Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Ходус Ю.А, судей
Мироновой Н.В, Калугина Д.М.
при секретаре
Николаенкове Д.А, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц связи административное дело по административному иску Киреевой Ирины Викторовны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, по апелляционной жалобе административного ответчика - администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия на решение Верховного Суда Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, объяснения представителя административного ответчика - администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия - ФИО8, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
административный истец Киреева И.В. обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование заявленных требований Киреева И.В. указала, что решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворены исковые требования прокурора "адрес" Республики Мордовия, действующего в её интересах, к администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства. На администрацию Чамзинского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в "адрес" Чамзинского муниципального района Республики Мордовия общей площадью не менее 33 кв.м. с её согласия ей может быть предоставлено специализированное жилое помещение в другом населённом пункте.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по "адрес" УФССП России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа по вышеуказанному гражданскому делу, возбуждено исполнительное производство N-ИП. До настоящего времени администрацией Чамзинского муниципального района Республики Мордовия вышеуказанное решение не исполнено, исполнительное производство не окончено.
Общая продолжительность неисполнения решения Чамзинского районного суда Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ составляет более семи лет.
Административный истец указала, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, не имеет своего жилья и прав на какие-либо объекты недвижимости на территории Российской Федерации, вынуждена проживать с малолетними детьми в съемных жилых помещениях.
Административный истец считает, что должник длительное время уклоняется от исполнения вступившего в законную силу решения суда, судебные приставы-исполнители не обеспечили его принудительное исполнение, что нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право на жилище, в связи с чем на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" административный истец имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
При таких обстоятельствах, учитывая продолжительность неисполнения судебного акта в течение длительного времени, принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека в части размера компенсации, присуждаемой судами за аналогичные нарушения, административный истец полагает, что имеет право на взыскание компенсации в заявленном размере.
Административный истец просила суд взыскать с администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия в её пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 862 575 рублей 74 коп.
Решением Верховного Суда Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Киреевой Ирины Викторовны удовлетворено частично. С муниципального образования - Чамзинского муниципального района Республики Мордовия в лице финансового управления администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия за счёт средств бюджета Чамзинского муниципального района Республики Мордовия в пользу Киреевой Ирины Викторовны взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей, а всего взыскать 250 300 (двести пятьдесят тысяч триста) рублей. В остальной части административного иска отказано.
В апелляционной жалобе администрация Чамзинского муниципального района Республики Мордовия (далее также Администрация) просит решение Верховного Суда Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Администрация указала, что решение Верховного Суда Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и необоснованным, ввиду неправильного применения норм материального права и несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. При принятии решения суд первой инстанции не учел, что администрацией предпринимались меры к исполнению решения суда, которые по независящим от нее обстоятельствам не дали результата к сроку исполнения, установленному судебным приставом-исполнителем. Кроме того, органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, следовательно расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей производится за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом о республиканском бюджете, на соответствующий год. Таким образом, возможность исполнения решения суда поставлена в прямую зависимость от перечисления должнику из республиканского бюджета денежных средств в необходимом размере. Администрация неоднократно обращалась в уполномоченный орган с просьбой о выделении из республиканского бюджета Республики Мордовия Чамзинского муниципального района соответствующих субвенций для исполнения решения судов о предоставлении жилых помещений лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Денежные средства помимо заложенных в бюджет не выделялись. Помимо прочего, Администрация также обращалась с указанной целью в Совет депутатов Чамзинского муниципального района, однако такой возможности Совет депутатов не нашел. Административный ответчик полагает, что им предприняты все возможные меры по обеспечению исполнения решения суда, размер присужденной компенсации, по мнению ответчика, необоснованно завышен.
Административным истцом на доводы апелляционной жалобы представлены возражения о их необоснованности и законности принятого судебного решения. Административный истец ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия - ФИО8, действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение Верховного Суда Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Положениями статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ) установлено, что граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Согласно пункту 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Статьей 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) установлено, что исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки. При определении разумного срока судебного разбирательства, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного постановления по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников гражданского процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу. Обстоятельства, связанные с организацией работы суда, в том числе с заменой судьи, а также рассмотрение дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумного срока судопроизводства по делу. Указанные правила определения разумного срока судопроизводства по делу, применяются также при определении разумного срока исполнения судебных актов.
Исходя из положений части 8 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 40, 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N) при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности судопроизводства по делу и исполнения судебного акта.
Поскольку сам факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок свидетельствует о причиненном неимущественном вреде (нарушении права на судебную защиту), а его возмещение не зависит от вины органа или должностного лица, лицо, обратившееся с заявлением о компенсации, не должно доказывать наличие этого вреда. Вместе с тем в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 252 КАС РФ заявитель должен обосновать размер требуемой компенсации. Установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации (части 3 и 4 статьи 258 КАС РФ).
Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 Бюджетного кодекс Российской Федерации или Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ), судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекс Российской Федерации).
В пунктах 48, 55, 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N разъяснено, что не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы суда, а также органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, замена судьи ввиду его болезни, отпуска, прекращения или приостановления его полномочий, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (часть 4 статьи 10 КАС РФ, часть 4 статьи 6.1 ГПК РФ).
При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекс Российской Федерации или Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекс Российской Федерации). Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 434 ГПК РФ). В общую продолжительность исполнения судебного акта подлежит включению период приостановления исполнения судебного акта.
