Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Калугина Д.М, Буруновой С.В, при секретаре Николаенкове Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М. о признании недействующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N2201, Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N2014, Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N2233, Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N2077, по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области и апелляционному представлению на решение Самарского областного суда от 27 июня 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Калугина Д.М, пояснения представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Самарской области - З, административного истца М, представителя административного истца П, заинтересованного лица Д, прокурора отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N2201 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год", опубликованным в "Волжская коммуна", N158(30741), 23 октября 2019 года и размещенным на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18 октября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год (далее также Перечень на 2020 год).
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N2014 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год", размещенным на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, и опубликованным в официальном печатном издании "Волжская коммуна", N171(30955), 21.10.2020, определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год (далее также Перечень на 2021 год).
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N2233 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год", размещенным на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021, определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год (далее также Перечень на 2022 год).
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N2077 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год", размещенным на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022, определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год (далее также Перечень на 2023 год).
Так, пунктом 5734 в Перечень на 2020 год, пунктом 5102 в Перечень на 2021 год, пунктом 5026 приложения N1 в Перечень на 2022 год, пунктом 4942 приложения N1 в Перечень на 2023 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N - нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес" (далее спорное здание); а пунктом 27960 в Перечень на 2020 год, пунктом 36500 в Перечень на 2021 год, пунктом 11968 приложения N2 в Перечень на 2022 год, пунктом 11844 приложения N2 в Перечень на 2023 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N - помещение (далее также спорное помещение), расположенное в спорном здании, которые признаны объектами недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость.
М, являясь собственником спорного помещения, обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия нормативных правовых актов указанных пунктов Перечней, обосновывая свою позицию тем, что спорное здание, а также спорное помещение, не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, при этом, фактически является объектом незавершенного строительства и не используется, в связи с чем включение их в Перечни противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации, и нарушает его права, поскольку незаконно возлагают на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Самарского областного суда от 27 июня 2023 года требования М. удовлетворены. Признаны недействующими со дня принятия пункты 5734, 27960 Перечня на 2020 год, пункты 5102, 36500 Перечня на 2021 год, пункты 5026, 11968 Перечня на 2022 год, пункты 4942, 11844 Перечня на 2023 год в части включения в них спорного нежилого здания и спорного помещения. Сообщение о решении суда подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение одного месяца со дня вступления его законную силу.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, указывая, что судом нарушены и неправильно применены нормы материального и процессуального права. Полагают, что здание правомерно включено в оспариваемые пункты Перечней, поскольку его наименование позволяет отнести его к объектам торгового назначения, а наименование помещения "незавершенный строительством объект недвижимого имущества в виде нежилого помещения N 14, площадью 51, 5, магазин-пристрой N2 к жилому дому" соответствует положениям подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку предусматривает размещение торговых объектов.
Административным истцом представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Заинтересованным лицом администрацией городского округа Жигулевск представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Прокуратура Самарской области в апелляционном представлении просит решение суда в части требований относительно спорного помещения отменить, отказав в их удовлетворении, поскольку полагают, что наименование помещения соответствует положениям подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а наличие факта исправления технической ошибки не имеет значения для признания недействующими оспариваемых пунктов Перечней.
В суд апелляционной инстанции административным истцом представлены дополнения на апелляционную жалобу и апелляционное представление.
При рассмотрении настоящего дела по существу в суде апелляционной инстанции от прокуратуры Самарской области поступило заявление об отказе от апелляционного представления.
Представители административного истца и административного ответчика, административный истец, заинтересованные лица, а также участвующий в деле прокурор не возражали против принятия судебной коллегией отказа от апелляционного представления.
Обсудив заявление прокуратуры Самарской области, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 303 КАС РФ отказ от апелляционной жалобы допускается до вынесения судом апелляционного определения.
В силу части 3 статьи 303 КАС РФ о принятии отказа от апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующей апелляционной жалобе.
Учитывая, что прокурор, участвовавший в деле, вправе отказаться от представления, отказ носит добровольный характер, не противоречит закону, судебная коллегия считает возможным принять отказ от апелляционного представления и прекратить апелляционное производство по нему.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 303 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
принять отказ прокуратуры Самарской области от апелляционного представления на решение Самарского областного суда от 27 июня 2023 года, производство по настоящему административному делу в указанной части прекратить.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 ноября 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.