Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ходус Ю.А, судей Мироновой Н.В, Буруновой С.В, при секретаре судебного заседания Николаенкове Д.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи, административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промстройсервис" к Правительству Пермского края об оспаривании в части постановлений Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N-п, от ДД.ММ.ГГГГ N-п, от ДД.ММ.ГГГГ N-п, от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе ООО "Промстройсервис" на решение Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, объяснения представителя административного истца ООО "Промстройсервис" - Трутнева В.Ю, представителя Правительства Пермского края и Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края - ФИО8, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованном ДД.ММ.ГГГГ в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", за N, том 2, а также размещен ДД.ММ.ГГГГ на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, определен на 2020 года Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 года).
Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованном ДД.ММ.ГГГГ в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N том 1, а также размещенном ДД.ММ.ГГГГ на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, определен на 2021 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованном ДД.ММ.ГГГГ в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N том 1, а также размещенном ДД.ММ.ГГГГ на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, определен на 2022 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2023 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", размещенном ДД.ММ.ГГГГ на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, определен на 2023 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
В пункт 7324 таблицы N приложения к Постановлению N-п, пункт 345 таблицы N приложения к Постановлению N-п, пункт 190 таблицы N приложения к Постановлению N-п, пункт 8366 таблицы N приложения к Постановлению N-п включен объект недвижимости с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес".
ООО "Промстройсервис", обратилось в "адрес"вой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 7324 Перечня на 2020 год, пункта 345 Перечня на 2021 год, пункта 190 Перечня на 2022 год, пункта 8366 Перечня на 2023 год, в части включения в них объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
По мнению административного истца, указанный объект недвижимости не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость. Его включение в Перечни на 2020, 2021, 2022, 2023 года противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы административного истца, так как незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате им налога на имущество организации в большем размере.
Решением Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Промстройсервис" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Промстройсервис" просило решение Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части отказа административному истцу в удовлетворении требований о признании недействующими в части Перечни на 2021-2023 годы, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в указанной части.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ООО "Промстройсервис" указало, что спорный объект недвижимости включен в оспариваемые Перечни на основании единственного акта обследования, составленного ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец считает, что указанный акт обследования не может служить допустимым и относимым доказательством, свидетельствующим о фактическом использовании спорного здания, так как в силу пункта 3.15 постановления Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N-п он мог быть применен только в качестве доказательства фактического использования спорного здания на очередной календарный год, этот акт не подтверждает фактическое использование здания на период утверждения Перечней на 2021-2023 годы.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе Прокуратурой Пермского края представлены возражения о их необоснованности и законности судебного решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ООО "Промстройсервис" - Трутнев В.Ю, участвующий в судебном заседании посредством применения видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части отказа административному истцу в удовлетворении требований о признании недействующими со дня принятия пункта 345 таблицы 1 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, пункта 190 таблицы 1 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2022 год, пункта 8366 таблицы 1 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2023 год; просил принять в этой части новое решение об удовлетворении требований административного истца.
Представитель Правительства Пермского края и Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края - ФИО8, участвующая в судебном заседании суда апелляционной инстанции с использованием видеоконференц-связи, доводы возражений поддержала, полагала - доводы апелляционной жалобы необходимо отклонить, решение Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменения.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца ООО "Промстройсервис" - Трутнева В.Ю, представителя Правительства Пермского края и Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края - ФИО8, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 310 части 2 пунктов 1-4 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судом первой инстанции при рассмотрении данного административного дела.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Исходя из статьи 3, подпункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 372 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Статьей 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2).
На территории Пермского края в соответствии со статьями 2, 8 Закона о налоге на имущество организаций с ДД.ММ.ГГГГ введен налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии со статьями 1 и 2 Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N-ПК "Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с ДД.ММ.ГГГГ на территории Пермского края введен налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено: 1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N-ПК "Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такой датой признано ДД.ММ.ГГГГ (статьи 1 и 2).
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Пермского края определены статьей 2 Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской "адрес" "О налогообложении в Пермском крае" (далее Закон Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N-ПК). Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 части 1 данной статьи, определяется Правительством Пермского края.
Пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N-ПК (в редакции Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N-ПК) установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 300 кв. м и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Постановлением Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", определен на 2020 года Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", определен на 2021 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", определен на 2022 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2023 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", определен на 2023 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", положения статей 372, 378.2, 399 и 402 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 16 Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края", Постановление Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края, сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
Здание с кадастровым номером N, принадлежащее по праву собственности административному истцу включено в пункт 7324 таблицы N приложения к Постановлению N-п, пункт 345 таблицы N приложения к Постановлению N-п, пункт 190 таблицы N приложения к Постановлению N-п, пункт 8366 таблицы N приложения к Постановлению N-п.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, объект недвижимого имущества с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес", общей площадью 3480 кв.м, что соответствует требованию пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N-ПК к площади административно-делового и торгового центра.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, здание с кадастровым номером N имеет назначение: "нежилое здание", наименование: "здание клуба" (л.д. 10- 15 т. 1).
По сведениям, полученным из Филиала ППК "Роскадастр" по Пермскому краю" N от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на дату оспариваемых нормативных правовых актов вышеуказанный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке, с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "под здание клуба", категория земель: "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования: "под здание клуба", по классификатору Росреестра "для объектов общественно-делового значения" (л.д. 36 т. 2).
Таким образом, здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого, безусловно, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, объектов бытового обслуживания населения.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные документы, связанные с видом разрешенного использования земельного участка, пришел к верному выводу, что здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого, безусловно, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; иных документов, подтверждающих иной вид разрешенного использования данного земельного участка в период включения указанного здания в оспариваемые Перечни, в материалах административного дела не содержится, таким образом, вид разрешенного использования земельного участка не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для включения в Перечни объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо, чтобы в объектах, являющихся административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) или отдельно стоящими нежилыми зданиями, назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, предусматривало размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или фактически использовались не менее 20 процентов их общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно техническому паспорту указанного нежилого здания с экспликацией к поэтажному плану здания, составленному Пермским филиалом МП "Бюро технической инвентаризации "адрес"", инвентарный N (совпадает с номером в выписке из Единого государственного реестра недвижимости N от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 10-15 т. 1) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ спорное здание имеет площадь 3048, 3 кв.м, назначение "нежилое здание", наименование "клуб", состоит из двух этажей, включающих помещения с назначением:
Подвал: бойлер, подсобное (2), щитовая, подвальное, вентиляционная камера, коридор (2), мастерская;
1 этаж: зал, кладовая (3), тамбур (3), лестничная клетка (2), комната отдыха, сауна (7, 5 кв.м.), бассейн, агрегатная, туалет (9), душевая (2), коридор (10), раздевалка, тренерская, умывальник (3), подсобное (3), спортивный зал, кабинет (13), помещение вахтера, кладовая, щитовая;
2 этаж: щитовая, перемоточная, коридор (12), киноаппаратная (2), туалет (3), кабинет (22), подсобное (3), кладовая, класс, лестничная клетка (2), основное (4) (л.д. 207-212 т. 1).
Наименование помещений "кабинет", не является тождественным понятию "офис" и не свидетельствует о назначении и фактическом использовании таких помещений в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером N, вышеуказанный технический паспорт применялся в качестве документа технического учета до ДД.ММ.ГГГГ, когда представителем собственника для регистрации предоставлена декларация об объекте недвижимости на актуальную площадь здания 3480 кв.м с предоставлением актуальных поэтажных технических планов и экспликацией к поэтажным планам (л.д. 213-218 том 1).
В соответствии с экспликацией поэтажного плана здания (строения), расположенного по адресу: "адрес", спорное двухэтажное здание имеет площадь 3480 кв.м.
В техническом заключении на "двухэтажное здание площадью 3058, 7 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"" о возможности внесения изменений в помещения здания без получения разрешения на строительство, приложенном к экспликации указано, что увеличение площади здания произошло за счет появления антресоли; данный объем работ не требует получения разрешения на строительство, так как не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, в связи с чем дальнейшая эксплуатация обследуемого здания считается возможной и не нарушает права и условия существования третьих лиц (л.д. 221 т. 1).
Произведенная частичная перепланировка помещений не зарегистрирована и не находит отражения в технической документации, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости (кадастровом деле).
Согласно представленной экспликации в здании располагаются помещения следующего назначения:
Подвал: бойлер, подсобное помещение (2), щитовая, подвальное помещение, вентиляционная камера, коридор (2), мастерская;
1 этаж: зал (2), тамбур(4), лестничная клетка (3), комната отдыха, сауна (7, 5 кв.м), парикмахерский зал (25, 7 кв.м.), агрегатная, туалет (9), душевая (2), коридор (11), помещение вахтера (2), раздевалка, тренерская, умывальник (2), подсобное помещение (2), спортивный зал, помещение, щитовая, кабинет (8);
2 этаж: помещение, туалет (3), коридор (8), кабинет (23), кладовая, подсобное помещение (5), тамбур, лестничная клетка (2), основное помещение (4).
