Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ходус Ю.А, судей Мироновой Н.В, Буруновой С.В, при секретаре судебного заседания Николаенкове Д.А.
с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Яковлевой Ю.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело с использованием систем видеоконференц-связи по административному исковому заявлению Корнилова Дмитрия Анатольевича о признании нормативных правовых актов недействующими в части, по апелляционной жалобе административного истца Корнилова Дмитрия Анатольевича на решение Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, объяснения административного истца Корнилова Д.А, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Яковлевой Ю.Д, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте "адрес" http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, на официальном интернет-портале http://pravo.gov.ru ДД.ММ.ГГГГ, определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год (далее - Перечень на 2022 год).
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте "адрес" http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год (далее - Перечень на 2023 год).
Корнилов Д.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил, признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, в части включения в него под пунктом 19222 нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него под пунктом 18972 нежилого помещения с кадастровым номером N
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанного нежилого помещения, расположенного на 1 этаже в многоэтажном гаражном здании по адресу: "адрес" видом разрешенного использования: гаражное помещение. Включение данного помещения в Перечни на 2022-2023 годы считает необоснованным, поскольку помещение фактически не подпадает под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как оно используется под склад.
Решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административных исковых требований Корнилова Д.А, об оспаривании нормативных правовых актов в части, отказано.
С решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ не согласился административный истец Корнилов Д.А, предъявив апелляционную жалобу, в которой содержится требование об отмене упомянутого решения суда.
В обоснование требований, изложенных в апелляционной жалобе, Корнилов Д.А. указал, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального права, а так же неправильно определены обстоятельства административного дела. Спорный объект недвижимости включен в оспариваемые Перечни на основании одних лишь сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), что не соответствует обстоятельствам дела, так как в настоящее время помещение с кадастровым номером с кадастровым номером N имеет назначение: нежилое, наименование: отсутствует, вид разрешенного использования: гаражное помещение. В соответствии с представленным актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нежилое помещение используется в качестве подсобно-складского помещения. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорный объект недвижимости не соответствует требованиям ст. 378.2 НК РФ и необоснованно включено в оспариваемые пункты Перечней на 2022-2023 годы.
"адрес" представлены возражения на апелляционную жалобу о ее необоснованности и законности принятого судебного решения.
В судебном заседании административный истец Корнилов Д.А. доводы жалобы поддержал, просил решение Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его административных требований в полном объеме. Кроме этого, пояснил, что не оспаривает то обстоятельство, что на момент принятия оспариваемых в части перечней, в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, наименование нежилого помещения с кадастровым номером N было "Магазин н3", это наименование было изменено после утверждения оспариваемых Перечней.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений "адрес" - ФИО8, действующая на основании доверенности, участвующая в рассмотрении дела посредством использования систем видео-конференц связи, просила решение Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы - отклонить.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Яковлева Ю.Д. в заключении полагала необходимым оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав объяснения представителя административного ответчика - Министерства имущественных отношений "адрес", заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации (которая действовала на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
5. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствие со статьей "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории "адрес" порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории "адрес" порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - ДД.ММ.ГГГГ.
На основании постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N министерство имущественных отношений "адрес" уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ГД "О нормативных правовых актах "адрес"" министерства и иные органы исполнительной власти "адрес", их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" ДД.ММ.ГГГГ N, определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год). Приказ опубликован на официальном сайте "адрес" http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, на официальном интернет-портале http://pravo.gov.ru ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год (далее - Перечень на 2023 год). Приказ опубликованном на официальном сайте "адрес" http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ.
При рассмотрении и разрешении административного дела, суд первой инстанции верно установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий министерства имущественных отношений "адрес" с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правого акта и введение его в действие, и по указанным основаниям административным истцом не оспариваются.
Корнилов Дмитрий Анатольевич ДД.ММ.ГГГГ обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня принятия:
- пункт 19222 Приложения N "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год", утверждённый приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, в части включения в него нежилого помещения с кадастровым номером N, - пункт 18972 Приложения N "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год", утверждённый приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, в части включения в него нежилого помещения с кадастровым номером N
Решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административных исковых требований Корнилова Д.А. отказано.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, которым министерство имущественных отношений "адрес" уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, сделал верный вывод о том, что спорный объект недвижимости на юридически значимые даты - даты принятия Перечней отвечал признакам, содержащимся в статье 378.2 НК РФ.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что административному истцу - Корнилову Д.А. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 103, 4 кв. м, расположенное по адресу: "адрес", район Железнодорожный, "адрес". Право собственности на вышеуказанное помещение за Корниловым Д.А. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (выписка из ЕГРН N N от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 207 т. 1).
В пункт 19222 Приложения N "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год", утверждённого приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, включено нежилое помещение с кадастровым номером 63 N, расположенное по адресу: "адрес", район Железнодорожный, "адрес".
В пункт 18972 Приложения N "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год", утверждённого приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Нежилое помещение с кадастровым номером "адрес", расположено в здании с кадастровым номером N по адресу: "адрес", площадью 3348, 9 кв. м. Здание имеет наименование: нежилое, назначение: блок гаражей (выписка из ЕГРН N N от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 13-17 т. 1).
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с кадастровым номером N:18, который имеет вид разрешенного использования "для завершения строительства многоэтажного гаража и хозяйственных кладовых" (выписка из ЕГРН N N от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 18-21 т.1).
