Судья Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинов К.А., ознакомившись с административным делом по административному исковому заявлению акционерного общества "Тандер" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков по частной жалобе акционерного общества "Тандер" на определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 августа 2023 года о возвращении административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тандер" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости:
- земельного участка, площадью 4 884 квадратных метра, с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес", установлении его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости 24 615 360 рублей по состоянию на 1 января 2022 года;
- земельного участка, площадью 1 040 квадратных метров, с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес", установлении его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости 3 057 600 рублей по состоянию на 1 января 2022 года;
- земельного участка, площадью 500 квадратных метров, с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес", установлении его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости 2 930 000 рублей по состоянию на 1 января 2022 года;
- земельного участка, площадью 2 121, 39 квадратного метра, с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес", установлении его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости 10 691 806 рублей по состоянию на 1 января 2022 года;
- земельного участка, площадью 1 447 квадратных метров, с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес", установлении его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости 7 292 880 рублей по состоянию на 1 января 2022 года;
- земельного участка, площадью 1 250 квадратных метров, с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес", установлении его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости 6 300 000 рублей по состоянию на 1 января 2022 года;
- земельного участка, площадью 1 510 квадратных метров, с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес" установлении его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости 7 610 400 рублей по состоянию на 1 января 2022 года;
- земельного участка, площадью 2 524 квадратных метра, с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес", установлении его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости 3 861 720 рублей по состоянию на 1 января 2022 года;
- земельного участка, площадью 14 175 квадратных метров, с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес", установлении его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости 14 175 000 рублей по состоянию на 1 января 2022 года;
- земельного участка, площадью 1 864 квадратных метра, с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес", установлении его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости 2 330 000 рублей по состоянию на 1 января 2022 года.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 13 июля 2023 года административное исковое заявление акционерного общества "Тандер" оставлено без движения для устранения недостатков, указанных в определении в срок до 11 августа 2023 года, а именно:
- представить в суд оригиналы выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости, содержащих сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, или приравненные к оригиналу электронные документы, подписанные усиленной электронной подписью лица, их выдавшего;
- указать, какие права, свободы и законные интересы административного истца в настоящее время затронуты оспариваемыми результатами определения кадастровой стоимости земельных участков, подлежащими применению с 1 января 2024 года
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 21 августа 2023 года административное исковое заявление акционерного общества "Тандер" возвращено административному истцу на основании пункта 7 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
В частной жалобе административный истец просит определение Верховного Суда Республики Татарстан от 21 августа 2023 года отменить полностью и разрешить вопрос по существу, а именно: принять к производству Верховного Суда Республики Татарстан. В обоснование частной жалобы указано, что в настоящее время представителю административного истца не представляется возможным заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) о кадастровой стоимости объектов недвижимости, содержащих сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости спорных земельных участков или приравненные к оригиналу электронные документы, подписанные усиленной электронной подписью лица, их выдавшего в связи с тем, что кадастровая стоимость земельных участков, применяемая с 1 января 2024 года не отражается в сведениях ЕГРН на сегодняшний день. Кроме того, административный истец указывает на то, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, подлежащих применению с 1 января 2024 года затрагивают права, свободы и законные интересы административного истца в силу статей 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), 388 НК РФ, 389 НК РФ, 390 НК РФ, поскольку завышенная кадастровая стоимость напрямую влияет на размер земельного налога и неправомерно возлагает на АО "Тандер" обязанность по уплате земельного налога в завышенном размере.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется единолично судьей апелляционного суда без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, оценив доказательства, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если: не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения.
Возвращая административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что в установленный судьей срок административным истцом не были устранены недостатки административного искового заявления.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции не может согласиться с данными выводами судьи Верховного Суда Республики Татарстан, поскольку они основаны на неправильном применении норм процессуального права.
Обращаясь в суд, административный истец просит определить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер" в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 года, указав что кадастровая стоимость установлена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 2 декабря 2022 года N 3733-р. Данное распоряжение опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 12 декабря 2022 года.
