Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Буруновой С.В, Мироновой Н.В, при ведении протокола секретарем Николаенковым Д.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по коллективному административному исковому заявлению Е.Г.О, Е.М.В, К.Н.В, И.М.К, Б.Н.Ю, М.С.В, Д.М.М, Л.Ю.В, Б.С.В, С.Н.А, П.И.И, Г.М.В, Ц.В.П, К.А.В, К.Е.В, Х.А.Н, Д.Г.Д, Ш.К.В, Ф.Н.А, М.Ю.Р, Е.Е.И, У.Е.А, В.С.П, А.С.С, Е.Д.Н, Ч.А.А, Ц.Ю.В, З.Ю.В, К.Д.В, В.Ю.А, К.Н.Ю, Г.Н.О, М.Е.А, М.М.В, С.М.М, С.М.С, А.В.С, С.Н.В, Г.Д.О, С.В.А, Т.В.В, ФИО44, Ц.А.М, Х.Т.Г, С.А.Н. А. Н, С.А.Ю, П.Н.Г, М.П.В, Ф.А.В, Ш.И.А. о признании недействующим нормативного правового акта в части, по апелляционной жалобе административных истцов Е.Г.О, Е.М.В, К.Н.В, И.М.К, Б.Н.Ю, М.С.В, Д.М.М, Л.Ю.В, Б.С.В, С.Н.А, П.И.И, Г.М.В, Ц.В.П, К.А.В, К.Е.В, Х.А.Н, Д.Г.Д, Ш.К.В, Ф.Н.А, М.Ю.Р, Е.Е.И, У.Е.А, В.С.П, А.С.С, Е.Д.Н, Ч.А.А, Ц.Ю.В, З.Ю.В, К.Д.В, В.Ю.А, К.Н.Ю, Г.Н.О, М.Е.А, М.М.В, С.М.М, С.М.С, А.В.С, С.Н.В, Г.Д.О, С.В.А, Т.В.В, ФИО44, Ц.А.М, Х.Т.Г, С.А.Н. Аси Н, С.А.Ю, П.Н.Г, М.П.В, Ф.А.В, Ш.И.А. на решение Самарского областного суда от 19 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Собрания представителей сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области N 103 от 23 марта 2022 года (далее также - Решение от 23.03.2022 N103), опубликованным в информационной газете "Чернореченские вести" 25 марта 2022 года N 7, внесены изменения в Правила землепользования и застройки сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области, утвержденные Собранием представителей сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области от 25.12.2013 года N 107, согласно которым изложена в новой редакции раздела II "Карта градостроительного зонирования территории поселения" и раздел III "Градостроительные регламенты" согласно приложению 5 к настоящему решению, дополнены приложением, содержащим сведения о границах территориальных зон, включая графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координатных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, согласно приложению 6 к настоящему решению.
Административные истцы Е.Г.О, Е.М.В, К.Н.В, И.М.К, Б.Н.Ю, М.С.В, Д.М.М, Л.Ю.В, Б.С.В, С.Н.А, П.И.И, Г.М.В, Ц.В.П, К.А.В, К.Е.В, Х.А.Н, Д.Г.Д, Ш.К.В, Ф.Н.А, М.Ю.Р, Е.Е.И, У.Е.А, В.С.П, А.С.С, Е.Д.Н, Ч.А.А, Ц.Ю.В, З.Ю.В, К.Д.В, В.Ю.А, К.Н.Ю, Г.Н.О, М.Е.А, М.М.В, С.М.М, С.М.С, А.В.С, С.Н.В, Г.Д.О, С.В.А, Т.В.В, ФИО44, Ц.А.М, Х.Т.Г, С.А.Н, С.А.Ю, П.Н.Г, М.В, Ф.А.В, Ш.И.А. обратились в Самарский областной суд с коллективным административным исковым заявлением, в котором с учетом изменения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просили признать недействительным протокол публичных слушаний, проведенных в сельском поселении Черноречье муниципального района Волжский Самарской области в период с 30.12.2021 по 02.02.2022 года, в части, касающейся проведения публичных слушаний на территории п. Чапаевка в с.п. Черноречье муниципального района Волжский Самарской области, признать незаконным заключение о результатах публичных слушаний, проведенных в сельском поселении Черноречье муниципального района Волжский Самарской области в период с 30.12.2021 по 02.02.2022 по проекту решения Собрания представителей сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поседения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области от 02.02.2022 года в части, касающейся территории п. Чапаевка с.п. Черноречье м.р. Волжский Самарской области, признать недействующим решение Собрания представителей сельского поселения Черноречье м.р. Волжский Самарской области от 23.03.2022 года N 103 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области", в части, касающейся территории п. Чапаевка с.п. Черноречье м.р. Волжский Самарской области, обязать Собрание представителей сельского поселения Черноречье м.р.