В силу положений статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, осуществляется в соответствии с Законом Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ N-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" и постановлением Правительства Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по реализации Закона Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ N-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями".
Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа в соответствии с частью 12 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Федеральным законом.
На основании части 1 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Чамзинского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность предоставить ФИО9 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в "адрес" Чамзинского муниципального района Республики Мордовия общей площадью не менее 33 кв.м.
Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ и на его основании судом ДД.ММ.ГГГГ выдан исполнительный лист серии ФС N, который ДД.ММ.ГГГГ Киреевой И.В. предъявлен к исполнению.
На основании указанного исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по "адрес" УФССП России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство N-ИП, администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия предложено в пятидневный срок со дня получения указанного постановления добровольно исполнить требования исполнительного документа. В установленный срок решение суда исполнено не было.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по "адрес" УФССП России по "адрес" в отношении администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
В ходе совершения исполнительных действий по исполнительному производству N-ИП судебным приставом-исполнителем ОСП по "адрес" УФССП России по "адрес" совершались необходимые исполнительные действия, направленные на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, а именно должнику неоднократно направлялись требования о необходимости исполнить решение суда; запрос о предоставлении документов, свидетельствующих о принятии мер к исполнению решения суда; руководитель должника предупрежден в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу решение суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствования их исполнению об административной ответственности, предусмотренной статьей 17.15 КоАП РФ, и предупрежден об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Администрацией Чамзинского муниципального района Республики Мордовия на требования, предупреждения судебного пристава-исполнителя ОСП по "адрес" УФССП России по "адрес" даны ответы о причинах неисполнения решения суда.
Из материалов дела следует, что администрация неоднократно направляла министру образования Республики Мордовия, Главе администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, председателю Совета депутатов Чамзинского муниципального района Республики Мордовия ходатайства с просьбой предоставить субвенции для исполнения решений судов о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Отсрочка исполнения поименованного судебного акта не предоставлялась. До настоящего времени администрацией Чамзинского районного суда Республики Мордовия вышеуказанное решение суда не исполнено, исполнительное производство не окончено.
Судом установлено, что общая продолжительность исполнения решения Чамзинского районного суда Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ со дня поступления исполнительного листа в ОСП по "адрес" УФССП России по "адрес" - ДД.ММ.ГГГГ, до момента рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции - ДД.ММ.ГГГГ составила 7 лет 27 дней, в связи с чем судом сделан обоснованный вывод, что общий срок исполнения вступившего в законную силу решения суда не может быть признан разумным, поскольку не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а действия администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решений суда.
Сроки, установленные частью 8 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ и частью 4 статьи 250 КАС РФ, для обращения в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок административным истцом соблюдены.
Разрешая заявленные требования административного истца, суд учел, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что административный истец является лицом, оставшимся без попечения родителей, поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и жилое помещение административному истцу не предоставлено.
Принимая во внимание комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд пришел к обоснованному выводу, что общий срок исполнения вступившего в законную силу решения суда не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а доводы администрации о невозможности исполнения решения суда в установленный срок ввиду отсутствия достаточного финансирования для исполнения решения суда по предоставлению жилых помещений и о принятии всех необходимых мер для исполнения решения суда не являются правовыми основания для отказа в удовлетворении административного иска.
Принимая во внимание все обстоятельства дела, суд первой инстанции установил, что в данном случае длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока, при этом за задержку исполнения решения суда административный истец ответственности не несет.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N разъяснено, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда
Исходя из разъяснений, данных в пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации. При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ).
При определении размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок суд первой инстанции, учитывая требования административного истца, меры, принятые органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, продолжительность нарушения, наступившие вследствие этого нарушения последствия, их значимость для административного истца, практику Европейского Суда по правам человека, доводы возражений административного ответчика пришел к выводу, что требуемая административным истцом сумма является завышенной и определилразмер компенсации в сумме в сумме 250 000 рублей.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Судебная коллегия полагает, что с учетом общей продолжительности неисполнения решения Чамзинского районного суда Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ со дня поступления исполнительного листа в ОСП по "адрес" УФССП России по "адрес" - ДД.ММ.ГГГГ, до момента рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции - ДД.ММ.ГГГГ составила 7 лет 27 дней, взысканная судом сумма компенсации, является справедливой, обеспечивающей индивидуальный подход к определению ее размера исходя из требований административного истца, конкретных обстоятельств дела, продолжительности нарушения и значимости его последствий, соответствует принципам разумности, справедливости и практике Европейского Суда по правам человека, а также достигает своей цели как меры ответственности государства за допущенное нарушение.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнения решения суда в установленный срок ввиду отсутствия материальных ресурсов и финансовых средств для исполнения решения суда являются несостоятельными в силу следующего.
Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок следует отметить, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жилье, в качестве оправдания неисполнения судебного решения.
Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закрепленного за гражданином Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывает авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.
Таким образом, исполнение решения должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в специализированном жилищном фонде Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных отношений, в связи с чем доводы административного ответчика об отсутствии достаточного финансирования являются несостоятельными, поскольку не подтверждают наличие непреодолимых препятствий для исполнения решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Первый кассационный суд общей юрисдикции ("адрес") через Верховный Суд Республики Мордовия.
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.