Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Бушминой А.Е, судей
Рогожиной Е.В, Савинова К.А.
при секретаре
ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Уралэкспресс", индивидуального предпринимателя Назарова Мстислава Валерьевича о признании недействующим в части постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2021 года N 922-п "Об утверждении перечня остановочных пунктов, расположенных на территории Пермского края, которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок в зависимости от направления регулярных перевозок и пути подъезда к данным остановочным пунктам" по апелляционной жалобе Назарова Мстислава Валерьевича на решение Пермского краевого суда от 18 мая 2023 года
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснения представителя административных ответчиков Правительства Пермского края и Министерства транспорта Пермского края Гайнутдиновой С.В, представителя заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому федеральному округу ФИО8, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2021 года N 922-п "Об утверждении перечня остановочных пунктов, расположенных на территории Пермского края, которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок в зависимости от направления регулярных перевозок и пути подъезда к данным остановочным пункта" (далее также Постановление Правительства Пермского края от 25 ноября 2021 года N 922-п), опубликованном 29 ноября 2021 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 48, том 1, а также размещенном 26 ноября 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и официальном сайте Правительства Пермского края https://gov.permkrai.ru, утвержден прилагаемый Перечень остановочных пунктов, расположенных на территории Пермского края, которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок в зависимости от направления регулярных перевозок и пути подъезда к данным остановочным пунктам (далее также Перечень остановочных пунктов).
Административные истцы ООО "Уралэкспресс", индивидуальный предприниматель Назаров М.В. первоначально обратились в Арбитражный суд Пермского края с требованиями о признании незаконным бездействий Правительства Пермского края по не включению в Перечень остановочных пунктов, остановочного пункта, расположенного по адресу Пермский край, Горнозаводский район, п. Промысла, северная часть. В обоснование заявленных требований указали, что их деятельность связана с осуществлением регулярных перевозок и багажа по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, начальным/конечным остановочным пунктом которых является указанный остановочный пункт. Не включение остановочного пункта в п. Промысла в Перечень остановочных пунктов влечет за собой необходимость изменения межрегиональных маршрутов. Кроме того, указали, что ближайшим остановочным пунктом, включенным в Перечень остановочных пунктов, является автовокзал г. Чусовой, который расположен в 150 км от п. Промысла, такое значительное увеличение маршрутов не может не сказаться на их рентабельности, это ведет к необходимости перестройки всей организации уже налаженных перевозок, поскольку остановочный пункт п. Промысла внесен в Реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа (реестровый номер 59117, дата регистрации 9 октября 2017 года).
Административные истцы также указали, что Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не содержит требований к остановочным пунктам, а также к порядку их регистрации при внесении информации о них в нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены эти остановочные пункты. Поскольку Перечень остановочных пунктов не содержит обязательных требований к владельцам остановочных пунктов, в частности порядка обращения для включения остановочных пунктов в Перечень остановочных пунктов, то Перечень является списком тех остановочных пунктов, которые можно использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок на территории Пермского края (т.1 л.д.5-7, 17, 76, т.2 л.д.4-6).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 28 сентября 2022 года дела по заявлениям ИП Назарова М.В. и ООО "Уралэкспресс" объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения (т.2 л.д.39-40).
Определениями Арбитражного суда Пермского края от 10 ноября 2022 года, Пермского краевого суда от 9 января 2023 года дело передано для рассмотрения по подсудности в Ленинский районный суд города Перми (т.1 л.д.123-126, т.3 л.д.42).
20 февраля 2023 года административные истцы ООО "Уралэкспресс", индивидуальный предприниматель Назаров М.В. уточнили заявленные требования, в окончательной редакции которых они просили суд признать недействующим постановление Правительства Пермского края от 25 ноября 2021 года N 922-п в части не включения в Перечень остановочных пунктов остановочного пункта, расположенного по адресу: Пермский край, Горнозаводский район, п. Промысла, северная часть (т.3 л.д.72-73).