Волжский Самарской области отменить решение Собрания представителей с.п. Черноречье м.р. Волжский Самарской области от 23.03.2022 года N 103 в части, касающейся территории п. Чапаевка с.п. Черноречье м.р. Волжский Самарской области.
В обоснование требований указано, что административные истцы являются собственниками земельных участков, расположенных в кадастровом квартале N в п. Чапаевка, относящемся к с.п. Черноречье м.р. Волжский Самарской области, которые согласно градостроительному зонированию с 2018 по 23 марта 2022 года были расположены в зоне Ж-8-зона комплексной застройки. Решением Собрания представителей с.п. Черноречье м.р. Волжский Самарской области от 23.03.2022 года N 103 внесены изменения в Правила землепользования и застройки с.п. Черноречье, в соответствии с которыми зона Ж-8 в отношении земельных участков, принадлежащих истцам, изменена на зону Ж-6. Административные истцы выступали против изменения зонирования, предлагали отнести земельные участки к зоне Ж1. Полагают, что процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта нарушена: оповещение о начале публичных слушаний на информационных стендах, размещение экспозиции произошло после 11 января 2022 года, не был предоставлено отапливаемое помещение, собрание проводилось в палатке возле дороги, в холодное время года, в условиях низких температур, около двух часов люди находились на улице, с документами было невозможно ознакомиться, жители не уведомлялись о проведении собрания, палатка не вмещала всех явившихся на собрание, не обеспечена регистрация докладчиков, содокладчиков и иных участков собрания, желающих выразить свое мнение, на собрании 13.01.2022 года глава с.п.
Черноречье И.К.В. не присутствовал, собрания фактически не было, была встреча, протокол собрания И.К.В. не вел, протокол собрания не приложен к протоколу публичных слушаний, на дополнительном собрании 20.01.2022 года не был предоставлен журнал для записи всех желающих, к протоколу публичных слушаний не приобщены письменные замечания, подпись уполномоченного лицам на каждой странице отсутствовала, официальное опубликование результатов публичных слушаний произошло только ДД.ММ.ГГГГ, в заключении о результатах публичных слушаний отсутствовали замечания Ш.К.В. и С.Н.В, в п.9.3 заключения неверно указана дата протокола публичных слушаний 22.03.2022 вместо 02.02.2022.
Решением Самарского областного суда от 19 июня 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе административные истца просят решение Самарского областного суда от 19 июня 2023 года отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Администрацией сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области представлены возражения относительно апелляционной жалобы, в которых полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлева Ю.Д. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом положений части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административные истцы являются собственниками земельных участков, расположенных в кадастровом квартале N по адресу: "адрес".
Оспариваемым в рамках настоящего административного дела Решением от 23.03.2022 N103 внесены изменения в Правила землепользования и застройки с.п. Черноречье м.р. Волжский Самарской области, которыми территориальная зона в месте расположения земельных участков административных истцов переведена из зоны Ж8 (Зона комплексной застройки) в зону Ж6 (Зона садового и дачного хозяйства).
Следовательно, административные истцы являются субъектами спорных правоотношений и имеют право на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании Решения от 23.03.2022 N103.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки сельского поселения и внесение в них изменений относятся к вопросам местного значения сельского поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
Под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы статьями 30 - 35 ГрК РФ. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ (часть 1 статьи 33 данного Кодекса).
Процедура внесения изменений в правила землепользования и застройки предусматривает ряд последовательных действий, включающих, в частности принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта изменений в правила землепользования и застройки, опубликование сообщения о принятии такого решения, проведение публичных слушаний (части 5, 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта на соответствие требованиям технических регламентов и документов территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), проведение публичных слушаний в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 и частями 13 и 14 статьи 31 ГрК РФ (часть 12 статьи 31 данного Кодекса).
Порядок проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, в том числе по проектам внесения изменений в правила землепользования и застройки, регламентирован статьей 5.1 ГрК РФ.
