Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Буруновой С.В, Мироновой Н.В, при ведении протокола секретарем Николаенковым Д.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Х.З.М. о признании недействующим с момента принятия пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810, пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907, пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603, пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2023 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473, по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, объяснения представителя административного истца З.Р.И, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810, опубликованным на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан www.mziorb.ru, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее также - Перечень на 2020 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907, опубликованным на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан www.mziorb.ru, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее также - Перечень на 2021 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603"Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ 15 декабря 2021 года, определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473"Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ 13 декабря 2022 года, определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
В пункт N Перечня на 2020 год, в пункт N Перечня на 2021 год, в пункт N Перечня на 2022 год, в пункт N Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, было включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (далее также здание/объект недвижимости с кадастровым номером N, спорное здание/объект недвижимости).
Административный истец Х.З.М, являясь собственником помещения с кадастровым номером N в нежилом здании с кадастровым номером N по адресу: "адрес", обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта N Перечня на 2020 год, пункта N Перечня на 2021 год, пункта N Перечня на 2022 год, пункта N Перечня на 2023 год, полагая, что спорное здание не соответствует требованиям статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций", а также статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; оспариваемые пункты Перечней на 2020-2023 годы нарушают права административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 июля 2023 года:
признан недействующим с момента принятия пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810;
признан недействующим с момента принятия пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907;
признан недействующим с момента принятия пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603;
признан недействующим с момента принятия пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2023 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее также Министерство) просит решение Верховного суда Республики Башкортостан от 27 июля 2023 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы Министерством указано, что спорный объект недвижимости правомерно включен в Перечни на основании актов обследования фактического использования здания от 23.07.2019, 21.07.2020, 16.04.2021, 06.07.2022, согласно которым более 20% от общей площади здания используется под деятельность общественного питания, под административную деятельность, торговую деятельность и под бытовое обслуживание, что также подтверждается приложенными к Актам фотографиями и сведениями Интернет-ресурсов, что не учтено судом первой инстанции. Кроме того, находят необоснованным вывод суда, что термин "кабинет" не является тождественным термину "офис". Вместе с тем, по мнению заявителя жалобы, бремя доказывания в установлении сведений, подтверждающих необходимость исключения из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, лежит на заявителе.
Административным истцом и прокурором, участвующим в деле в суде первой инстанции, представлены возражения на апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Представитель административного истца Х.З.М. - З.Р.И, участвующий в судебном заседании Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции посредством использования систем видеоконференц-связи, просил решение Верховного Суда Республики Башкортостан оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства - без удовлетворения.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлева Ю.Д. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Согласно п. 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в ст. 378.2 НК РФ таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), зданий, предназначенных для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 5 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В силу пунктов 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв.м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", вступившего в силу с 23 мая 2018 года, в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".
Суд первой инстанции, проанализировав приведенные положения федерального законодательства во взаимосвязи с нормами регионального законодательства, пришел к правильному выводу, что приказы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан: N 1810 24 декабря 2019 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость N 1907 от 15 декабря 2020 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", N 2603 от 15 декабря 2021 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", N 3473 от 13 декабря 2022 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Х.З.М. является собственником помещения с кадастровым номером N, входящего в состав нежилого здании с кадастровым номером N по адресу: "адрес", расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, имеющем вид разрешенного использования "земельные участки других промышленных предприятий".
Из сообщения филиала ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан от 06 апреля 2023 года N 23-Исх/05319 следует, что:
по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ у здания с кадастровым номером N в Едином государственном реестре недвижимости установлены следующие характеристики: адрес - "адрес"; назначение - нежилое; наименование - строение; площадь - 1316 кв.м.; кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости - N; сведения о правообладателе отсутствуют; помещения, расположенные в здании - N (снят с учета 15 декабря 2020 года), N (снят с учета 09 декабря 2020 года), N, N;
по состоянию на 24 декабря 2019 года, 15 декабря 2020 года, 15 декабря 2021 года, 13 декабря 2022 года вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - земельные участки объектов коммунального хозяйства;
по состоянию на 24 декабря 2019 года, 15 декабря 2020 года, 15 декабря 2021 года, 13 декабря 2022 года вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - земельные участки других промышленных предприятий;
по состоянию на 24 декабря 2019 года, 15 декабря 2020 года, 15 декабря 2021 года, 13 декабря 2022 года вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - земельные участки других промышленных предприятий;
в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных договорах аренды на здание с кадастровым номером N и помещения, расположенные в нем.
