Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Алиевой Г.Г. на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 9 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 4 июля 2023 года по административному исковому заявлению Алиевой Г.Г. к администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга о признании распоряжения незаконным.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя Алиевой Г.Г. Новожилова Д.О, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против кассационной жалобы представителя администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Мишаковой М.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Алиева Г.Г. обратилась в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, в котором после уточнения требований просила признать незаконным распоряжение администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 10 октября 2022 года N 3233-р.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права просила обязать администрацию Адмиралтейского района Санкт-Петербурга восстановить Алиеву Г.Г. в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с даты включения в список - 19 декабря 1996 года.
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что Алиева Г.Г. с сыном ФИО10 состояла на учете в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с 19 декабря 1996 года. В октябре 2022 года она получила уведомление администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга об отказе в предоставлении государственной услуги о предоставлении меры социальной поддержки в виде предоставления социальной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета гражданам отдельных льготных категорий.
Административный истец полагала, что вынесенное решение о снятии нарушает ее права, поскольку она с сыном ФИО10 членами одной семьи не являются, в связи с чем, принадлежавшее ему жилое помещение не могло быть учтено при расчете ее обеспеченности жилым помещением.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 9 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда 4 июля 2023 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 9 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда 4 июля 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 18 сентября 2023 года, Алиева Г.Г. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными и необоснованными, настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено, что Алиева Г.Г. 19 декабря 1996 года в составе семьи (она и сын) принята на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - жилищный учет) на основании пункта 16.2 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года N 712/6 (далее - Правила), как граждане, занимающие жилую площадь в квартирах, заселенных несколькими нанимателями, не связанных родственными отношениями, не являющихся в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РСФСР членами семьи нанимателя, в домах государственного и общественного жилищного фонда в случаях, когда граждане, проживающие на указанной жилой площади, не имеют другого жилья, пригодного для постоянного проживания.
ФИО9 и ФИО10 занимают комнату жилой площадью 9, 80 кв.м. в четырехкомнатной коммунальной квартире размером общей площади 69, 2 кв.м. по адресу: "адрес"
Алиева Г.Г. зарегистрирована в комнате с 4 марта 1977 года, ее сын ФИО10 - с 7 декабря 2006 года.
Указанное жилое помещение принадлежит Алиевой Г.Г. на праве общей долевой собственности по договору передачи доли коммунальной квартиры от 29 января 2008 года N 47933.
При актуализации учетного дела Алиевой Г.Г. 17 мая 2022 года, 21 июля 2022 года, 15 сентября 2022 года по сведениям Управления Росреестра по Санкт-Петербургу у сына Алиевой Г.Г. - ФИО10 в собственности имелись:
-земельный участок по адресу: "адрес"
-земельный участок по адресу: "адрес";
-1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом размером 73, 4 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
При очередной актуализации учетного дела на основании сведений Управления Росреестра от 19 сентября 2022 года установлено, что выявлен жилой дом общей площадью 221, 9 кв.м. по адресу: "адрес", Веревское сельское поселение, "адрес", право собственности на который было зарегистрировано 12 мая 2021 года, а прекращено 17 августа 2022 года.
Рассчитывая обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи с учетом собственности сына ФИО10, администрация района пришла к выводу, что следует принять во внимание площадь отчужденного жилого дома, поскольку действия по отчуждения следует расценивать, как намеренное ухудшение жилищных условий. Согласно расчету, обеспеченность составляла 118, 55 кв.м. (69, 20/44, 60*9, 80+221, 9)12), что превышает норму предоставления площади жилого помещения (18 кв.м.). При этом сторона административного ответчика не приняла в расчет площадь дома, находящегося по адресу: "адрес".
На основании решения районной жилищной комиссии, распоряжением администрации от 10 октября 2022 года N 3233-р Алиева Г.Г. совместно с сыном сняты с жилищного учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Отказывая Алиевой Г.Г. в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции учел представленные административным ответчиком доказательства, подтверждающие обеспеченность административного истца жилыми помещениями более нормы предоставления, установленной Правилами (действовавшими до 1 марта 2005 года), так и нормы предоставления, установленной статьей 5 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", пришел к выводу об обоснованности оспариваемого решения о снятии Алиевой Г.Г. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, с которым согласился суд апелляционной инстанции.
Однако выводы судов сделаны при неполном выяснении фактических обстоятельств.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, установлены частью 2 статьи 6 Федерального закона N 189-ФЗ, в соответствии с которой граждане, принятые на учет до указанной даты в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
При этом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П "По жалобе гражданина Скороходова Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям. Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет или снятие с учета.
В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии частью 2 которой при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Принимая оспариваемое распоряжение, административный ответчик исходил из того, что с учетом площади жилого дома по адресу: "адрес" - 221, 9 кв.м, право собственности на который было зарегистрировано за сыном Алиевой Г.Г. 12 мая 2021 года и прекращено 17 августа 2022 года, обеспеченность административного истца жилым помещением превысила учетную норму, в связи с чем оснований состоять на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, у нее не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (часть 2).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 11 постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Обстоятельств совместного проживания Алиевой Г.Г. с сыном Алиевым Д.А, ведения ими общего хозяйства по делу не установлено, а ее доводы об обратном объективно не опровергнуты, факт вселения собственником вышеуказанного жилого дома Алиевым Д.А. административного истца установлен не был.
Однако в нарушение требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дела судами не приняты во внимание и оставлены без правовой оценки эти юридически значимые обстоятельства.
Позиция административного ответчика о необходимости учета площадей жилых помещений, принадлежащих всем гражданам, зарегистрированным в одном жилом помещении и находящимся в отношениях родства с лицом, выразившим намерение быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, вне зависимости от конкретных обстоятельств дела, не основана на нормах действующего законодательства.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены требования к принимаемому судебному решению, которое должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176).
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствуют.
Предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу суды не выполнили.
С учетом характера допущенных судами нарушений принятые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 9 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Петербургского городского суда от 4 июля 2023 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 29 ноября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.