В целях обеспечения соответствия границ территориальных зон требованиям градостроительного, земельного законодательства, Федерального закона от 13.07..2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с целью последующего внесения сведений о границах территориальных зон поселения в Единый государственный реестр недвижимости Российской Федерации Администрацией с.п. Черноречье м.р. Волжский Самарской области принято постановление "О подготовке проекта изменений в Правила землепользования и застройки с.п. Черноречье муниципального района Волжский Самарской области" от 20.11.2020 N344.
23 марта 2022 года в рамках предоставленных полномочий Собранием представителей сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области принято решение N 103 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области, утвержденные Собранием представителей сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области от 25.12.2013 года N 107, согласно которым изложены в новой редакции раздела II "Карта градостроительного зонирования территории поселения" и раздел III "Градостроительные регламенты" согласно приложению 5 к названному решению, дополнены приложением, содержащим сведения о границах территориальных зон, включая графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координатных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, согласно приложению 6 к данному решению.
Полномочия Собрания представителей сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области на принятие указанного решения, а также порядок его опубликования и введение в действие административными истцами не оспаривались.
Оспаривая Решение от 25.03.2022 N103, административные истцы указывают о нарушении процедуры проведения публичных слушаний.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что все этапы проведения публичных слушаний по проекту решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Черноречье были полностью соблюдены.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
Согласно статье 5.1 ГрК РФ процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале публичных слушаний;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;
4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;
5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;
6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний:
1) не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации;
2) распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - территория, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания), иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.
Решением Собрания представителей с.п. Черноречье муниципального района Волжский Самарской области от 4 октября 2019 года N214 утвержден Порядок организации или проведения общественных или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории сельского поседения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела:
20 ноября 2020 года Администрацией сельского поселения Черноречье м.р. Волжский Самарской области издано постановление N 344 о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поседения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области;
Постановлением N 78 от 19 февраля 2021 года утвержден состав комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки сельского поселения Черноречье м.р. Волжский Самарской области, состоящей из 13 человек.
29 декабря 2021 года Администрацией сельского поселения Черноречье принято постановление N 590 о проведении публичных слушаний по проекту решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки с.п. Черноречье в период с 30 декабря 2021 года по 2 февраля 2022 года, которое опубликовано на официальном сайте Администрации с.п. Черноречье м.р. Волжский Самарской области 29.12.2021 года и в газете "Чернореченские вести" 30.12.2021 года N 22.
В названном постановлении указаны сведения об официальном сайте администрации с.п. Черноречье, где публикуется вся информация о проведении слушаний, а также указан срок проведения публичных слушаний, место проведения экспозиции - с. Черноречье, ул. Победы, д. 17, время проведения экспозиции - с 29.12.2021 по 01.02.2022 года с 10.00 до 16.00, порядок внесения замечаний и предложений: в письменной или устной форме в ходе проведения собраний; в письменной форме в адрес организатора публичных слушаний; посредством записи в книге журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, срок проведения публичных слушаний и время их проведения, в том числе в п. Чапаевка -13.01.2022 в 16.00 по адресу: ул. Чапаевская, д. 28.
Информационные материалы о проекте решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, включающие в себя проект решения и пояснительную записку к нему, были размещены на экспозиции, продублированы на официальном сайте администрации и опубликованы в газете "Чернореченские вести" 30 декабря 2021 года N 22.
Оповещение о начале публичных слушаний опубликовано на сайте Администрации с.п. Черноречье 23.12.2021 года и в газете "Чернореченские вести" 23.12.2021 года выпуск N 21, а также на досках объявлений.
В оповещении указано, что публичные слушания в поселке Чапаевка состоятся 13 января 2022 года в 16.00 по адресу: ул. Чапаевская, д. 17.
Судом обоснованно отклонены доводы административных истцов о том, что оповещение не производилось на досках объявлений, поскольку данные доводы опровергаются представленной в материалы дела фотографией объявления со стенда объявлений с содержащейся в ней информацией о том, что 13 января 2022 года в 16.00 часов в поселке Чапаевка по адресу: ул. Чапаевская, д. 28 будет проводиться мероприятие по информированию по вопросу публичных слушаний "Проект решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области.
Ошибочное оповещение о времени проведения собрания в поселке Чапаевка с указанием даты проведения 14.01.2022 года обнаружено в день печати в типографии, после чего оповещение перепечатано и распространено с указанием правильной даты 13.01.2022 года.