При этом, наименование помещений "кабинет", не является тождественным понятию "офис" и не свидетельствует о назначении и фактическом использовании таких помещений в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет отнести здание к административно-деловым и торговым центрам.
Площадь помещения "парикмахерский зал" - 25.7 кв. м, не превышает 20 % от общей площади здания.
В материалах дела так же представлен технический паспорт на нежилое здание (строение), расположенное по адресу: "адрес", с инвентарным номером 1346 (совпадает с номером в выписке из Единого государственного реестра недвижимости N от ДД.ММ.ГГГГ), составленный МП "Бюро технической инвентаризации "адрес"" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно экспликации к поэтажному плану, здание имеет два этажа и подвал, в нем располагаются помещения, имеющие следующее назначение:
Подвал: бойлер, подсобное помещение (2), щитовая, подвальное помещение, вентиляционная камера, коридор (2), мастерская;
1 этаж: торговый зал (510, 7 кв.м), зал (3), тамбур (4), лестничная клетка (3), комната отдыха, сауна, агрегатная, туалет (9), душевая (2), коридор (10), помещение вахтера, раздевалка, тренерская, умывальник (2), подсобное помещение (2), спортивный зал, помещение, кабинет (10);
2 этаж: помещение, туалет (4), коридор (9), кабинет (29), кладовая, подсобное помещение (5), лестничная клетка (2), основное помещение (4).
Площадь помещения "торговый зал" - 510, 7 кв. м, не превышает 20 % от общей площади здания.
В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" с ДД.ММ.ГГГГ для целей осуществления государственного кадастрового учёта объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством, и в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, документы технического учета, а именно - технические паспорта, составленные на дату после ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", не являются документами осуществления государственного кадастрового учёта объектов недвижимости, а, соответственно, сведения технического паспорта, составленного после ДД.ММ.ГГГГ, не могут свидетельствовать о соответствии объекта недвижимости признакам статьи 378.2 НК РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ на здание с кадастровым номером N, не мог быть принят судом во внимание как документ технического учета (инвентаризации).
Исследовав и оценив техническую документацию на спорное здание, экспликации к поэтажному плану здания, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии в нем помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания, назначение, разрешенное использование и наименование которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральный законодатель, устанавливая с ДД.ММ.ГГГГ особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношения в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, указал, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений устанавливается в соответствии с принятым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, при принятии решения о включении в Перечень объекта по его фактическому использованию как административно-делового центра, помещения в котором фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или торговым центром (комплексом), помещения в котором используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания должен иметься акт обследования фактического использования объекта недвижимости, проведенного в отношении спорного нежилого здания до издания нормативного правового акта в строгом соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий, при условии, что содержание Акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, и (или) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади здания.
Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N-п (далее - Порядок N-п) утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Судебной коллегией установлено, что ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт обследования по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения с кадастровым номером 59:01:1713036:399 по адресу: "адрес", для целей налогообложения (далее акт от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с данными изложенными в акте от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что здание с кадастровым номером 59:01:1713036:399 общей площадью 3 480 кв.м является нежилым и имеет назначение "здание".
В ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования здания установлено, - общая площадь нежилых помещений подвала составляет 159, 6 кв.м и используется под размещение технических помещений.
"адрес" нежилых помещений 1 этажа составляет 1787, 2 кв.м, из них:
- 546, 2 кв.м используются под размещение магазина "Пятерочка" (пом. 1, 49 технического паспорта), - 66, 1 кв.м используются под размещение магазина "Сток" (пом. 42, 43 технического паспорта), - 88, 7 кв.м используются под размещение офисов различных коммерческих организаций (пом. 26, 38, 50, 51, 52 технического паспорта), - 22, 4 кв.м используются под размещение массажного кабинета (пом. 46, 48 технического паспорта), - 244, 8 кв.м используются под размещение студии танцев (пом. 2, 3, 3-1, 4 технического паспорта), - 63, 6 кв.м используются под размещение школы танцев (пом. 39, 40, 41 технического паспорта), - 31, 1 кв.м используются под размещение спортивной комнаты (пом. 37 технического паспорта), - 332, 5 кв.м используются под размещение спортивного зала (пом. 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 24, 34 технического паспорта), - 73, 6 кв.м используются под размещение детского бассейна "Золотая рыбка" (пом. 5-12 технического паспорта), - 65, 7 кв.м используются под размещение склада ООО "Окна-Строитель" (пом. 56 технического паспорта), - 252, 5 кв.м являются вспомогательными помещениями.