С учетом уточнения административными истцами требований, определением Ленинского районного суда города Перми от 20 февраля 2023 года административное дело передано для рассмотрения в Пермский краевой суд (т.3 л.д.77).
Решением Пермского краевого суда от 18 мая 2023 года в удовлетворении административных исковых заявлений ООО "Уралэкспресс", индивидуального предпринимателя Назарова Мстислава Валерьевича о признании недействующим в части постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2021 года N 922-п "Об утверждении перечня остановочных пунктов, расположенных на территории Пермского края, которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок в зависимости от направления регулярных перевозок и пути подъезда к данным остановочным пунктам" отказано.
В апелляционной жалобе административный истец индивидуальный предприниматель Назаров М.В. просил решение Пермского краевого суда от 18 мая 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в Пермский краевой суд.
Административные ответчики Министерство транспорта Пермского края и Правительство Пермского края представили возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просили решение Пермского краевого суда от 18 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому федеральному округу представило отзыв на апелляционную жалобу.
Прокурор, участвующий в деле, представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение Пермского краевого суда от 18 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных ответчиков Правительства Пермского края и Министерства транспорта Пермского края, Гайнутдинова С.В, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому федеральному округу Болотов К.Н, участвующий в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. в заключении полагал решение Пермского краевого суда от 18 мая 2023 года подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
Учитывая положения статьи 150 КАС РФ, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административных ответчиков, представителя заинтересованного лица, участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ).
Статьей 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (часть 1). Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 данной статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 2).
Установление, изменение межрегионального маршрута регулярных перевозок является компетенцией уполномоченного федерального органа исполнительной власти по предложению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющих регулярные перевозки по данному маршруту (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ).
В целях снижения загрузки улиц и автомобильных дорог нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации допускается установление в его границах остановочных пунктов (в том числе расположенных на территориях автовокзалов или автостанций), которые разрешается использовать в качестве начальных остановочных пунктов и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок в зависимости от направления регулярных перевозок и пути подъезда к данным остановочным пунктам. Эти остановочные пункты должны располагаться, если это возможно, вблизи мест пересечения подъездных автомобильных дорог с границами поселений или городских округов, в которых расположены эти остановочные пункты (часть 13 статьи 4 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ).
На территории Пермского края организационные, правовые и экономические основы организации транспортного обслуживания населения регулируются Законом Пермского края от 12 октября 2006 года N 19-КЗ "Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края" (далее - Закон Пермского края от 12 октября 2006 года N 19-КЗ), согласно которому Правительство Пермского края формирует государственную политику в сфере транспортного обслуживания населения Пермского края; принимает нормативные правовые акты в сфере регулирования отношений, связанных с организацией перевозок пассажиров на территории Пермского края; утверждает Перечень остановочных пунктов, расположенных на территории Пермского края, которые разрешается использовать в качестве иных, начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок в зависимости от направления регулярных перевозок и пути подъезда к данным остановочным пунктам (часть 2 статьи 4).
Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2021 года N 922-п "Об утверждении перечня остановочных пунктов, расположенных на территории Пермского края, которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок в зависимости от направления регулярных перевозок и пути подъезда к данным остановочным пунктам", утвержден прилагаемый Перечень остановочных пунктов, расположенных на территории Пермского края, которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок в зависимости от направления регулярных перевозок и пути подъезда к данным остановочным пунктам.
В систему исполнительных органов государственной власти Пермского края входит Правительство Пермского края, которое является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, обеспечивающее исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Устава, законов и иных нормативных правовых актов Пермского края на территории Пермского края и согласованную деятельность иных исполнительных органов государственной власти Пермского края (статьи 22, 23 Устава Пермского края).
