Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего
Бушминой А.Е, судей
Савинова К.А, Рогожиной Е.В.
при секретаре
Юриной Т.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Финансмаркет", Общества с ограниченной ответственностью "Капитал" к Правительству Удмуртской Республики о признании недействующими пунктов Перечней объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, на 2016 год, на 2017 год, на 2018 год, на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год, на 2022 год, на 2023 год, по апелляционной жалобе Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 04 июля 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, объяснения представителя административных истцов ООО "Капитал", ООО "Финансмаркет" "данные изъяты", представителя Правительства Удмуртской Республики, Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики "данные изъяты", заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - "данные изъяты" судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 565 от 29 декабря 2014 года утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год (далее Перечень на 2015 год).
В пункт 403 Перечня на 2015 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2015 год, было включено нежилое здание с кадастровым номером "Номер" расположенное по адресу: "Адрес"
Указанное постановление Правительства Удмуртской Республики опубликовано в соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики "О Правительстве Удмуртской Республики" на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) 30 декабря 2014 года и 4 января 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru).
В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики N 565 от 29 декабря 2014 года неоднократно вносились изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемого пункта 403.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 586 от 29 декабря 2015 года утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016год (далее Перечень на 2016 год).
В пункт 1408 Перечня на 2016 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2016 год, было включено вышеуказанное нежилое здание.
Указанное постановление Правительства Удмуртской Республики опубликовано в соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики "О Правительстве Удмуртской Республики" на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) 29 декабря 2015 года и 4 января 2016 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru)
В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики N 586 от 29 декабря 2015 года неоднократно вносились изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемого пункта 1408.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 546 от 26 декабря 2016 года утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее Перечень на 2017 год).
В пункт 1039 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2017 год, было включено вышеуказанное нежилое здание.
Указанное постановление Правительства Удмуртской Республики опубликовано в соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики "О Правительстве Удмуртской Республики" на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) 28 декабря 2016 года.
В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики N 546 от 26 декабря 2016 года неоднократно вносились изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемого пункта 1039.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 502 от 29 ноября 2017 года утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее Перечень на 2018 год).
В пункт 1161 Перечня на 2018 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2018 год, было включено вышеуказанное нежилое здание.
Указанное постановление Правительства Удмуртской Республики в соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики "О Правительстве Удмуртской Республики" опубликовано 30 ноября 2017 года на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) и 4 декабря 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru).
В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики N 502 от 29 ноября 2017 года вносились изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемого пункта 1161.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 507 от 29 ноября 2018 года утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее Перечень на 2019 год).
В пункт 959 Перечня на 2019 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2019 год, было включено вышеуказанное нежилое здание.
Указанное постановление Правительства Удмуртской Республики соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики "О Правительстве Удмуртской Республики" опубликовано 29 ноября 2018 года на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) и 3 декабря 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru).
В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики N 507 от 29 ноября 2018 года вносились изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемого пункта 959.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 522 от 12 ноября 2019 года утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее Перечень на 2020 год).
В пункт 4971 Перечня на 2020 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2020 год, было включено вышеуказанное нежилое здание.
Указанное постановление Правительства Удмуртской Республики в соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики "О Правительстве Удмуртской Республики" опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики.
В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики N 522 от 12 ноября 2019 года вносились изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемого пункта 4971.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 528 от 30 октября 2020 года утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее Перечень на 2021 год).
В пункт 10802 Перечня на 2021 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2021 год, было включено вышеуказанное нежилое здание.
Указанное постановление Правительства Удмуртской Республики опубликовано в соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики "О Правительстве Удмуртской Республики" на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) 6 ноября 2020 года и 7 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики N 528 от 30 октября 2020 года неоднократно вносились изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемого пункта 10802.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 615 от 09 ноября 2021 года утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее Перечень на 2022 год).
В пункт 12162 Перечня на 2022 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2022 год, было включено вышеуказанное нежилое здание.
Указанное постановление Правительства Удмуртской Республики опубликовано в соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики "О Правительстве Удмуртской Республики" на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) 11 ноября 2021 года и 13 ноября 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики N 615 от 9 ноября 2021 года неоднократно вносились изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемого пункта 12162.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 555 от 17 октября 2022 года утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее Перечень на 2023 год).
В пункт 12070 Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2023 год, было включено вышеуказанное нежилое здание.
Указанное постановление Правительства Удмуртской Республики N 555 от 17 октября 2022 года опубликовано в соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики "О Правительстве Удмуртской Республики" на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) 7 октября 2022 года и 20 октября 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики N555 от 17 октября 2022 года неоднократно вносились изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемого пункта 12070.
