Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Рябинина К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Андреевой "данные изъяты" на решение Няндомского районного суда Архангельской области от 13 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 20 апреля 2023 года по административному делу N 2а-81/2023 по административному исковому заявлению Андреевой А.Н. об оспаривании решения администрации Няндомского муниципального района Архангельской области от 7 ноября 2022 года N 229р, взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Андреева А.Н. обратилась в Няндомский районный суд Архангельской области с административным исковым заявлением об оспаривании решения администрации Няндомского муниципального района Архангельской области от 7 ноября 2022 года N 229р, взыскании судебных расходов.
В обоснование административного иска указала, что с 9 августа 2022 года она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". Этот многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Административный ответчик издал распоряжение от 15 августа 2022 года N 171р "О предоставлении субсидии Андреевой А.Н.".
23 сентября 2022 года она заключила договор купли-продажи квартиры, по которому она как покупатель обязана произвести оплату приобретаемой недвижимости частично за счет указанной выше субсидии.
7 октября 2022 года административный ответчик издал распоряжение N 207р "О перечислении субсидии Андреевой А.Н.", которым обязался перечислить субсидию на счет продавца приобретенной ей квартиры.
7 ноября 2022 года Управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Няндомского муниципального района Архангельской области издало распоряжение N 229р "Об отказе в перечислении субсидии Андреевой А.Н." в связи с наличием у нее в собственности иного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", пригодного для постоянного проживания.
Административный истец полагает, что анным распоряжением нарушено ее право на обеспечение жилым помещением, соответствующем жилищному законодательству, поскольку в собственности у административного истца находится только 1/6 доля в праве общей долевой собственности на квартиру.
Административный истец просила суд признать незаконным распоряжение Управления строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Няндомского муниципального района Архангельской области от 7 ноября 2022 года N 229р "Об отказе в перечислении субсидии Андреевой "данные изъяты"", и возместить понесенные судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 рублей и издержек, связанных с оплатой юридических услуг по составлению иска в размере 2 500 рублей.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечен начальник Управления строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Няндомского муниципального района Архангельской области ФИО5, в качестве заинтересованных лиц - министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, ФИО7
Решением Няндомского районного суда Архангельской области от 13 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 20 апреля 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе Андреевой А.Н. на решение Няндомского районного суда Архангельской области от 13 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 20 апреля 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 22 августа 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 5 сентября 2023 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, и принятии по делу нового решения. В обоснование податель кассационной жалобы приводит доводы о том, что доля в праве собственности на объект недвижимости не относится к жилому помещению.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Андреева А.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". Данное жилое помещение принадлежит административному истцу на праве собственности согласно договору дарения квартиры от 22 июля 2022 года.
Постановлением администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" от 30 декабря 2016 года N 2193 многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
12 августа 2022 года административным истцом подписано соглашение об изъятии принадлежащего ей жилого помещения с выплатой возмещения в размере 549 000 рублей.
12 августа 2022 года Андреева А.Н обратилась в администрацию Няндомского муниципального района Архангельской области с заявлением о предоставлении субсидии.
Распоряжением Управления строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства администрации Няндомского муниципального района Архангельской области от 15 августа 2022 года N 171р "О предоставлении субсидии Андреевой А.Н." принято решение о предоставлении Андреевой А.Н. как собственнику аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" дополнительных мер поддержки по обеспечению жилым помещением в форме субсидии в размере 1 504 100 рублей.
Распоряжением Управления строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства администрации Няндомского муниципального района Архангельской области от 7 октября 2022 года N 207р "О перечислении субсидии Андреевой А.Н." установлен размер субсидии Андреевой А.Н. в размере 1 504 100 рублей, определено в течение 20 рабочих дней со дня издания настоящего распоряжения, при наличии бюджетных средств, предназначенных для его исполнения на счете Управления строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Няндомского муниципального района Архангельской области, перечислить субсидию в размере 1 504 100 рублей Баженовой Ю.М.
В письме Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 12 октября 2022 года N по результатам рассмотрения заявки указано на отсутствие правовых оснований для перечисления в бюджет Няндомского муниципального района Архангельской области дополнительных мер поддержки в форме субсидии Андреевой А.Н.