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу по истечении одного месяца после дня его обнародования (официального опубликования).
В силу пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются следующим образом: с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Исход из вышеприведенных норм законодательства, датой начала применения установленной распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 2 декабря 2022 года N 3733-р кадастровой стоимости спорных земельных участков является 1 января 2024 года.
25 июля 2023 года административным истцом во исполнение определения судьи от 13 июля 2023 года было представлено письменное ходатайство о приобщении к материалам дела копии письма Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 11 апреля 2023 года N 1-30/5848, от 20 апреля 2023 года N 1-30/6527. Кроме того, в этом письменном обращении административным истцом указывалось, что в настоящее время представителю административного истца не представляется возможным заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) о кадастровой стоимости объектов недвижимости, содержащих сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости спорных земельных участков или приравненные к оригиналу электронные документы, подписанные усиленной электронной подписью лица, их выдавшего в связи с тем, что кадастровая стоимость земельных участков, применяемая с 1 января 2024 года не отражается в сведениях ЕГРН на сегодняшний день.
Согласно статье 132 КАС РФ подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому административному делу и проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела.
При подготовке административного дела к судебному разбирательству суд, в том числе, вызывает стороны, их представителей и разъясняет им процессуальные права и обязанности, последствия совершения или несовершения сторонами процессуальных действий в установленный процессуальный срок; опрашивает административного истца, административного ответчика, их представителей по существу заявленных требований и возражений; выясняет, поддерживает ли административный истец административное исковое заявление полностью или в части, признает ли административный ответчик административное исковое заявление полностью или в части; рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок; при необходимости оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их; истребует доказательства по своей инициативе, разрешает вопросы о вызове свидетелей, назначении экспертизы, привлечении к участию в судебном процессе специалиста, переводчика; в случаях, не терпящих отлагательства, разрешает вопрос об исследовании и осмотре на месте письменных и вещественных доказательств, а также принимает иные меры, связанные с представлением доказательств (часть 3 статьи 135 КАС РФ).
Реализуя конституционные задачи правосудия, суд обеспечивает доступ к правосудию лиц, обращающихся за защитой нарушенного права с соблюдением необходимых формальностей, установленных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации в отношении административных исковых заявлений.
Вместе с тем, в случае заблуждений административного истца суд вправе по собственной инициативе в ходе подготовки к судебному разбирательству совершить соответствующие процессуальные действия и применить последствия предусмотренные КАС РФ.
Поскольку административным истцом были приняты надлежащие меры по исполнению определения об оставлении без движения, основанием возврата послужили обстоятельства, сводящиеся к необходимости представления доказательств в обоснование своих требований, что в соответствии со статьей 135 КАС РФ относится к задачам подготовки дела к судебному разбирательству и эти задачи реализуются на другой стадии процесса после принятия административного искового заявления к производству суда, у судьи первой инстанции отсутствовали основания для возвращения административного иска заявителю.
Указанные административным истцом обстоятельства, в качестве юридически значимых, подлежат установлению в ходе разрешения административного иска по существу, по указанным обстоятельствам стороны должны дать объяснения, представить доказательства, которым судом будет дана оценка при принятии судебного акта. Кроме того, суд первой инстанции не лишен возможности истребовать необходимые сведения, в порядке предусмотренном КАС РФ.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что положения пункта 1 части 2 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не содержат указание на обязательное предоставление в оригинале выписок о кадастровой стоимости на объекты недвижимости, в отношении которых административным истцом оспаривается кадастровая стоимость, в связи с чем, требования суда в данной части нельзя признать обоснованными.
При таких обстоятельствах, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции приходит к выводу, что возвращение административного искового заявления является необоснованным, в связи с чем, определение о возвращении административного искового заявления подлежит отмене, а материал по данному административному исковому заявлению подлежит направлению в Верховный Суд Республики Татарстан для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 августа 2023 года отменить, частную жалобу акционерного общества "Тандер" -удовлетворить.
Материал по административному исковому заявлению акционерного общества "Тандер" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков направить в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о его принятии к производству суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья К.А. Савинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.