Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Мальцевой Е.Г. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-7371/2022) по кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 октября 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 20 февраля 2023г. (33а-1595/2023) по административному исковому заявлению Михеева "данные изъяты" к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Михеев И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации в размере 300 000 рублей за нарушение условий содержания в периоды с 26 июля по 20 октября 2017 года, с 08 декабря 2017 года по май 2018 года.
В обоснование указал, что содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, где условия его содержания не соответствовали требованиям действующего законодательства, все камеры были переполнены, не хватало тумбочек для личных вещей. По прибытию были выданы постельные принадлежности, которые были непригодны для использования, матрац был порванный и грязный, подушка наполовину пустая и грязная. Не были выданы тапочки и средства личной гигиены. В камерах отсутствовали шкафчики для хранения продуктов, холодильник. Вместо унитазов были напольные раковины, туалет был совмещен с раковиной. Стирка постельных принадлежностей и личных вещей осуществлялась не надлежащим образом. В летнее время из-за отсутствия вентиляция в камерах было душно. В дополнительной прогулке истцу было отказано. На двухъярусных кроватях отсутствовала лестница для подъема на второй ярус. Площадь прогулочных двориков не соответствовала норме. Отсутствовали горячее водоснабжение, раковина для мытья ног. Он содержался в камерах с осужденными, которые курили. В ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми отсутствовали камеры для содержания инвалидов.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 октября 2022г. административное исковое заявление Михеева И.В. удовлетворено частично.
С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Михеева И.В. взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в размере 8 500 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 20 февраля 2023г. решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 октября 2022г. оставлено без изменений.
В кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права, просят отменить постановленные по делу судебные акты, либо их изменить, снизив размер присужденной компенсации.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Как видно из материалов административного дела, с 28 июля по 07 сентября 2017 г, с 10 декабря 2017 г. по 10 мая 2018 г. Михеев И.В. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в качестве подозреваемого (обвиняемого), подсудимого, с 10 мая 2018г. - в качестве осужденного.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями действующего уголовно-исполнительного законодательства, регулирующего вопросы условий содержания заключенных, принимая во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, пришел к выводу о том, что условия содержания административного истца в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми не в полной мере отвечали требованиям действующего законодательства, так как во время пребывания в следственном изоляторе отсутствовало горячее водоснабжение, в течение 35 дней не соблюдалась санитарная норма площади, а 28 июля 2017г. по прибытии в учреждение Михеев И.В. не был обеспечен вещевым довольствием (тапочками).
Иных нарушений условий содержания административного истца, на которые он ссылался в административном исковом заявлении в обоснование заявленных требований о взыскании компенсации на основании статьи 227.1 КАС РФ, судом первой инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Обязательные требования по оборудованию камер следственного изолятора горячим водоснабжением, в том числе путем подводки горячей воды к умывальникам в камерах, установлены пунктами 19.1, 19.5 Свода правил "Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" (СП 247.1325800.2016), утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 апреля 2016г. N245/пр.
Суждение административных ответчиков о недопустимости применения нормативно-правовых актов, предусматривающих необходимость оснащения камер следственных изоляторов горячим водоснабжением, к уже построенным зданиям является ошибочным, поскольку положения Свода правил (СП 247.1325800.2016), распространяя свое действие на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений следственных изоляторов, не содержат запрета на возможность применения их к объектам, введенным в действие и эксплуатацию до его принятия.
Иное ставило бы в неравное положение подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, построенных до принятия СП 247.1325800.2016, с лицами, содержащимися под стражей во вновь построенных зданиях.
Все подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей, имеют одинаковый объем прав и обязанностей, вытекающий из их единого статуса и режимных ограничений, установленных законом, дискриминация таких лиц в зависимости от времени постройки зданий следственного изолятора является недопустимой и противоречит принципу равенства всех перед судом и законом (статья 19 Конституции Российской Федерации).
Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями обусловлено уровнем современных рисков, потребностей, правил, а равно обеспечением санитарного благополучия и безопасных условий для обитания человека.