В частности указано, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 4 октября 2022 года N КУВИ-001/2022-173925467 на момент признания постановлением администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" многоквартирного "адрес" в "адрес" аварийным и подлежащим сносу у собственника аварийного помещения имелось в собственности иное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", пригодное для постоянного проживания.
Распоряжением Управления строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства администрации Няндомского муниципального района Архангельской области от 7 ноября 2022 года N 229р "Об отказе в перечислении субсидии Андреевой А.Н" Андреевой А.Н. отказано в перечислении субсидии в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 Порядка предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года N 153-пп, на основании письма Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 12 октября 2022 года N.
Распоряжения Управления строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства администрации Няндомского муниципального района Архангельской области от 15 августа 2022 года N 171р и от 7 октября 2022 года N 207р отменены.
Разрешая административное дело и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого распоряжения Управления строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Няндомского муниципального района Архангельской области от 7 ноября 2022 года N 229р, поскольку оно вынесено в соответствии с требованием закона и права административного истца не нарушает.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда с указанным выводом суда первой инстанции согласилась.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было. При установленных обстоятельствах дела нормы материального права применены судами верно.
На основании положений части 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года N 153-пп утверждена адресная программа Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы", которой предусмотрен Порядок предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии (далее - Порядок предоставления субсидии).
Разделом II Порядка предоставления субсидии предусмотрено, что основанием для предоставления собственнику аварийного помещения субсидии является поданное в органы местного самоуправления заявление в установленной форме с приложением ряда документов, перечень которых также предусмотрен данным разделом.
Согласно пункту 4 Порядка предоставления субсидии субсидия предоставляется однократно при соблюдении следующих условий:
1) на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у собственника аварийного помещения отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в его собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;
2) на текущий финансовый год Архангельская область обеспечена средствами финансовой поддержки от Фонда ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилищного фонда;
3) в рамках реализации мероприятий адресной программы начиная с этапа реализации программы 2020 года.
Судами установлено и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 4 октября 2022 года N КУВИ-001/2022-173925467, что Андреевой А.Н. на основании договора передачи квартиры в собственность от 1 сентября 2014 года N 7970 с 9 сентября 2014 года принадлежит на праве долевой собственности "адрес" в "адрес", общей площадью 53, 4 кв. м, с размером "данные изъяты"
Сведения о том, что данная квартира не пригодна для постоянного проживания, в материалы дела не представлены.
Доводы кассационной жалобы о том, что доля в праве собственности на квартиру не является жилым помещением, применительно к рассматриваемым правоотношениям основаны на ошибочном толковании норм права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предназначены для проживания граждан.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами использования, которые установлены настоящим Кодексом.
При наличии нескольких собственников жилого помещения положения статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации о правомочиях собственника жилого помещения владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением подлежат применению в нормативном единстве с положениями статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации о владении и пользовании имуществом, находящимся в долевой собственности.
Устанавливая нормы о предоставлении для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции дополнительных мер поддержки (предоставления субсидии) по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности часть 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункт 1 пункта 4 Порядка предоставления субсидии не предусматривает каких либо исключений для жилых помещений, находящихся в долевой собственности, либо зависимость доли в праве собственности от учетной нормы жилого помещения.
Поскольку, как установлено судами, в собственности (с множественностью лиц на стороне собственника) ФИО1 на момент признания многоквартирного "адрес" в "адрес", то есть по состоянию на 30 декабря 2016 года находилась "адрес" в "адрес", которая пригодна для постоянного проживания, в силу указания части 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта 1 пункта 4 Порядка предоставления субсидии ей не может быть предоставлена дополнительная мера поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии.
Частью 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Поскольку распоряжения Управления строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Няндомского муниципального района Архангельской области от 15 августа 2022 года N 171р и от 7 октября 2022 года N 207р законными не являлись и обоснованно отменены органом местного самоуправления в порядке самоконтроля, а оспариваемое распоряжение от 7 ноября 2022 года N 229р "Об отказе в перечислении субсидии Андреевой А.Н." соответствует закону, основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В данном случае совокупности таких обстоятельств по делу судами не установлено.
Юридически значимые обстоятельства по делу определены судами верно, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судами норм права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Няндомского районного суда Архангельской области от 13 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 20 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Андреевой "данные изъяты" - без удовлетворения.
Решение Няндомского районного суда Архангельской области от 13 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 20 апреля 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 7 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.