Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Морозковой Е.Е, Мальцевой Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу судебного пристава-исполнителя Выборгского РОСП УФССП России по Ленинградской области Разливаевой Н.И. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 27 июля 2023 года по административному делу N 2а-2099/2023 по административному исковому заявлению ТСН "Лимонное" к судебному приставу- исполнителю Выборгского РОСП УФССП России по Ленинградской области Разливаевой Н.И, Выборгскому РОСП УФССП России по Ленинградской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ленинградской области об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
По первой инстанции решение вынесено Выборгским городским судом Ленинградской области 13 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения судебного пристава-исполнителя Выборгского РОСП УФССП России по Ленинградской области Разливаевой Н.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения представителя ТСН "Лимонное" - Тимофеевой Е.Ю, возражавшей против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ТСН "Лимонное" обратилось в Выборгский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что является должником по исполнительному производству N от 15.12.2022 о предоставлении Александровой Л.Н. за плату, не превышающую затраты на изготовление, следующие копии документов: договор на вывоз ТБО за 2019, 2020 г.г, договор на обслуживание общих дорог за 2019 г, договор на ремонт внутренних эл. линий за 2019, 2020 г.г, документы по услугам банка за 2019, 2020 г.г, договоров, заключенных с юристом за 2019, 2020 г.г, договор на проведение кадастровых работ за 2019, 2020 г.г.
30.01.2023 судебным приставом в рамках исполнительного производства вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения до 05.03.2023, которое административный истец считает незаконным, поскольку оно нарушает права и законные интересы ТСН, поскольку с постановлением о возбуждении исполнительного производства председатель ТСН был ознакомлен 20.01.2023, судебный пристав-исполнитель предложила в течение недели предоставить копии документов Александровой Л.Н. 25.01.2023 копии документов были направлены Александровой Л.Н. с описью заказным письмом РПО N, и получена адресатом 31.01.2023 в 13:50, о чем сообщено судебному приставу. Таким образом, административный истец, как только узнал о возбуждении исполнительного производства, добровольно, в установленный срок, направил в адрес взыскателя копии документов, согласно резолютивной части вышеуказанного решения суда, других документов он направить не мог, в связи с их отсутствием, как таковых, об этом указано в сопроводительном письме. С учетом изложенного, административный истец просит суд признать незаконным постановление от 30.01.2023 о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства N.
Определением суда от 13.03.2023 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен УФССП России по Ленинградской области (т.1 л.д. 180).
Решением суда Выборгского городского суда Ленинградской области от 13 апреля 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме (т.1 л.д. 210-221).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 27 июля 2023 года решение суда Выборгского городского суда Ленинградской области от 13 апреля 2023 года отменено. По делу принято новое решение, которым суд постановилиск удовлетворить, признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Выборгского РОСП УФССП России по Ленинградской области Разливаевой Н.И. от 30.01.2023 о взыскании исполнительского сбора, вынесенного в отношении ТСН "Лимонное" по исполнительному производству N от 15.12.2022.
На вступившее в законную силу судебное постановление административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Закона об исполнительном производстве.
Положениями части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом- исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
По смыслу приведенных правовых норм, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании исполнительного листа N от 24.11.2022, выданного Выборгским городским судом по делу N2-1007/2022, 15.12.2022 возбуждено исполнительное производство N в отношении должника ТСН "Лимонное" предмет исполнения: обязать в течение пятнадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Александровой Л.Н. за плату, не превышающую затраты на изготовление копий документов, копии следующих документов: договором на вывоз ТБО за 2019 год и 2020 год, договора на обслуживание дорог за 2019 год, договора на ремонт внутренних электрических линий за 2019 год и за 2020 год, договора, заключенные с юристом за 2019 год и за 2020 год, договора на проведение кадастровых работ за 2019 год и за 2020 год (т.1 л.д. 33, 49).
Пунктом 2 постановления установлен 5-тидневный срок для добровольного исполнения.
Копия постановления получена председателем ТСН Станкевич А.В. 23.01.2023 (т.1, л.д.49). В судебном заседании апелляционной инстанции представитель подтвердила факт получения именно 23.01.2023, пояснив, что в иске и в тексте апелляционной жалобы были допущены описка и указано 21.01.2023 (т.1, л.д.4, т.2, л.д.3, оборот).