Из содержания подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что для отнесения объекта недвижимости к административно-деловым центрам или торговым центрам (комплексам) разрешенное использование земельного участка, на котором он расположен, должно предусматривать размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, вид разрешенного использования земельного участка - "земельные участки объектов коммунального хозяйства", "земельные участки других промышленных предприятий" - не позволяет с достаточной очевидностью отнести расположенный на этом земельном участке объект недвижимости к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером N по указанному основанию (исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено) в отсутствие обследования его фактического использования в Перечни на 2020, 2021, 2022, 2023 годы включению не подлежал.
Согласно техническому паспорту на административное здание по состоянию на 19 мая 2006 года, расположенное по адресу: "адрес", имеет площадь 621, 7 кв.м, фактическое использование по назначению, его помещения: кабинет, актовый зал, коридор, умывальник, туалет, тамбур, лестничная клетка, комната отдыха, приемная, кладовая (т. 1 л.д. 140-143).
Во исполнение определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции об истребовании доказательств в порядке ст.ст. 63, 306 КАС РФ, филиалом ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан представлены материалы кадастрового (реестрового) дела объекта недвижимости с кадастровым номером N, включая технический паспорт, составленный Сибайским отделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Башкортостан по состоянию на 18 июня 2012 года, а также технические планы на нежилые помещения.
Из материалов кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером N следует, что на кадастровый учет было поставлено здание площадью 621, 7 кв.м. по адресу: "адрес", на которое 14 мая 2012 года зарегистрировано право собственности Х.З.М..
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 18 июня 2012 года, здание по адресу: "адрес", имеет назначение - нежилое, площадь 618, 7 кв.м, наименование/назначение помещений: кабинет, комната, котельная, торговая (37, 6 кв.м. и 34, 1 кв.м.), коридор, кладовка, санузел, тамбур, кладовая, архив, лест.клетка.
Площадь помещений с наименованием/назначением "торговая" составляет 71, 7 кв.м, что менее 20% от общей площади здания (618, 7 кв.м.)
Иные поименованные в экспликации данного технического паспорта помещения не могут быть однозначно отнесены к предусматривающим размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, термин "кабинет" не является тождественным термину "офис", в силу чего помещения с назначением "кабинет" правомерно не учтены судом первой инстанции в качестве офисных помещений.
На основании постановления администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан N2254 от 20.10.2015 г. изменен адрес объекта капитального строительства с кадастровым номером N на адрес: "адрес".
На основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 07.09.2015 N N и технического плана от 16 июня 2015 года введен в эксплуатацию пристрой площадью 697, 3 кв.м. к зданию с кадастровым номером N площадью 618, 7 кв.м. по адресу: "адрес", и 18 января 2016 года зарегистрировано право собственности Х.З.М. на нежилое здание площадью 1316 кв.м. по адресу: "адрес".
Технический план от 16 июня 2015 года сведений о назначении, наименовании здания с кадастровым номером N, а также назначении, наименовании, разрешенном использовании помещений/частей помещений, входящих в состав данного здания, не содержит.
Представленные в составе материалов кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером N технические планы помещений, образованных в результате раздела здания с кадастровым номером N сведений о назначении, наименовании, разрешенном использовании помещений/частей помещений, входящих в состав спорного здания, также не содержат.
Технический паспорт на нежилое здание по адресу: "адрес", составленный Сибайским отделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Башкортостан по состоянию на 02 сентября 2014 года, представленный административным истцом, в материалах кадастрового (реестрового) дела объекта недвижимости с кадастровым номером N отсутствует, соответственно его данные не учтены для сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Вместе с тем, как правильно отмечено судом первой инстанции, указанный технический паспорт, составленный по состоянию на 02 сентября 2014 года, не может быть принят во внимание как документ технического учета (инвентаризации) спорного объекта недвижимости, поскольку в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством, и в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что сведения названного технического паспорта, составленного по состоянию на 02 сентября 2014 года, не могут быть положены в основу судебного акта по рассматриваемому делу.
Иной технической документации (документов технического учета (инвентаризации)), содержащей сведения о наименовании, разрешенном использовании и назначении помещений, входящих в спорное здание в материалах административного дела, а также кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером N не имеется.