Общество с ограниченной ответственностью "Финансмаркет", Общество с ограниченной ответственностью "Капитал" (далее - ООО "Финансмаркет" и ООО "Капитал") обратились в Верховный суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, которым просят признать недействующими:
- пункт 403 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2014 года N 565 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год" (далее - Перечень на 2015 год);
- пункт 1408 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года N 586 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" (далее - Перечень на 2016 год);
- пункт 1039 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26 декабря 2016 года N 546 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" (далее - Перечень на 2017 год);
-пункт 1161 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2017 года N 502 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год" (далее - Перечень на 2018 год);
-пункт 959 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года N 507 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" (далее - Перечень на 2019 год);
-пункт 4971 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года N 522 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" (далее - Перечень на 2020 год);
-пункт 10802 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года N 528 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" (далее - Перечень на 2021 год);
- пункт 12162 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года N 615 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год" (далее - Перечень на 2022 год);
- пункт 12070 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17 октября 2022 года N 555 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год" (далее - Перечень на 2023 год).
В обоснование требований указано, что ООО "Финансмаркет" и ООО "Капитал" принадлежит на праве собственности нежилое здание площадью 4 551, 6 кв.м, с кадастровым номером "Номер", расположенное по адресу: "Адрес" что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости об объекте. Считают, что включение в Перечень на 2015 год, на 2016 год, на 2017 год, на 2018 год, на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год, на 2022 год, на 2023 год спорного объекта недвижимости противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона Удмуртской Республики "О налоге на имущество организаций и Удмуртской Республике", ввиду того, что отсутствовали доказательства, позволявшие отнести спорный объект недвижимости к административно-деловым центрам, торговым центрам либо к нежилым помещениям, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов общественного питания и бытового обслуживания либо их фактического использования в названных целях. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено исследуемое здание, также однозначно не предполагает размещение на нем объектов недвижимости, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Административный истец полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты нарушают его права, так как незаконно возлагают на него обязанность уплачивать имущественный налог в порядке статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть в повышенном размере.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 4 июля 2023 года постановлено: административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Финансмаркет", Общества с ограниченной ответственностью "Капитал" к Правительству Удмуртской Республики о признании недействующими пунктов Перечней объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, на 2016 год, на 2017 год, на 2018 год, на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год, на 2022 года, на 2023 год удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия:
- пункт 403 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2014 года N 565 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год";
- пункт 1408 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года N 586 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год";
- пункт 1039 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26 декабря 2016 года N 546 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год";
-пункт 1161 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2017 года N 502 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год";
-пункт 959 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года N 507 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год";
-пункт 4971 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года N 522 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год";
-пункт 10802 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года N 528 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год";
- пункт 12162 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года N 615 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год";
- пункт 12070 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17 октября 2022 года N 555 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год".
Обязать Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Правительства Удмуртской Республики в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Финансмаркет" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 20 655 рублей.
Взыскать с Правительства Удмуртской Республики в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Капитал" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 19 845 рублей.
В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней Правительство Удмуртской Республики и Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики просят решение суда отменить. В обосновании доводов жалобы указано, что спорный объект недвижимости соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе административные истцы, участвующий в деле прокурор представили отзыв, возражения, в которых просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Правительства Удмуртской Республики, Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики "данные изъяты" в суде апелляционной инстанции (с использованием системы видео-конференцсвязи) доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Финансмаркет", Общества с ограниченной ответственностью "Капитал" "данные изъяты" в суде апелляционной инстанции (с использованием системы видео-конференцсвязи) доводы апелляционной жалобы отклонил, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней, возражений и отзыва на нее, заслушав явившихся лиц, заключение прокурора судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).
Объектами налогообложения для российских организаций, согласно п.1 ст. 374 НК РФ, признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Законом о налоге на имущество организаций (в редакции Закона Удмуртской Республики от 20 ноября 2014 года N 65-РЗ) с 1 января 2015 года на территории Удмуртской Республики введен налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества (статья 1.1).
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики (ст. 13 Закона УР "О Правительстве Удмуртской Республики").
Согласно п. 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
В пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в ст. 378.2 НК РФ таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), зданий, предназначенных для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, статьей 1.1. Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (за исключением административно-деловых центров и (или) помещений, находящихся в оперативном управлении государственных органов Удмуртской Республики, государственных учреждений Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и созданных ими муниципальных учреждений);
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома, квартиры, комнаты, жилые помещения.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, утверждаемый Правительством Удмуртской Республики.
По смыслу приведенных выше предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое нежилое отдельно стоящее здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, спорное здание ни одному из перечисленных выше условий не соответствует.
Как следует из материалов дела, ООО "Финансмаркет" и ООО "Капитал" принадлежит на праве собственности нежилое здание площадью 4 551, 6 кв.м. с кадастровым номером "Номер", назначение: нежилое, наименование: административно-офисный центр, расположенное по адресу: "Адрес" что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 1 марта 2023 года.
По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером "Номер". Указанный земельный участок имеет виды разрешенного использования с 15 февраля 2013 года "Эксплуатация и обслуживание административно-офисного центра"; с 23 ноября 2022 года "Деловое управление (код 4.1)".