Пунктом 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50) разъяснено, что при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Суд первой инстанции, проанализировав положения Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 5 октября 2007 года N 223-П, Указа губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 года N 16 "Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края", пункта 4 Указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 года N 37 "О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края" сделал верный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Статьей 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ определено, что начальный остановочный пункт - первый по времени отправления транспортного средства остановочный пункт, который указан в расписании (пункт 10 части 1); конечный остановочный пункт - последний остановочный пункт, который указан в расписании (пункт 11 части 1). Понятия "маршрут регулярных перевозок", "остановочный пункт", "расписание", "перевозчик", "регулярные перевозки", "объекты транспортной инфраструктуры" используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (часть 2).
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.
Статьей 30 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ установлено, что остановочные пункты по межрегиональному маршруту регулярных перевозок должны быть расположены на территориях автовокзалов или автостанций. Использование иных остановочных пунктов допускается в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены эти остановочные пункты (часть 1). Остановочный пункт по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, в том числе расположенный на территории автовокзала или автостанции, должен быть зарегистрирован в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок (часть 2).
Посадка и высадка пассажиров по межрегиональному маршруту регулярных перевозок в иных местах наряду с остановочными пунктами, которые включены в состав данного маршрута, запрещаются (часть 3). Остановочные пункты, расположенные на территории автовокзала или автостанции, должны быть оборудованы в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, а остановочные пункты по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, расположенные вне территории автовокзала или автостанции, - в соответствии с требованиями, установленными Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Размещение информации на указателях остановочных пунктов по межрегиональному маршруту, расположенных вне территории автовокзала или автостанции, организуется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены эти остановочные пункты (часть 3.1).
Пунктом 11 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее также Правила перевозок пассажиров и багажа), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года N 1586, установлена обязательная информация, которая должна содержаться на указателях, определяющих место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров на остановочных пунктах (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов, автостанций).
В пункте 3.24 ГОСТ Р 52765-2007. "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года N 269-ст (далее) определено, что остановочным пунктом маршрутных транспортных средств является комплекс сооружений и устройств, предназначенный для остановки транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным маршрутам, для посадки, высадки и ожидания пассажиров.
Согласно пункту 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007. "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" остановочный пункт на участках дорог в пределах населенного пункта должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной "карман" на дорогах; боковая разделительная полоса; тротуары и/или пешеходные дорожки; автопавильон или навес; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Таким образом, данный стандарт содержит норму, согласно которой все его требования являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья населения.
Из материалов дела следует, что административные истцы ООО "Уралэкспресс", индивидуальный предприниматель Назаров М.В. осуществляют перевозки по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, начальным (конечным) остановочным пунктом на которых является остановочный пункт "п. Промысла", расположенный по адресу: Пермский край, Горнозаводский район, п. Промысла северная часть (номера маршрутов 4553, 4554, 1120, 4555, 4586, 4667, 3216, 1121, 2268), что подтверждается выпиской из реестра межрегиональных маршрутов регулярных перевозок.
При этом в поселке Промысла Горнозаводского района Пермского края отсутствуют автовокзал или автостанция, что не оспаривается лицами участвующими в деле, и подтверждается представленными административными ответчиками паспортом межмуниципального маршрута N 649.
Постановлением Правительства Пермского края от 7 марта 2019 N 138-п "Об утверждении перечня остановочных пунктов, расположенных вне территории автовокзала или автостанции, использование которых по межрегиональному маршруту регулярных перевозок допускается на территории Пермского края" утвержден соответствующий перечень (далее Перечень от 7 марта 2019 N 138-п), куда не включен остановочный пункт "п. Промысла".
ООО "Уралэкспресс" и индивидуальный предприниматель Назаров М.В. обращались в 2021 году в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об оспаривании бездействия Министерства транспорта Пермского края по не включению в Перечень от 7 марта 2019 N 138-п остановочного пункта "п. Промысла", обязании устранить допущенное нарушение.
Решением Арбитражный суд Пермского края от 27 августа 2021 года по делу N А50-14768/2021 в удовлетворении указанных требований ООО "Уралэкспресс", индивидуального предпринимателя Назарова М.В. отказано.
Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2021 года N 922-п утвержден Перечень остановочных пунктов, расположенных на территории Пермского края, которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок в зависимости от направления регулярных перевозок и пути подъезда к данным остановочным пунктам, куда остановочный пункт "п. Промысла" также не включен.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что на остановочном пункте "п. Промысла", расположенном по адресу: Пермский край, Горнозаводский район, п. Промысла, северная часть, не размещены необходимые сооружения и устройства, предназначенные для остановки транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным маршрутам, для посадки, высадки и ожидания пассажиров.
Из акта обследования предполагаемого местоположения остановочного пункта "Промысла" от 17 августа 2021 года, составленного должностными лицами Министерства транспорта Пермского края (т.1 л.д.104-111), следует, что остановочный пункт является площадкой, отсыпанной щебнем, находящейся на территории кафе "Евразия", вблизи региональной автомобильной дороги 57К-1103 "Горнозаводск - граница Свердловской области", относящейся к IV категории. На площадке отсутствуют: переходно-скоростные полосы для съезда на остановочную площадку и выезда на основную дорогу; павильон для укрытия пассажиров; урна для мусора. Также отсутствует посадочная площадка, поскольку имеющийся настил из деревянных досок не соответствует Стандарт отрасли "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования ОСТ 218.1.002-2003", утвержденным распоряжением Минтранса России от 23 мая 2003 года N ИС-460-р, введенных в действие 1 июня 2003 года, согласно пунктам 3.3.2, 3.3.3, 3.3.5 которого ширину посадочной площадки принимают не менее 3 м, а длину - не менее длины остановочной площадки; поверхность посадочной площадки должна иметь покрытие по всей длине на ширину не менее 2 м и на подходе к автопавильону; по границе посадочной площадки устанавливают бордюр. Скамья установлена, однако в соответствии с пунктом 3.11 ОСТ 218.1.002-2003 скамья устанавливается в павильоне. Присутствующие на опорах лампы освещения не соответствуют нормам освещения автобусных остановок, установленных "СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*", утвержденных Приказом Минстроя России от 7 ноября 2016 года N 777/пр. Технические средства организации дорожного движения не соответствуют требованиям ГОСТ Р 51256-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация.
Технические требования", утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 20 февраля 2018 года N 81-ст. Согласно акту обследования использование данной площадки в качестве автобусной остановки несет угрозу безопасности дорожного движения и пассажиров.
Актом результатов выездного обследования N 01-83/2791 от 28 июля 2022 года, составленным государственным инспектором Западно-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора (т.1 л.д.61-64), подтверждены обстоятельства, установленные актом обследования остановочного пункта "Промысла" от 17 августа 2021 года, кроме того, в нем указано на отсутствие на остановочном пункте указателей со следующей информацией: наименование остановочного пункта, номера маршрутов регулярных перевозок и их расписание, наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением регулярных перевозок.
Ссылку административных истцов на положения части 3.1 статьи 30 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, согласно которой размещение информации на указателях остановочных пунктов по межрегиональному или международному маршруту, расположенных вне территории автовокзала или автостанции, организуется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены эти остановочные пункты и, следовательно, на то, что пункт 11 Правил перевозок пассажиров и багажа к остановочному пункту п. Промысла (северная часть) не применяется, судом была признана несостоятельной, по тем основаниям, что она не отменяет выявленного факта несоответствия остановочного пункта предъявляемым к нему законодательством требованиям, в том числе и иным, не содержащимся в пункте 11 указанных Правил.
