Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С.
судей Батялова В.А, Красновой Н.П.
при секретаре Шаманиной Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фаухутдиновой Ф.А. к Правительству Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующими нормативных правовых актов в части, по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 июля 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N 1732 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее по тексту - Перечень на 2018 год).
Приказ N 1732 опубликован 28 декабря 2017 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 636 от 24 декабря 2018 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2019 году определяется как их кадастровая стоимость (далее по тексту - Перечень на 2019 год).
26 декабря 2018 года Перечень опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2020 году база определяется как их кадастровая стоимость (далее по тексту - Перечень на 2020 год).
24 декабря 2019 года Перечень опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru/.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907 определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее по тексту - Перечень на 2021 год).
Приказ N 1907 опубликован 15 декабря 2020 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru/.
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603 определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее по тексту - Перечень на 2022 год).
Приказ опубликован 15 декабря 2021 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru/.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N3473 утверждён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
Приказ опубликован 13 декабря 2022 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru.
В пункт 710 Перечня на 2018 год, пункт 708 Перечня на 2019 год, пункт 6124 Перечня на 2020 год, пункт 2978 Перечня на 2021 год, пункт 2343 Перечня на 2022 год, пункт 451 Перечня на 2023 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Фаухутдинова Ф.А, являясь собственником указанного здания, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 710 Перечня на 2018 год, пункта 708 Перечня на 2019 год, пункта 6124 Перечня на 2020 год, пункта 2978 Перечня на 2021 год, пункта 2343 Перечня на 2022 год, пункта 451 Перечня на 2023 год, полагая, что данное здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют критериям, предъявляемым статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, оспариваемые пункты Перечней противоречат действующему законодательству и нарушают ее права, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 июля 2023 года административное исковое заявление Фаухутдиновой Файрузы Абузаровны удовлетворено.
Признаны недействующими: пункт 710 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N 1732, со дня его принятия; пункт 708 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636, со дня его принятия; пункт 6124 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810, со дня его принятия; пункт 2978 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907, со дня его принятия; пункт 2343 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603, со дня его принятия; пункт 451 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473, со дня его принятия.
Не согласившись с решением суда Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять новый акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления, поскольку считает, что при его вынесении были нарушены нормы материального права. Считает, что включение спорного объекта в Перечени является законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон о налоге на имущество организаций), постановления Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", сделал верный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Исходя из статьи 3, подпункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу статьи 400 НК РФ, физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к объектам налогообложения относит расположенное в пределах муниципального образования наряду с другими объектами недвижимости иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6 пункта 1).
Статьей 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения, а также возложена обязанность на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (абзац третий пункта 1).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В силу положений пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) при условии если:
- оно расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);
- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки;
- фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки не менее 20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 НК РФ, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Между тем, как правильно установилсуд первой инстанции, спорное здание ни одному из перечисленных выше критериев не соответствует.
Судом первой инстанции было установлено, а также материалами дела подтверждается, что спорный объект недвижимого имущества - здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", включено в пункт 710 Перечня на 2018 год, пункт 708 Перечня на 2019 год, пункт 6124 Перечня на 2020 год, пункт 2978 Перечня на 2021 год, пункт 2343 Перечня на 2022 год, пункт 451 Перечня на 2023 год.
Фаухутдинова Ф.А. является собственником данного здания, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.7-8).
Согласно выпискам из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах объект недвижимости - здание с кадастровым номером N имеет назначение "нежилое", наименование "здание", площадь "данные изъяты" кв.м, расположен на земельном участке с кадастровым номером N из категории земель: "данные изъяты" с видом разрешенного использования " "данные изъяты""(л.д.7-8, 9-10).
Из ответа филиала ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан от 11 июля 2023 года следует, что по состоянию на 27 декабря 2017 года, 24 декабря 2018 года, 24 декабря 2019 года, 15 декабря 2020 года, 15 декабря 2021 года, 13 декабря 2022 года у здания с кадастровым номером N с характеристиками: назначение - нежилое, наименование - здание, площадь "данные изъяты" кв.м, связь с какими-либо помещениями отсутствует, установлена связь здания с земельным участком с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м с видом разрешенного использования "для обслуживания и эксплуатации центральной ремонтной мастерской, торгового зала и склада сельхоззапчастей", установленным с 27 ноября 2012 года (л.д.61).