Из анализа приведенной выше документации следует, что документы технического учета (инвентаризации) спорного объекта недвижимости не подтверждают наличие помещений площадью не менее 20% общей площади здания, имеющих назначение, разрешенное использование или наименование, предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, спорное здание с кадастровым номером N в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости в Перечни на 2020, 2021, 2022, 2023 годы включению не подлежало.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральный законодатель, устанавливая с 01 января 2014 года особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел отдельные требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношении в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, обязав устанавливать вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Таким образом, исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, включение в Перечень спорного здания по его фактическому использованию как объекта торгового назначения является правомерным при условии, если обследование проводилось в строгом соответствии с региональными правилами и акты содержат конкретные сведения, подтверждающие использование конкретных помещений для размещения объектов торгового назначения и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади спорного здания.
Кроме того, суд учитывает, что согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу указанных норм определение перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих включению и проведение обследования таких объектов должно проводиться до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества, т.е. в данном случае до 01.01.2020 г, до 01.01.2021 г, до 01.01.2022 г. и до 01.01.2023 г.
В подтверждение фактического использования спорного объекта недвижимости в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ административным ответчиком представлены Акты обследования фактического использования здания (строения, сооружения) или нежилого помещения, составленные по состоянию на 23.06.2019г, 21.07.2020 г, 16.04.2021 г, 06.06.2022 г.
Из Акта от 23.06.2019 г. следует, что:
- обследование объекта недвижимости с кадастровым номером N проведено без доступа в здание, - в ходе обследования установлено, что объект используется под бизнес-центр "Статус", в здании размещаются торговые и офисные помещения;
- нежилое здание с кадастровым номером N разделено на следующие помещения: кадастровый номер N площадью 295, 3 кв.м, кадастровый номер N площадью 402 кв.м, собственником которых является Н.А.В, прекративший деятельность индивидуального предпринимателя, и кадастровый номер N площадью 618, 7 кв.м, собственником которого является Х.З.М. (ИНН 026706313658, ОКВЭД 46.1 Торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе, 68.2 Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом);
- по результатам проведенного обследования установлено, что здание соответствует критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем подлежит включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
К Акту от 23.06.2019 г. приложена 1 фотография с изображением фасада здания.
Из Акта от 21.07.2020 г. следует, что:
- обследование объекта недвижимости с кадастровым номером N проведено без доступа в здание, - в ходе обследования установлено, что объект используется под бизнес-центр "Статус", в здании размещаются торговые и офисные помещения;
- нежилое здание с кадастровым номером N разделено на следующие помещения: кадастровый номер N площадью 295, 3 кв.м, кадастровый номер N площадью 402 кв.м, собственником которых является а.х.с. (ИНН N, ОКВЭД 47.19 Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах), и кадастровый номер N площадью 618, 7 кв.м, собственником которого является х.з.м. (ИНН N, ОКВЭД 46.1 Торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе, 68.2 Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом);
- по результатам проведенного обследования установлено, что здание соответствует критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем подлежит включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
К Акту от 21.07.2020 г. приложена 1 фотография с изображением фасада здания.
Из акта от 16.04.2021 г. следует, что:
- обследование объекта недвижимости с кадастровым номером N проведено без доступа в здание, - в ходе обследования установлено, что объект используется под бизнес-центр "Статус", в здании размещаются торговые и офисные помещения;
- определить процентное соотношение по видам деятельности не представляется возможным, отсутствует доступ и техническая документация на весь объект;
- по результатам проведенного обследования дано заключение о виде фактического использования объекта недвижимого имущества: объект соответствует критериям, указанным в ст. 378.2 НК РФ.
К Акту от 16.04.2021 г. приложены 4 фотографии, две из которых - с изображением фасада здания.
Из Акта от 06.06.2022 г. следует, что
- обследование объекта недвижимости с кадастровым номером N проведено с доступом в здание, - в ходе обследования установлено, что объект используется под бизнес-центр "Статус;
- в здании размещены: сеть магазинов "Тепло", мебельный центр "Шатура", салон мебели "Bison", торговые и офисные помещения;
- по результатам проведенного обследования дано заключение о виде фактического использования объекта недвижимого имущества: объект соответствует критериям, указанным в ст. 378.2 НК РФ.