Суд, отклоняя доводы административных истцов о том, что акты обследования противоречат заключению, выданному Управлением государственного автодорожного надзора по Пермскому краю 15 июня 2017 года, о соответствии остановочного пункта "п. Промысла" условиям регистрации остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок пришел к выводу, что наличие указанного заключения не означает, что остановочный пункт соответствует предъявляемым установленными Правилами перевозок пассажиров и багажа, указав, что процедура включения остановочных пунктов в реестр по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок по состоянию на 15 июня 2017 года (дата выдачи заключения) была урегулирована статьей 31 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ (в первоначальной редакции от 13 июля 2015 года) устанавливающей, что регистрация остановочных пунктов, расположенных вне территории автовокзала или автостанции, в реестре осуществляется при наличии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 30 названного Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, то есть случае, если: в поселении, в границах которого расположен иной остановочный пункт, отсутствуют автовокзал, автостанция; подъезд к автовокзалу, автостанции, находящимся на территории поселения, в границах которого расположен иной остановочный пункт, осуществляется по улицам и (или) автомобильным дорогам, интенсивность движения по которым превышает нормативное значение, либо пропускная способность остановочного пункта, расположенного на территории такого автовокзала или такой автостанции, недостаточна для установления данного маршрута.
Однако Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 480-ФЗ в статью 31 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ были внесены изменения, согласно которым регистрация остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок осуществляется при соблюдении условия соответствия оборудования остановочного пункта, расположенного вне территории автовокзала или автостанции, требованиям, установленным Правилами перевозок пассажиров и багажа.
Таким образом, суд пришел к выводу, что наличие остановочного пункта "п. Промысла" в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок само по себе не обязывает Правительство Пермского края включить данный остановочный пункт в Перечень остановочных пунктов, кроме того, положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ формирование субъектом Российской Федерации Перечня остановочных пунктов, которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок на территории субъекта, не поставлено в зависимость от наличия остановочного пункта в федеральном реестре.
Признавая необоснованными доводы административных истцов об отсутствии законодательно установленных, в том числе оспариваемым нормативным правовым актом, каких-либо процедур или требований, обязательных к выполнению владельцами остановочных пунктов и являющимися обязательными для включения таких остановочных пунктов в Перечень остановочных пунктов, суд исходил из того, что рассматриваемые правоотношения урегулированы частью 13 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, между тем, данной нормой принятие названных процедур или установление требований к полномочиям субъекта Российской Федерации федеральным законодателем не отнесено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что принятие оспариваемого нормативного правового акта в той части, в которой остановочный пункт "п. Промысла" не был включен в Перечень остановочных пунктов, не носило произвольного характера, кроме того, включение названного остановочного пункта в такой Перечень остановочных пунктов не способствует снижению загрузки улиц и автомобильных дорог, так как, владельцы автовокзалов и автостанций, обязаны разместить на их территории перроны (площадки) для посадки и высадки пассажиров, площадки для стоянки автобусов в соответствии с пунктом 6 Минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций, утвержденных приказом Минтранса России от 2 октября 2020 года N 406, то есть соблюсти условия, способствующие загрузке (выгрузке) багажа пассажиров, между тем, осуществление указанных действий пассажирами безусловно влечет определенные временные затраты перед началом поездки и после ее окончания, таким образом, отсутствие на иных остановочных пунктах перронов (площадок) для посадки и высадки пассажиров, площадок для стоянки автобусов, требования об оборудовании которых действующим законодательством к иным остановочным пунктам не предъявляются, влечет, соответственно, увеличение времени, необходимого для загрузки (выгрузки) багажа пассажирами и, следовательно, увеличение загрузки улиц и автомобильных дорог.
Доводы, содержащиеся в административных исковых заявлениях, о нарушении оспариваемым Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2021 года N 922-п положений Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", судом признаны несостоятельными, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 34 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 года N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", не признается нарушением статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ установление нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в его границах остановочных пунктов межрегиональных маршрутов регулярных перевозок на основании пункта 13 статьи 4 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ в интересах жителей соответствующих населенных пунктов, в том числе в целях снижения загрузки улиц и автомобильных дорог, несмотря на то, что это может нарушать коммерческие интересы отдельных перевозчиков и (или) владельцев инфраструктуры иных остановочных пунктов (автовокзалов, автостанций), вместе с тем о нарушении пункта 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ может свидетельствовать произвольное установление (исключение) начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, нарушающее права хозяйствующих субъектов - перевозчиков.