Судами первой и второй инстанций правомерно отмечено, что наличие горячего водоснабжение в камерах следственного изолятора являлось и является обязательным и необходимым условием, обеспечивающим соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства, безопасность среды обитания, в связи с чем, эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, содержащихся под стражей.
Ссылка административных ответчиков на пункт 43 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, предусматривающий при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды возможность выдачи горячей воды для стирки и гигиенических целей ежедневно в установленное время с учетом потребности, правильность выводов судов первой и второй инстанции не опровергает, так как доказательств удовлетворения ежедневных потребностей Михеева И.В. в горячей воде альтернативными способами административными ответчиками в нарушение положений статьи 62 КАС РФ не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, необходимость выполнения требований по обеспечению горячим водоснабжением лиц, содержащихся под стражей, не может ставиться в зависимость от физической активности и трудовой занятости последних.
Проанализировав сведения о наполняемости и площади камер следственного изолятора, в которых содержался административный истец, нижестоящие суды установили, что требования статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995г. N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", устанавливающие норму санитарной площади на одного человека в камерах следственного изолятора не менее 4 метров, с 29 по 31 июля 2017 года, с 05 по 07 августа 2017 года, с 12 по 14 августа 2017 года, с 19 по 29 августа 2017 года, с 02 по 07 сентября 2017 года, с 11 по 14 декабря 2017 года, с 25 декабря 2017 года по 05 января 2018 года - не соблюдались.
Ссылка административных ответчиков на прецедентную практику Европейского суда по правам человека, в соответствии с которой личное пространство задержанного, гарантированное статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, нарушается только тогда, когда оно составляет менее 3 кв.м, является несостоятельной.
В силу положений пункта 4 части 4 статьи 180 КАС РФ постановления и решения Европейского Суда по правам человека не относятся к актам, которыми должен руководствоваться суд при принятии решения. В связи с прекращением членства Российской Федерации в Совете Европы с 16 марта 2022г. в отношении Российской Федерации прекращено действие и Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. (Федеральный закон от 28 февраля 2023г. N 43-ФЗ "О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы").
С учетом изложенного, при разрешении настоящего административного дела суды правомерно руководствовались нормой статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995г. N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Отклоняя доводы ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о том, что Михеев И.В. имел собственные денежные средства для приобретения тапочек правомерно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку в силу положений статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, приказа Минюста Российской Федерации от 03 декабря 2013г. N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах" обязанность по обеспечению основным вещевым довольствием, в том числе тапочками в день прибытия истца была возложена на администрацию следственного изолятора.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Михеева И.В. компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 КАС РФ.
Оценивая характер допущенных нарушений, суды пришли к правильному выводу о том, что они носили существенный и непреодолимый характер, поскольку негативные последствия отсутствия горячего водоснабжения, несоблюдения нормы санитарной площади, невыдачи в полном объеме вещевого довольствия (тапочек), административный истец испытывал длительное время.
Взыскивая компенсацию в размере 8 500 рублей, суд принял во внимание степень причиненных административному истцу страданий, характер и продолжительность допущенных нарушений прав, требования разумности и справедливости.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, суд кассационной инстанции не находит.
Ссылка административных ответчиков на отсутствие досудебной претензии административного истца не свидетельствует о неправильном применении правовых норм, которые не относят данный факт, к числу юридически значимых обстоятельств, влияющих на размер присужденной компенсации.
Довод жалобы о пропуске административным истцом срока обращения в суд, предусмотренного статьей 219 КАС РФ, является несостоятельным, поскольку сам по себе пропуск срока предъявления иска не может являться достаточным основанием для отказа в предоставлении судебной защиты нарушенного права.
Суждение об обратном противоречит задачам административного судопроизводства, которые заключаются в защите нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, в укреплении законности и предупреждении нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ).
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что Михеев И.В. на момент подачи административного иска отбывал наказание в исправительном учреждении, то оснований для отказа в удовлетворении его требований по мотиву пропуска срока обращения в суд у суда первой инстанции не имелось.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 октября 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 20 февраля 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 октября 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 20 февраля 2023г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 07 ноября 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.