Суд первой инстанции, установив расположение указанного нежилого здания на земельном участке с кадастровым номером "Номер" с видом разрешенного использования "Эксплуатация и обслуживание административно-офисного центра" сделал верное заключение, что вид разрешенного использования земельного участка безусловно не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно техническому паспорту и экспликации к нему по состоянию на 10 июня 2008 года объект недвижимости, расположенный по адресу: "Адрес" состоит из помещений, имеющих следующие наименования: "лестничная клетка", "обеденный зал" (пом.2 площадью 29, 4 кв.м. и пом.5 площадью 28, 1 кв.м. на цокольном этаже), "кухня" (пом.3 площадью 24, 4 кв.м.), "подсобное", "кладовая", "санузел", "архив", "кабинет", "шкаф", "комната персонала", "коридор", "электрощитовая", "АТС", "приемная", "комната охраны", "комната отдыха", "розничный отдел" (пом.15 площадью 53, 4 кв.м. на 1 этаже), "зал переговоров" (пом.16 площадью 22, 5 кв.м. на 1 этаже, пом.12 площадью 22, 0 кв.м. на 2 этаже, пом.28 площадью 16, 2 кв.м. на 2 этаже), "холл", "вестибюль", "тепловой узел", "серверная", "шкафы", "венткамера".
Площадь помещений, наименование которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, составляет 196 кв.м. (29, 4+28, 1+24, 4+53, 4+22, 5+22+16, 2=196), что составляет 4, 3 % от общей площади спорного нежилого здания.
Является верным суждение суда первой инстанции о том, что назначение помещения "кабинет" нельзя расценить как предусматривающее размещение офиса для целей статьи 378.2 НК РФ, поскольку термин "кабинет" не является тождественным термину "офис".
В данном случае из имеющихся в технических документациях сведений не следует, что не менее 20 процентов общей площади спорного здания предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости спорный объект недвижимости в оспариваемые Перечни включению также не подлежит.
В материалах дела имеются договор аренды "Номер" от 5 апреля 2010 года сроком действия с учетом дополнительных соглашений к договору по 1 мая 2024 года, заключенный между ООО "Финансмаркет", ООО "Капитал" (Арендодатель) с "данные изъяты" (Арендатор), согласно которому арендодатель передает в аренду арендатору нежилые помещения (NN24-36, 59-62, 64, расположенные на Этаже "2" согласно кадастрового паспорта здания), расположенные в спорном здании, общей площадью 323, 2 кв.м. для размещения в качестве офисных площадей, что составляет 7, 1 % от общей площади здания.
Иные имеющиеся в деле договора аренды однозначно не подтверждают использование арендуемых помещений в предусмотренных статьей 378.2 НК РФ целях.
Таким образом, суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, обоснованно пришел к выводу, что согласно представленным в материалы административного дела договорам аренды и дополнительных соглашений к ним ни в один из оспариваемых периодов площадь сдаваемых административными истцами в аренду помещений для размещения офисов не превышала 20 % от общей площади здания.
Довод административного ответчика о том, что словосочетание "административный-офисный центр" прямо предусматривает размещение в здании офиса, что является достаточным основанием для включения здания в оспариваемые Перечни отклоняется судом апелляционной инстанции в виду следующего.
Как видно юридико-техническая конструкция "административный-офисный центр" допускает, что здание предназначено и для административных целей и для офисных нужд. Данное словосочетание свидетельствует лишь о том, что здание выполняет как административные так и офисные функции.
Таким образом, словосочетание "административный-офисный центр" имеет смешанный характер и не позволяет однозначно отнести спорное здание к объектам предусмотренным статьей 378.2 НК РФ.
Такой же позиции придерживается Верховный Суд Российской Федерации в кассационном определении N 5-КАД22-40-К2 от 7 сентября 2022 года.
Вид разрешенного использования "деловое управление (4.1), присвоенный земельному участку после вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540, однозначно не предполагает отнесение данного объекта к административно-деловому центру, что не отвечает требованиям правовой определенности.
Такой же позиции придерживается Верховный Суд Российской Федерации в кассационном определении N 5-КАД22-39-К2 от 14 декабря 2022 года.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В связи с этим в данном случае имеется неопределенность относительно возможности применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при включении в оспариваемые перечни принадлежащего административным истцам нежилого здания.
Мероприятий по определению фактического использования спорного объекта недвижимости в целях установления фактического использования на момент формирования и утверждения Перечней, до начала налоговых периодов (п. 7 ст. 378.2 НК РФ), Правительством Удмуртской Республики не проводилось.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания критериям, установленным Налоговым кодексам Российской Федерации и необходимым для включения названного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни не представлено. Не содержится ссылки на такие доказательства и в апелляционной жалобе и дополнениях к ней.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку оспариваемые положения противоречат федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, оспариваемые пункты в части включения спорного объекта недвижимости подлежат признанию не действующими.
Определяя момент, с которого оспариваемые Перечни должны быть признаны недействующим, применив положения статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемые пункты Перечней не действующими с момента принятия нормативного правового акта.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца, с чем согласилась судебная коллегия, судом в силу ч.1 ст. 111 КАС РФ обоснованно с административного ответчика взысканы понесенные административными истцами судебные расходы по уплате государственной пошлины.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 4 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара), через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное апелляционное определение составлено 17 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.