"адрес" нежилых помещений 2 этажа составляет 1504, 9 кв.м, из них:
- 78, 7 кв.м используются под размещение детского бассейна "Золотая рыбка" (пом. 41-45 технического паспорта), - 508, 1 кв.м используются под размещение офиса Научно-проектного центра "Прикладная химия" (пом. 1-6 технического паспорта), - 154, 9 кв.м используются под размещение офисов различных коммерческих организаций (пом. 22, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 46 технического паспорта), - 18, 3 кв.м используются под размещение студии красоты (пом. 54 технического паспорта), - 115, 5 кв.м используются под размещение детского Центра "Легодом" (пом. 17, 18, 21, 50 технического паспорта), - 86, 6 кв.м используются под размещение школы английского языка (пом. 12, 12-1, 12-2, 19, 24 технического паспорта), - 35, 1 кв.м используются под размещение арт студии (пом. 16 технического паспорта), - 26, 0 кв.м, используются под размещение репетиторского центра "Пифагор" (пом. 13 технического паспорта), - 30, 1 кв.м используются под складские помещения (пом. 33, 34, 36 технического паспорта), - 111, 3 кв.м не используются, - 340, 3 кв.м являются вспомогательными.
"адрес" помещений, используемая под размещение офисных объектов составляет 885, 9 кв.м, торговых объектов - 721, 6 кв.м, объектов бытового обслуживания - 140, 7 кв.м, с учетом площади мест общего пользования, пропорционально рассчитанной и относящейся к таким помещениям.
Таким образом, общая площадь нежилых помещений, используемых под размещение торговых, офисных объектов, объектов бытового обслуживания составляет 1748, 2 кв.м, что составляет 50, 2 % от общей площади здания.
В ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования сотрудниками Комиссии была осуществлена фотосъемка, фиксирующая фактическое использование спорного здания. Приложенные к акту фотографии позволяют отнести отдельные помещения к офисным, то есть "стационарные рабочие места с оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов" - пункт 1.4.5 Порядка N-п; к торговым объектам, то есть "помещения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров - пункт 1.4.4 Порядка N-п.
На фотографиях отображен информационный стенд "Офисный центр Строитель" с реквизитами размещенных в здании организаций (л.д. 41-71 том 2).
По результатам проведенного обследования, проведенного с доступом комиссии в здание, сделано заключение, в соответствии с которым - свыше 20% площади здания используется под размещение торговых, офисных объектов и объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Сопоставление технических планов и технической документации 2008 года, 2014 года и 2017 года (с произведенной в 2017 году перепланировкой) свидетельствует о том, что акт обследования произведен на основании технического паспорта 2017 года, содержание которого в том числе соответствует фотоматериалам.
Принимая во внимание общую площадь здания зарегистрированную в Едином государственном реестре недвижимости - 3480 кв.м (техническая документация 2014 года) и общую площадь здания - 3451.7 кв.м по технической документации 2017 года, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что более 20% площади здания используется в целях применения ст. 378.2 НК.РФ.
Из объяснений представителя административного истца в суде апелляционной инстанции следует, что административный истец согласен с актом от ДД.ММ.ГГГГ и сведениями, которые в нем изложены, считает, что акт подтверждает фактическое использование спорного здания только по состоянию на дату утверждения Перечня на 2020 год.
Судебной коллегией установлено и подтверждается материалами дела, -площадь здания, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости - 3480 кв.м, что так же соответствует технической документации до ДД.ММ.ГГГГ. С учетом общей площади здания в размере 3451.7 кв.м, согласно технической документации 2017 года, согласующей с актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что 20 процентов помещений от указанных площадей составляет 696 кв.м и 690.34 кв.м соответственно.