К Акту от 06.06.2022 г. приложено 15 фотографий, скриншоты интернет-страниц.
Представленные Акты составлены с нарушением Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 (далее - Порядок).
Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются: визуальный осмотр объекта недвижимости; фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом объекте недвижимости, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на обследуемых зданиях (строениях, сооружениях).
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости комиссией по обследованию в срок не позднее 5 рабочих дней со дня проведения указанного мероприятия составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой приказом уполномоченного органа, с приложением материалов, полученных в ходе проведения обследования объекта недвижимости (пункт 2.2 Порядка).
В случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости возникли обстоятельства, препятствующие доступу комиссии по обследованию в обследуемый объект, и имеется информация, свидетельствующая об использовании данного объекта для размещения офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу комиссии по обследованию в обследуемый объект, за исключением случаев, указанных в пункте 2.13 Порядка (пункт 2.5 Порядка).
Акты от 23.06.2019г, от 21.07.2020 г, от 16.04.2021 г, от 06.06.2022 г. не соответствует вышеуказанным требованиям и не содержит сведений об общей сумме полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов), площадь помещений общего пользования, процентное соотношение вышеуказанных площадей, не представлены достаточные фотоматериалы, которые являются неотъемлемой частью акта обследования.
Также в Актах не отражены критерии и признаки, свидетельствующие о расположении в здании офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания, объектов общественного питания; отсутствуют сведения о размере площади помещений, используемых в целях предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, и иная информация, подтверждающая размещение в спорном здании объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисов.
Кроме того, в Актах от 23.06.2019г, от 21.07.2020 г, от 16.04.2021 г, указано, что мероприятия проведены без доступа комиссии в здание, при этом, в нарушение пункта 2, 5 указанного Порядка в акте обследования не указаны обстоятельства, препятствовавшие доступу комиссии в здание.
Более того, проводя мероприятия и обследование фактического использования спорного объекта недвижимости без доступа в него, в представленном административным ответчиком акте не указано, каким образом произведен подсчет площади помещений, фактически используемых в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, равно как превышение соответствующей площади 20% от общей площади здания.
Содержание указанных Актов обследования не позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади здания.
Проанализировав представленные административным ответчиком акты обследования, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к правильному выводу, что данные акты не могут быть приняты в качестве доказательств, достоверно подтверждающих вид фактического использования спорного объекта недвижимости на дату утверждения оспариваемых Перечней.
В подтверждение фактического использования спорного здания административным истцом представлены договоры аренды:
- от 15.03.2014 г. между ИП Х.З.М. и ООО "Велес", по условиям которого во временное владение и пользование нежилое помещение площадью 11, 6 кв.м. для размещения офиса;
- от 10.05.2017 г. между ИП Х.З.М. и ООО "Витта", по условиям которого во временное владение и пользование передано нежилое помещение площадью 32, 5 кв.м. для размещения офиса;
- от 04.05.2018 г. между ИП Х.З.М. и ИП Я.Р.Р, по условиям которого во временное владение и пользование передано нежилое помещение площадью 5, 0 кв.м. для размещения офиса;
- от 01.12.2019 г. между ИП А.Х.С. и ИП Б.Л.А. по условиям которого во временное владение и пользование передано нежилое помщенеи общей площадью 80 кв.м, в том числе: для размещения торговой площади - 47 кв.м, для складских помещений - 33 кв.м.
Общая площадь помещений, переданных на основании указанных договоров в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, составляет 129, 1 кв.м, что менее 20% от общей площади спорного здания -1316 кв.м.
С учетом изложенного, доказательств фактического использования не менее 20 процентов от общей площади здания под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания административным ответчиком не представлено и в материалах административного дела не содержится.
Административным ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным в статье 378.2 НК РФ.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку оспариваемые положения противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, пункт 989 Перечня на 2020 год, пункт 2684 Перечня на 2021 год, пункт 652 Перечня на 2022 год, пункт 2672 Перечня на 2023 год подлежит признанию не действующим.
Определяя момент, с которого оспариваемые Перечни должны быть признаны недействующими, применив пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, суд первой инстанции обоснованно признал пункт 989 Перечня на 2020 год, пункт 2684 Перечня на 2021 год, пункт 652 Перечня на 2022 год, пункт 2672 Перечня на 2023 год не действующими с момента принятия нормативного правового акта.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.