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/0412 в соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Вышеуказанными приказами земельный участок с кадастровым 63 N, имеющим вид разрешенного использования "для завершения строительства многоэтажного гаража и хозяйственных кладовых" не отнесен к земельным участкам, на которых возможно размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Судебная коллегия, проанализировав вышеуказанные нормы, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, а также позицию административного истца, пришла к выводу, что вид разрешенного использования земельного участка, безусловно, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в результате чего спорное помещение не могло быть включено в Перечни на 2022, 2023 годы, по указанному основанию.
Таким образом, для включения в Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо, чтобы в объектах, являющихся административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) или отдельно стоящими нежилыми зданиями, назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, предусматривало размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или фактически использовались не менее 20 процентов их общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с документами технического учета - техническим паспортом на индивидуальное домовладение, составленным Самарское городское отделение Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 99-107 т. 1), спорный объект недвижимости расположенный по адресу: "адрес", имеет площадь 103, 2 кв.м.
В соответствии с документами технического учета - техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ, составленным Самарским городским отделением Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" на помещение, которое расположено по адресу: "адрес", общей площадью 103, 4 кв. м, имеет назначение - "нежилое", наименование - "магазин Н3".
В соответствии с экспликацией площади помещения, помещения, расположенные в нем имеют следующее назначение: "склад", "помещение", "санузел", "душевая".
В материалах дела так же представлен технический паспорт на нежилое помещение с наименованием "нежилое помещение Н3", составленным ООО "Поволжское региональное БТИ" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым спорный объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес", имеет площадь 103, 4 кв.м, используется по назначению.
В соответствии с экспликацией технического плана, помещения расположенные в нем имеют следующее назначение: "склад", "помещение", "санузел", "душевая".
Судебной коллегией также установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ помещение с кадастровым номером N, в соответствии со сведениями ЕГРН имеет наименование "Магазин н3" (л.д. 22-25, 207 т.1).
Таким образом, по состоянию на юридически значимые даты (дата утверждения Перечня на 2022 год - ДД.ММ.ГГГГ, дата утверждения Перечня на 2023 год - ДД.ММ.ГГГГ), спорное нежилое помещение согласно сведений ЕГРН и технической документации имело наименование "Магазин н3".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (часть 5 статьи 378.2 НК РФ).
Давая толкование приведенным нормам материального права в их совокупности судебная коллегия приходит к выводу, что нежилые помещения будут отвечать критериям статьи 378.2 НК РФ в случае, если сведения о их назначении, разрешенном использовании или наименовании, содержащиеся в ЕГРН или технической документации, предусматривают, в том числе, возможность расположения в помещении торговых объектов, либо (или) если помещение фактически используется, в том числе, для размещения торговых объектов, указанные критерии являются самостоятельными.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно позиции 38 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения" (который действовал на момент утверждения Перечня на 2022 годи 2023 год) магазин относится к одному из типов предприятий розничной торговли и представляет собой стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Исходя из толкования норм права, изложенных в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Национальном стандарте судебная коллегия приходит к выводу, что магазин является торговым объектом, предназначенным для продажи товаров и оказания услуг покупателям.
С учетом изложенного, сведения о наименовании помещения с кадастровым номером 63: N, содержавшиеся в ЕГРН на даты утверждения Перечней на 2022 и 2023 годы, а также сведения о наименовании спорного помещения, содержащиеся в техническом паспорте (магазин н3) предусматривают размещение торгового объекта в указанном помещении. Следовательно, помещение с кадастровым номером N подлежало включению в Перечни на 2022 и 2023 годы по такому самостоятельному основанию, как наличие сведений о его наименовании, содержащимся в ЕГРН и технической документации, предполагающих размещение в нем торгового объекта.
Исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
В акте осмотра объекта недвижимого имущества - нежилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", р-н Железнодорожный, "адрес", подготовленным администрацией ГБУ СО "ЦРР" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что помещение с кадастровым номером N площадью 103, 4 кв.м. установлено, что 77, 5 кв. м. объекта недвижимости используется под склад (л.д. 58-64).
Между тем, указанное обстоятельство не может свидетельствовать о неправомерности включения помещения в Перечни на 2022 и 2023 годы, так как имелось самостоятельное основание, указанное в пункте 2 части 1 статьи 378.2 НК РФ для его включения в Перечни, такое как - наличие сведений о наименовании спорного помещения, содержащееся в ЕГРН и технической документации, которые предусматривают возможность расположения в спорном помещении торговых объектов.
Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что спорное помещение необоснованно включено в оспариваемые пункты Перечней на 2022-2023 годы, поскольку имеющийся в материалах дела акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что помещение используется как склад, ввиду того, что акт составлен после утверждения оспариваемых в части Перечней.
При таких обстоятельствах у уполномоченного органа имелись законные основания для включения нежилого помещения с кадастровым номером N в оспариваемые Перечни на 2022, 2023 годы. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что включение указанного объекта в оспариваемые Перечни соответствует установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации требованиям.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Таким образом, на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, принадлежащий административному истцу объект недвижимости соответствовал признакам, установленным статьей 378.2 НК РФ, следовательно, проверяя соответствие содержания Перечней на 2022 и 2023 года в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к правильному выводу о правомерности внесения объекта в Перечни.
Ссылка в апелляционной жалобе на судебные акты, принятые по другим административным делам, не может служить основанием для отмены решения суда по настоящему делу, поскольку нормы права применяются судом к определенным обстоятельствам, установленным по делу, решения других судов преюдициального значения при разрешении спора по данному делу не имеют, они приняты по иным фактическим обстоятельствам, а судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Корнилова Д.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции ("адрес") через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено - ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.