Собрание по публичным слушаниям, состоявшееся в поселке Чапаевка 13 января 2022 года, проводилось на улице, через дорогу от дома 28 по ул. Чапаевской, в палатке, в связи с отсутствием в поселке Чапаевка какого-либо административного здания для проведения мероприятия. Условия проведения такого собрания из-за погодных условий и отсутствия теплого помещения, вмещающего всех участников, не позволили провести собрание в соответствии с требованиями законодательства, в связи с чем с учетом многочисленных обращений жителей поселка Чапаевка, в том числе в целях реализации права жителей на ознакомление с экспозицией постановлением Администрации с.п. Черноречье от 14 января 2022 года N 12 было назначено дополнительное собрание участников публичных слушаний в поселке Чапаевка на 20 января 2022 года в 16.00 по адресу: г. Черноречье, ул. Мира, д. 58.
Соответствующее постановление опубликовано в газете "Чернореченские вести" 15 января 2022 года выпуск N 1, на официальном сайте Администрации 14 января 2022 года, а также на досках объявлений.
20 января 2022 года проведено дополнительное собрание, время и место его проведения соответствовали условиям проведения собрания по вопросам публичных слушаний, в ходе собрания были заслушаны докладчики, в том числе И.К.В, а также лица, имеющие замечания по вопросам проекта решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, по результатам собрания был оформлен протокол.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции верно отмечено, что ссылки стороны административных истцов о том, что оформление протокола от 20 января 2022 года не отвечало требованиям законодательства, поскольку протокол подписан не председателем собрания, а секретарем Г.Е.В, озаглавлен протоколом встречи, а не протоколом собрания, не опровергают факт проведения публичных слушаний.
Судебная коллегия находит правильным вывод суда, что отсутствие надлежащих условий для проведения собрания от 13 января 2022 года, а также не оформление протокола собрания от 13 января 2022 года не может быть признано нарушением процедуры проведения публичных слушаний, поскольку администрацией были предприняты меры по проведению дополнительного собрания, которое проведено в надлежащих условиях с заслушиванием мнений и замечаний участников, оформлением протокола соответствующего собрания.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы административных истцов о не проведении регистрации участников собрания публичных слушаний, поскольку согласно пункту 4 главы 8 Порядка организации или проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории с.п. Черноречье м.р. Волжский Самарской области, лицо, назначенное постановлением главы сельского поселения о проведении публичных слушаний, перед началом проведения собрания обеспечивает проведение регистрации не всех участников собрания публичных слушаний, а докладчиков, содокладчиков и иных участников собрания, желающих выразить свое мнение по вопросам, выносимом на публичные слушания, путем внесения сведения в протокол собрания участников публичных слушаний.
Установив, что протокол публичных слушаний (каждый его лист) после его оформления подписан лицом, ответственным за изготовление протокола - С.Е.А, а также руководителем органа, уполномоченного на ведение публичных слушаний - И.К.В, суд обоснованно признал несостоятельными доводы административным истцов об отсутствии в протоколе подписи указанных лиц.
В протоколе публичных слушаний отражены лица, внесшие свои замечания и предложения по проекту внесении изменений в правила землепользования и застройки.
Прием замечаний и предложений от жителей и заинтересованных лиц осуществлялся с 30 декабря 2021 года по 26 января 2022 года в рабочие дни в устной и письменной форме, велся журнал учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях.
По результатам публичных слушаний составлено заключение от 2 февраля 2022 года, которое опубликовано в газете "Чернореченские вести" 17 февраля 2022 года, выпуск N 3.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, является верным вывод суда, что отсутствие в заключении о результатах публичных слушаний замечаний Ш.К.В. и С.Н.В, указание в п. 9.3 заключения даты протокола публичных слушаний 22.03.2022 года вместо 02.02.2022 года, а также незначительное нарушение срока опубликования результатов публичных слушаний также не могут поставить под сомнение сам факт проведения публичных слушаний.
Иные доводы апелляционной жалобы относительно нарушения процедуры проведения публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки с.п. Черноречье м.р. Волжский Самарской области также не ставят под сомнение факт проведения публичных слушаний и обеспечения каждому заинтересованному лицу возможности выразить свою позицию по данному проекту.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, положения статьи 5.1 ГрК РФ призваны обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты публичных слушаний носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер.