23.01.2023 председателю ТСН Станкевич А.В. вручено предупреждение, а также получены объяснения, согласно которому председатель обязуется в течение 5 рабочих дней направить в адрес взыскателя копии документов (т.1 л.д. 51, 52).
Согласно сопроводительному письму от 25.01.2023, ТСН "Лимонное" направило в адрес Александровой Л.Н. договор N156100-6/06-19 от 23.09.2019 по обращению с отходами с указанием, что действует по настоящее время, договор от 17.05.2019 с ООО "ВыборгТехКом", договор N53/У от 14.09.2020. договор N12 от 05.06.2019 с ИП Устиновым С.М... договор N13 от 05.06.2019 с ИП Устиновым С.М, договор от 01.10.2020 с ИП Тимофеевой Е.Ю, договор от 20.10.2020 с ИП Тимофеевой Е.Ю... договор N25/2021 от 02.08.2021 с ООО "Земля". Также указано на то что в 2020 договор на ремонт внутренних электролиний не заключался, договор с юристом заключен только в 2020 году, договор на проведение кадастровых работ 2019-2020 года не заключался (т.1 л.д. 55, 56). Копия сопроводительного письма представлена судебному приставу-исполнителю 25.01.2023 (вх.N21279/23/47).
30.01.2023 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и установлен новый срок для исполнения требований документа до 05.03.2023 (т.1 л.д. 57).
Копия постановления направлена в адрес должника 16.01.2023 (ШЛИ 18880079136300) и возвращено отправителю за истечением срока хранения 21.02.2023 (т.1 л.д. 199, 200).
Копия постановления получена председателем ТСН лично 02.02.2023.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец требования решения суда не исполнил, доказательств невозможности исполнения требований вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не представил как и доказательства принятия необходимых и достаточных мер для своевременного исполнения требований исполнительного документа, решение суда не исполнено в полном объеме, оспариваемое постановление о принято судебным приставом-исполнителем правомерно, при этом обстоятельств, препятствующих исполнению требований исполнительного документа в установленный срок, судом не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда отменила указанное определение по следующим основаниям.
Из разъяснений, данных в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" следует, что в соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок не включаются нерабочие дни (часть 2 статьи 15 Закона). Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не может быть изменен по усмотрению судебного пристава-исполнителя. Иные сроки могут быть установлены в случаях, предусмотренных, в том числе частью 14 статьи 30, частью 5 статьи 103 названного Закона.
Таким образом, законодательство связывает начало течения срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа с днем получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством его вины в неисполнении требований исполнительного документа в добровольном порядке и основанием для взыскания исполнительского сбора (пункт 2.4.1 указанных Методических рекомендаций).
В соответствии с часть 1 статьи 24 Закона об исполнительном производстве лицо, участвующее в исполнительном производстве, извещается о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызывается к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием почтовой, электронной, иных видов связи, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, или иным способом доставки либо лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить повестку, иное извещение.
На основании статьи 15 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.
Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.
В соответствии с частями 3, 6 статьи 16 Закона срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока, действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока.
Основание для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора (при наличии иных условий для его вынесения) возникает строго в день, следующий за днем окончания срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, установленного судебным приставом-исполнителем либо исполнительным документом, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению.
Из материалов дела следует, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 15.12.2022 было получено СНТ "Лимонное" 23.01.2023 (понедельник), пятый день для добровольного исполнения - 30.01.2023, следовательно, оспариваемое постановление вынесено преждевременно, до истечения установленного срока.
Порядок исчисления сроков в исполнительном производстве установлен статьёй 15 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Суд апелляционной инстанции правильно исчислил срок на добровольное исполнение решения суда в рабочих днях и определилначало его течения на следующий день после получения постановления о возбуждении исполнительного производства должником. Ни статья 30, ни статья 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не содержат исключений из правил исчисления сроков, установленного статьёй 15 названного закона.
Приведенные выше обстоятельства не были приняты во внимание судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении заявленных административным истцом требований. С учетом изложенного, решение суда было отменено с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судом апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 27 июля 2023 года по административному исковому заявлению ТСН "Лимонное" к судебному приставу- исполнителю Выборгского РОСП УФССП России по Ленинградской области Разливаевой Н.И, Выборгскому РОСП УФССП России по Ленинградской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ленинградской области об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора оставить без изменения, кассационную жалобу судебного пристава-исполнителя Выборгского РОСП УФССП России по Ленинградской области Разливаевой Н.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 27 июля 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 07 ноября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.