г. (первый квартал) в размере 9289 рублей, НДФЛ за 2021г. (полугодие) в размере 26 458 рублей, НДФЛ за 2021г. (девять месяцев) в размере 12 150 рублей. В доход бюджета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" со Сбитнева В.М. взыскана государственная пошлина в размере 1636 рублей 91 копейки.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 мая 2023г. производство по административному делу по апелляционной жалобе административного ответчика Сбитнева "данные изъяты" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 декабря 2022г. по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Коми к Сбитневу "данные изъяты" о взыскании задолженности перед бюджетом приостановлено до вступления в законную силу решения налогового органа по результатам камеральной проверки в рамках предоставленной Сбитневым "данные изъяты" уточненной налоговой декларации от 22 декабря 2022г. по НДФЛ за 2021г.
В кассационной жалобе Сбитнев В.М. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 мая 2023г, как постановленное с существенным нарушением норм процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговым органом соблюдена процедура исчисления рассматриваемого вида налога, направления требования. Административным ответчиком допустимых доказательств в подтверждение оснований для освобождения от уплаты налога не представлено. В связи с чем, суд первой инстанции административный иск удовлетворил.
Приостанавливая производство по апелляционной жалобе Сбитнева В.М. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 декабря 2022г, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Сбитневым В.М. в период судебного разбирательства подана в налоговый орган уточненная налоговая декларация по НДФЛ за 2021г. Налоговым органом проведена камеральная проверка представленной Сбитневым В.М. уточненной налоговой декларации по НДФЛ за 2021г, однако соответствующее решение налоговым органом не принято. При этом данное решение имеет существенное значение, так как в рамках настоящего административного дела налоговым органом заявлены требования о взыскании со Сбитнева В.М. задолженности перед бюджетом в, том числе и по НДФЛ за 2021г.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что рассмотрение настоящего дела в апелляционном порядке невозможно до принятия по итогам камеральной проверки решения налоговым органом, имеющим процессуальное и материальное последствие для разбирательства по настоящему делу, мотивировав свою позицию ссылкой на статью 191 КАС РФ.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 мая 2023г. не может быть признано законным и подлежит отмене по следующим основаниям.
Основания, в силу которых суд обязан приостановить производство по административному делу, приведены в статье 190 КАС РФ.
Случаи, при наличии которых суд вправе приостановить производство по административному делу, перечислены в статье 191 КАС РФ.
Между тем, ни статьей 190 КАС РФ, ни статьей 191 КАС РФ не предусмотрена обязанность или право суда приостановить производство по административному делу до вступления в законную силу решения налогового органа по результатам камеральной проверки.
Иные нормы, которые бы предоставляли суду право приостановить производство по административному делу до вступления в законную силу решения налогового органа, в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации также отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, выводы суда апелляционной инстанции о наличии правовых оснований для приостановления апелляционного производства по административному делу по апелляционной жалобе Сбитнева В.М. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 декабря 2022г, не могут быть признаны законными, как противоречащие Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, на основании части 2 статьи 328 КАС РФ апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 мая 2023г, как постановленное с существенным нарушением процессуальных норм, повлекших принятие неправильного процессуального решения, подлежит отмене с направлением административного дела N2а-10483/2023 по административному иску МИФНС России N8 по Республике Коми к Сбитневу В.М. о взыскании задолженности перед бюджетом на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 мая 2023г. отменить, административное дело N2а-10483/2023 по административному иску МИФНС России N8 по Республике Коми к Сбитневу В.М. о взыскании задолженности перед бюджетом направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми.
Настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 7 ноября 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.