Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А.М, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 19 июня 2023 года по административному делу N 2а-1887/2023 по административному исковому заявлению Жидова Н. В. к призывной комиссии муниципального образования городского округа "Сыктывкар", Военному Комиссариату Республики Коми, Военному комиссариату г.Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми о признании незаконным решения о призыве на военную службу.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жидов Н.В. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к Военному комиссариату г.Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми о признании незаконным решения от 18 ноября 2022 года о призыве на военную службу. В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемое решение не соответствует требованиям закона и нарушает его права, так как он имеет право на отсрочку от призыва в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", как обучающийся в ГПОУ РК "Колледж искусств Республики Коми" по очной форме обучения.
К участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков Военный комиссариат Республики Коми, призывная комиссия муниципального образования городского округа "Сыктывкар", в качестве заинтересованного лица ГПОУ РК "Колледж искусств Республики Коми".
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 19 июня 2023 года, иск удовлетворен. Решение призывной комиссии муниципального образования городского округа "Сыктывкар" о призыве Жидова Н.В. на военную службу от 18 ноября 2022 года (протокол N 13) признано незаконным и отменено.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Согласно статье 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества - долг и обязанность гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с которым граждане проходят военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке (по контракту).
В соответствии со статьей 22 указанного Федерального закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с указанным Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Согласно статье 26 названного Закона призыв граждан на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с частью 1 статьи 28 указанного Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Жидов Н.В, 22.12.2003 года рождения, состоит на воинском учете в Военном комиссариате г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми с 03 марта 2020 года.
В призывной период 2021 года административный истец был призван на военную службу в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Решением призывной комиссии Республики Коми от 31 декабря 2021 года N 48 решение о призыве отменено в связи с выполнением задания на призыв.
Приказом от 24 августа 2021 года N 308-од Жидов Н.В. зачислен в Государственное профессиональное образовательное учреждение Республики Коми "Колледж искусств Республики Коми" на 1 курс очной формы обучения по направлению подготовки (специальности) 53.02.04 "Вокальное искусство" со сроком окончания обучения - 30 июня 2025 года.
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 53.02.04 "Вокальное искусство" (пункт 3.2 приказа Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1381) предусмотрен срок обучения 3 года 10 месяцев.
Таким образом, содержащиеся в кассационной жалобе ссылки на отсутствие указанных сроков в образовательном стандарте основаны на неправильном толковании норм материального права.
Решением призывной комиссии МО ГО "Сыктывкар" от 18 ноября 2022 года (протокол от 18 ноября 2022 года N 13), принятым по результатам медицинского освидетельствования, Жидов Н.В. признан годным к военной службе по категории "А-1" и призван на военную службу.
Разрешая заявленный спор и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Положения о призыве на военную службу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663, и принимая во внимание правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, исходил из того, что оспариваемое решение не соответствует требованиям действующего законодательства и приводит к нарушению конституционного права Жидова Н.В. на образование, поскольку обучение по очной форме в образовательной организации по имеющей государственную аккредитацию программе среднего профессионального образования дает ему право на получение отсрочки от призыва на военную службу.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми правильно согласилась с данными выводами суда по следующим основаниям.
Вопросы об отсрочке от призыва граждан на военную службу урегулированы статьей 24 Закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в том числе в связи с обучением в организации, осуществляющей образовательную деятельность (подпункты "а" - "д" пункта 2).
Согласно абзацу третьему подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Закона N 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, реализуется по четырем уровням образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; специалитет, магистратура; подготовка кадров высшей квалификации (пункт 12 статьи 2, часть 5 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют также граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по программам, имеющим государственную аккредитацию, перечисленным в абзацах седьмом и девятом подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Закона N 53-ФЗ.
Предусмотренная названным подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением случая, если первая отсрочка от призыва на военную службу предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым этого подпункта; гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу на основании абзаца девятого поименованного подпункта (абзац тринадцатый подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Закона N 53-ФЗ).
Приведенные нормы позволяют сделать вывод, что установленная федеральным законодателем система отсрочек от призыва на военную службу в связи с получением образования в целом предполагает предоставление гражданам возможности незамедлительно после получения среднего общего образования продолжить получение образования по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам профессионального образования: программам среднего профессионального или высшего образования - программам бакалавриата и программам специалитета.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 26 марта 2020 г. N 586-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Голева Василия Николаевича на нарушение его конституционных прав абзацами третьим и десятым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", конституционный принцип равенства всех перед законом, который распространяется не только на права, непосредственно закрепленные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании закона, в том числе право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с получением профессионального образования, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает установление различных условий для различных категорий субъектов права. Такие различия должны основываться на объективных характеристиках соответствующих субъектов. Иное означало бы нарушение вытекающего из статьи 19 Конституции Российской Федерации принципа равного исполнения гражданами Российской Федерации своих конституционных обязанностей, в том числе конституционной обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества посредством несения военной службы по призыву.
Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что действующее федеральное законодательство устанавливает систему отсрочек от призыва на военную службу в связи с получением образования и предполагает предоставление гражданам возможности незамедлительно после получения среднего общего образования (или одновременно с его получением) продолжить получение образования по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам профессионального образования: программам среднего профессионального или высшего образования, то есть рассматривает граждан, получивших профессиональное образование вне зависимости от его вида, как относящихся к одной категории субъектов.
Как следует из материалов дела, Жидов Н.В, поступил в год получения среднего общего образования в Государственное профессиональное образовательное учреждение Республики Коми "Колледж искусств Республики Коми" и впервые получает среднее профессиональное образование по очной форме обучения в образовательной организации по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего профессионального образования, и в этой связи, имеет право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу на период такого обучения, но не свыше срока обучения - 3 года 10 месяцев, установленного федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 53.02.04 "Вокальное искусство".
То обстоятельство, что Жидов Н.В. после получения среднего общего образования избрал дальнейшее обучение в профессиональной образовательной организации по образовательной программе среднего профессионального образования, вопреки доводам жалобы, не является основанием для отказа в реализации предусмотренного законом права на предоставление отсрочки от призыва на военную службу на период очного обучения в образовательной организации по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего профессионального образования, поскольку названными выше нормами федерального закона предусмотрена возможность предоставления отсрочки в таком случае.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 19 июня 2023 года по административному исковому заявлению Жидова Н. В. к призывной комиссии муниципального образования городского округа "Сыктывкар", Военному Комиссариату Республики Коми, Военному комиссариату г.Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми о признании незаконным решения о призыве на военную службу оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата Республики Коми - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 19 июня 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 ноября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.