Следовательно, значимым обстоятельством является сам факт проведения публичных слушаний, а высказанные на публичных слушаниях отрицательные замечания не могут свидетельствовать о нарушении процедуры их проведения.
Публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Из анализа приведенных выше доказательств следует, что возможность выразить свою позицию в отношении проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки с.п. Черноречье м.р. Волжский Самарской области, гласность при их подготовке и принятии была обеспечена, в связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу о соблюдении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Как указано выше, оспариваемым нормативным правовым актом внесены изменения в Правила землепользования и застройки с.п. Черноречье м.р. Волжский Самарской области, которыми территориальная зона в месте расположения земельных участков административных истцов переведена из зоны Ж8 (Зона комплексной застройки) в зону Ж6 (Зона садового и дачного хозяйства).
Обусловлено это тем, что в зоне Ж8 обязательной является разработка документации по планировке территории, в ходе которой обеспечивается соблюдение установленных градостроительными нормативами требований к индивидуальной жилой застройке (в том числе ширина проездов), проектируются инженерные сети, выделяются земельные участки общего пользования, а также участки для обеспечения жилой застройки объектами социально-бытового назначения.
Земельные участки в границах вышеуказанной зоны были сформированы без разработки документации по планировке территории, в результате не выделены территории общего пользования, не обеспечена нормативная ширина дорог и проездов, не запроектированы надлежащим образом инженерные сети и не выделены участки для необходимых объектов социально-бытового назначения.
По указанным причинам в связи с несоответствием нормативам градостроительного проектирования и требованиям СП 42.13330.2016 указанная территория не могла быть отнесена к зоне Ж1 (зона индивидуальной жилой застройки).
При этом уже сформированные земельные участки имеют вид разрешенного использования "для жилищного строительства", для обеспечения возможности оформления жилых домов и их дальнейшей эксплуатации внесением изменений в Правила землепользования и застройки данная территория отнесена к жилой зоне Ж6 (зона садоводства и дачного хозяйства).
Градостроительный регламент зоны Ж6 предусматривает в качестве основного вида использования - ведение садоводства, ведение личного подсобного хозяйства.
В соответствии с видом разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/-412, вид разрешенного использования "ведение садоводства" (код 13.2), "для ведения личного подсобного хозяйства" (код 2.2) включает осуществление отдыха и (или) выращивание гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур, размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1 (индивидуальный жилой дом), хозяйственных построек и гаражей для собственных нужд, производство сельскохозяйственной продукции, содержание сельскохозяйственных животных.
Таким образом, как правильно отмечено судом первой инстанции, изменения в Правила землепользования и застройки позволяют эксплуатировать земельные участки в соответствии с установленным для них видом разрешенного использования, строить и оформлять жилые дома и не нарушает права и законные интересы административных истцов.
Данные выводы суда первой инстанции соответствуют позиции Верховного Суда Российской Федерации (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года, вопрос 8).
При этом установленная оспариваемым нормативным правовым актом территориальная зона Ж8 (Зона комплексной застройки), сложившаяся застройка и вид разрешенного использования земельных участков (для индивидуального жилищного строительства) не противоречат функциональной зоне (жилая зона), определенной Генеральным планом с.п. Черноречье м.р. Волжский Самарской области.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которым в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Доводов, способных повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы административных истцов, в силу чего оснований для удовлетворения требований коллективного административного искового заявления в полном объеме не имеется.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Самарского областного суда от 19 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Е.Г.О, Е.М.В, К.Н.В, И.М.К, Б.Н.Ю, М.С.В, Д.М.М, Л.Ю.В, Б.С.В, С.Н.А, П.И.И, Г.М.В, Ц.В.П, К.А.В, К.Е.В, Х.А.Н, Д.Г.Д, Ш.К.В, Ф.Н.А, М.Ю.Р, Е.Е.И, У.Е.А, В.С.П, А.С.С, Е.Д.Н, Ч.А.А, Ц.Ю.В, З.Ю.В, К.Д.В, В.Ю.А, К.Н.Ю, Г.Н.О, М.Е.А, М.М.В, С.М.М, С.М.С, А.В.С, С.Н.В, Г.Д.О, С.В.А, Т.В.В, ФИО44, Ц.А.М, Х.Т.Г, С.А.Н. Аси Н, С.А.Ю, П.Н.Г, М.П.В, Ф.А.В, Ш.И.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 8 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.