Проверяя соответствие содержания оспариваемого постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к выводу, что постановление Правительства Пермского края от 25 ноября 2021 года N 922-п принято в пределах полномочий Правительства Пермского края, федеральному законодательству не противоречит, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленных требований ООО "Уралэкспресс", ИП Назарова М.В. о признании недействующим указанного постановления, не имеется.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о необоснованном отказе судом первой инстанции в удовлетворении ходатайства о привлечении в качестве заинтересованных лиц ИП Абагумова А.Л, ФБУ "Росавтотранс", на права, интересы и обязанности которых, по мнению административного истца индивидуального предпринимателя Назарова М.В, отразится решение суда, не могут повлечь отмену либо изменение обжалуемого судебного акта, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 47 КАС РФ под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.
Характер спорных правоотношений (оспаривание нормативного правового акта) свидетельствует о том, что суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 КАС РФ, в полном объеме, что предусмотрено частью 7 статьи 213 КАС РФ.
С учетом характера спорных правоотношений и полномочий суда при разрешении дел по оспариванию нормативных правовых актов, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии необходимости привлечения к участию в деле в качестве заинтересованных лиц всех возможных участников спорных правоотношений, в том числе в данном случае указанных административным истцом: собственника остановочного пункта "п. Промысла" - ИП Абакумова А.Л. и лица, уполномоченного на выдачу свидетельства об осуществлении перевозок по межрегиональному маршруту регулярных перевозок ФБУ "Росавтотранс".
Указанные лица по данному делу заинтересованными лицами, исходя из положений статьи 47 КАС РФ, не являются, поскольку сам по себе факт признания либо отказа в признании нормативного правового акта недействующим в рамках абстрактного нормоконтроля права и обязанности указанных лиц при разрешении административного дела не затрагивает. Решением суда вопрос о правах и обязанностях указанных лиц не разрешен.
В этой связи не привлечение к участию в рассматриваемом деле указанных административным истцом лиц в качестве заинтересованных лиц процессуального нарушения, влекущего отмену решения суда, не образует.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о наличии в данном случае обязанности у Правительства Пермского края включить в соответствующий Перечень остановочный пункт "п. Промысла", судебная коллегия приходит к следующему.
Общие положения о праве нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации установить перечень остановочных пунктов, которые разрешается использовать в качестве начальных остановочных пунктов и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок предусмотрены частью 13 статьи 4 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ.
В свою очередь, как верно указано судом первой инстанции, наличие остановочного пункта в Реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа, не предполагает безусловную необходимость определять такой остановочный пункт в качестве начального остановочного пункта и (или) конечного остановочного пункта по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
В указанной части положения статей 30, 31 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ получили в решении суда верную оценку с учетом анализа их первоначальной редакции в сравнении с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 480-ФЗ.
Ссылка административного истца в апелляционной жалобе на невозможность установления/изменения межрегионального маршрута при осуществлении предпринимательской деятельности по регулярным перевозкам пассажиров и багажа само по себе не может служить основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Утверждение в апелляционной жалобе о произвольности установления начальных и (или) конечных остановочных пунктов в виду отсутствия в Федеральном законе от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ требований к остановочным пунктам, и в виду отсутствия в оспариваемом постановлении Правительства Пермского края от 25 ноября 2021 года N 922-п положений о возможности внесения изменений в Перечень остановочных пунктов опровергаются установленными по делу обстоятельствами о том, что Правительством Пермского края оспариваемый в части Перечень принят с учетом положений статьи 30 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ.