На земельный участок с кадастровым номером N, зарегистрировано право аренды, сроком действия с 07.05.2007 года до 07.05.2056 года.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П, согласно которой подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно исходя из вида разрешенного использования земельного участка. Данная правовая позиция изложена относительно прав лиц, являющихся арендаторами земельных участков, имеющих вид разрешенного использования, предусматривающего размещение на нем объекта, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, учитывая, что арендатор в силу закона не обладает полномочиями независимо от установленного градостроительного зонирования инициировать изменение разрешенного вида использования земельного участка, на котором расположено принадлежащее такому лицу недвижимое имущество.
Анализируя указанный вид разрешенного использования земельного участка, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что он, не являясь безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ, прямо не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Наименование здания "нежилое здание" федеральным налоговым законодательством для определения объекта в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации также не предусмотрено, правовое значение для признания объекта недвижимости административно-деловым или торговым центром имеет исключительно назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании.
Из технического паспорта на нежилое строение по адресу "адрес", по состоянию на 19 октября 2011 года следует, что спорное здание состоит из литеры А (наименование - Здание ЦРМ, фактическое использование - по назначению) и литеры а (наименование - тамбур, фактическое использование - по назначению) общей площадью "данные изъяты" кв.м.
Согласно экспликации к техническому паспорту назначение помещений, расположенных в здании следующее: тамбур, коридор, диспетчерская, касса (5, 8 кв.м), топочная, бытовая, комната для приема пищи, умывальная, туалет, раздевалка, мастерская, обкаточная, ремонтный цех, торговый зал (67, 3 кв.м), склад запчастей, лестничная клетка, моторный цех, токарный цех, офис (272, 4 кв.м), архив.
Площадь помещений - кассы, торгового зала, офиса (5, 8 кв.м + 67, 3 кв.м + 272, 4 кв.м), подпадающих под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет менее 20% от общей площади здания площадью "данные изъяты" кв.м (19, 83%).
Таким образом, документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что спорное здание имеет помещения общей площадью не менее 20 процентов от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ.
Административным ответчиком представлены акты обследования фактического использования здания с кадастровым номером N по состоянию на 30 июля 2020 года N N, 17 июня 2021 года и 29 августа 2022 года.
Акты обследования на даты утверждения Перечней за 2017, 2018, 2019 годы Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не представлены.
Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание, и критически отнеся к представленным актам обследования, поскольку они не подтверждает факт использования в спорый период указанного здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов.
Судом сделан верный вывод, что представленные актаы не соответствуют требованиям нормативных актов и не содержат сведений об общей сумме полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов), площадь помещений общего пользования.
В акте отсутствуют также номера помещений с учетом сведений в техническом паспорте для подсчета площади, не содержится сведений о размере площади помещений и процентном значении показателя, используемых для оказания бытовых услуг физическим лицам, размещения объектов торговли, офисов, общественного питания, а также иная информация, подтверждающая размещение в спорном здании объектов в установленных названной статьей целях.
При таких данных, акты фактического обследования не могут быть приняты в качестве доказательства достоверно подтверждающего фактическое использование спорного здания для размещения объектов общественного питания в размере не менее 20 % от общей площади здания.
Кроме того, пунктами 1 и 3 части 1 статьи 2.1 Закона о налоге на имущество организаций к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
- отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечни подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание соответствующей площади, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Судом первой инстанции было установлено, а также материалами дела подтверждается, что Фаухутдинова Ф.А. является собственником отдельно стоящего здания с кадастровым номером N назначение "нежилое", наименование "здание", площадью "данные изъяты" кв.м, что не соответствует критериям Закона Республики Башкортостан по площади.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Вопреки указанным требованиям административным ответчиком Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие здания критериям, установленным НК РФ и необходимым для его включения в Перечень на 2021 год, не представлено. Не содержится ссылки на такие доказательства и в апелляционной жалобе.
Доводы, указанные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
При таком положении суд первой инстанции законно признал недействующими с момента принятия пункты Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018-2023 год налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлениями Правительства Республики Башкортостан.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.