С учетом содержания акта обследования объективно подтверждаются обстоятельства использования в здании помещений в качестве "торговых":
- помещение 43 первый этаж (площадь 32.3 кв.м) - в акте обследования отражены торговой деятельности - осуществляется выкладка и демонстрация товаров (л.д. 41, 45-46, 110, 113 том 2);
в качестве "офисных":
- помещений 50 "Окна-Строитель", 51 "Агентство недвижимости", 52 "Ремонт техники" первый этаж (площадь 16.8 кв. м, 12.7 кв.м, 22.5 кв.м соответственно) (л.д. 50-52, 110, 113 том 2) - актом обследования зафиксировано - расположение рабочих мест (столы, стулья), оргтехники, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов. Помимо изложенного, в материалах дела представлен договор аренды на указанные помещения с указанием целевого использования "под офис" (л.д. 87-90 том 2);
- помещение 1 на втором этаже здания ООО "Научно-проектный центр "Прикладная химия" (площадь 492 кв.м.) (л.д. 42, 53-55, 110, 114 том 2). Фотоматериалами подтверждены обстоятельства использования помещения коммерческой организацией в качестве офиса, - расположение рабочих мест (столы, стулья) с оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов; на двери имеется график работы;
- помещение 22 на втором этаже здания "Парма Фон" (площадь 31.4 кв.м) (л.д. 62-63, 110, 114 том 2) фотоматериалы, приложенные к акту обследования, отражают расположение рабочих мест (столы, стулья) с оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов;
- помещение 26 на втором этаже здания "Бухгалтерская компания Квартал" (площадь 17.1 кв.м) (л.д. 65-66, 110, 114 том 2) фотоматериалы так же отражают расположение рабочих мест (столы, стулья) с оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов, расписание приема клиентов.
Площадь названных помещений составляет 1171 кв.м, что соответствует 33, 65% от площади здания с учетом сведений ЕГРН (3480 кв.м) и 33, 93% от площади здания по технической документации 2017 года (3451.7 кв.м).
Учитывая, что на момент включения здания с кадастровым номером 59:01:1713036:399 в Перечень на 2020, 2021, 2022, 2023 годы Правительство Пермского края располагало сведениями, достоверно свидетельствующими о назначении здания в качестве административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также о размещении в нем офисов либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а равно об использовании более 20 процентов их общей площади для этих целей, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности включения спорного объекта недвижимости в Перечень на 2023 год. Таким образом, имеются все доказательства фактического использования нежилого здания для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также под размещение офисов делового, административного и коммерческого назначения более 20% от общей площади здания.
Поскольку содержание технической документации, акт фактического обследования здания, а так же представленные договоры аренды свидетельствует о наличии в спорном здании помещений, площадью более 20 процентов от общей площади здания, используемых в установленных статьей 378.2 НК РФ целях, суд пришел к правильному выводу о правомерности включения спорного объекта в Перечень на 2023 год и об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд первой инстанции применил пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, признал соответствующие пункты Перечней на 2020-2023 годы недействующими со дня их принятия.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при включении спорного здания в оспариваемые пункты Перечней существовала необходимость проведения обследований и составления Актов ежегодно перед утверждением соответствующего Перечня, судебной коллегией отклоняются в силу следующего.
Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N-п (далее - Порядок N-п) утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с п. 3.1. Порядка N-п, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N-п, мероприятие по определению вида фактического использования проводится в соответствии с методикой определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
Согласно п. 3.11. Порядка N-п, при поступлении обращения об исключении (включении) здания (строения, сооружения) и нежилого помещения из перечня (в перечень) объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку собственников зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений или организаций, владеющих такими объектами на праве хозяйственного ведения, уполномоченным органом проводятся мероприятия по определению вида фактического использования в срок не позднее 45 календарных дней со дня поступления обращения.
По результатам проведенных мероприятий по определению вида фактического использования уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня истечения срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, обеспечивает рассмотрение обращения на заседании межведомственной комиссии по рассмотрению обращений и предложений об актуализации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, созданной Правительством Пермского края.
Пунктом 3.16. Порядка N-п установлено, что при определении Перечня Уполномоченный орган учитывает информацию о здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, установленную в отношении таких объектов, по результатам последнего мероприятия по определению вида фактического использования, в том числе в предшествующие календарные годы.
Таким образом, из указанного положения следует, что акт обследования должен быть принят до утверждения соответствующего Перечня и его применение не ограничивается при формирования Перечней в последующие годы после его составления. Кроме того, в соответствии с положениями Порядка N-п предусмотрена возможность инициирования владельцем объекта недвижимости, включенным в Перечень, повторного обследования фактического использования здания в случае изменения вида фактического использования недвижимости.
Ссылка в апелляционной жалобе на судебные акты, принятые по другим административным делам, не может служить основанием для отмены решения суда по настоящему делу, поскольку нормы права применяются судом к определенным обстоятельствам, установленным по делу, решения других судов преюдициального значения при разрешении спора по данному делу не имеют, они приняты по иным фактическим обстоятельствам, а судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Промстройсервис" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции ("адрес") через "адрес"вой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено - ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.