Исходя из системного толкования пункта 8 части 1 статьи 3, части 13 статьи 4, части 1 статьи 30 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ остановочные пункты по межрегиональному маршруту регулярных перевозок должны быть расположены преимущественно на территориях автовокзалов или автостанций, отнесенных к объектам транспортной инфраструктуры, включающим в себя комплексы зданий, сооружений, которые размещены на специально отведенных территориях, предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок и оборудование которых соответствует установленным требованиям.
Использование иных остановочных пунктов допускается в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены эти остановочные пункты. В том числе нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации допускается установление в его границах остановочных пунктов (в том числе расположенных на территориях автовокзалов или автостанций), которые разрешается использовать в качестве начальных остановочных пунктов и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок в зависимости от направления регулярных перевозок и пути подъезда к данным остановочным пунктам.
Таким образом, Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ прямо предусмотрено право субъекта Российской Федерации осуществлять в названной сфере общественных отношений правовое регулирование, включая установление в границах данного субъекта Российской Федерации остановочных пунктов, которые разрешается использовать в качестве начальных остановочных пунктов и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок в зависимости от направления регулярных перевозок и пути подъезда к данным остановочным пунктам.
При подготовке оспариваемого нормативного правового акта административный ответчик принял меры к обследованию остановочного пункта "п. Промысла" (акт от 17 августа 2021 года), согласно которому его техническое состояние не позволяет использовать в качестве автобусной остановки и несет угрозу безопасности дорожного движения и пассажиров.
При этом из содержания оспариваемого нормативного правового акта - постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2021 года N 922-п следует, что определенные им в данном Перечне остановочные пункты являются автовокзалами или автостанциям, то есть местами, предназначенным для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок и оборудование которых соответствует установленным требованиям.
Указанное свидетельствует об отсутствии признака произвольности со стороны административного ответчика при определении остановочных пунктов, включенных в оспариваемый Перечень, что с учетом положений пункта 34 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 года N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" свидетельствует об отсутствии нарушений требований статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с содержанием акта обследования от 17 августа 2021 года, акта обследования от 28 июля 2022 года не исключают обоснованность выводов суда об отсутствии подтвержденных данных о соответствии спорного остановочного пункта "п. Промысла" местам, предназначенным для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок, при том, что включение данного остановочного пункта в Федеральный реестр произошло до внесения Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 480-ФЗ соответствующих изменений в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ.
Также из материалов дела следует, что в 2018 - 2019 годах прокурору Пермского края неоднократно поступали обращения от граждан, согласно которым вопреки заявленным регулярным маршрутам ООО "Уралэкспресс" автобусы от начального остановочного пункта "п. Промысла", а также до конечного остановочного пункта "п. Промысла" не ходя.
По результатам рассмотрения таких обращений 23 сентября 2019 года прокуратурой Горнозаводского района Пермского края с привлечением специалистов Западно-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора проводилась проверка остановочного пункта "п. Промысла", в результате которой выявлены несоответствия данного остановочного пункта требованиям пункта 15 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112, пунктов 3.2 - 3.3.15 ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", утвержденного распоряжением Минтранса России от 23 мая 2003 года N ИС-460-р, установлено, что фактически остановочный пункт "п. Промысла" отсутствует.
Кроме того в настоящее время в производстве Арбитражного суда Свердловской области находятся дела по иску федерального бюджетного учреждения "Агентство автомобильного транспорта":
- с 29 марта 2022 года дело N А60-15426/2022 к индивидуальному предпринимателю Назарову М.В. о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок, которое определением от 30 мая 2022 года приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по настоящему административному делу;
- с 27 июля 2022 года дело N А60-40162/2022 к ООО "Уралэкспресс" о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок, которое определением от 22 декабря 2022 года приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по настоящему административному делу.
Другие доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства в сфере спорных правоотношений по установлению Перечня остановочных пунктов, аналогичны доводам, заявлявшимся административными истцами в суде первой инстанции, которым в соответствии со статьей 84 КАС РФ в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пермского краевого суда от 18 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Назарова Мстислава Валерьевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 24 октября 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.