Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С.
судей Батялова В.А, Красновой Н.П.
при секретаре Шаманиной Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Ленинского района г. Ульяновска о признании недействующим решения Ульяновской Городской Думы от 16 декабря 2020 года N 75 "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 N 83 "Об утверждении Генерального плана города Ульяновска", по апелляционным жалобам Администрации города Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Ульяновской Городской Думы на решение Ульяновского областного суда от 18 июля 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, пояснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Ульяновской Городской Думой 16 декабря 2020 года было принято решение N 75 "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 N 83 "Об утверждении генерального плана города Ульяновска", которым 1) фрагмент приложения N1 в части территории кадастрового квартала N, расположенного в Ленинском районе города Ульяновска, изложен в редакции согласно приложению 1 к настоящему решению; 2) дополнен приложениями 83-85 (соответственно приложения 2-4 к настоящему решению).
Из содержания оспариваемого решения усматривается, что данным решением установлена граница городской черты и категории земель населенных пунктов в части кадастрового квартала N, а также изменены функциональные зоны в части территории кадастрового квартала N, расположенного в Ленинском районе г. Ульяновска, для приведения их границ в соответствие с фактическим использованием территории.
Исполняющий обязанности прокурора Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Ульяновской Городской Думы от 16 декабря 2020 года N 75 "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 N 83 "Об утверждении Генерального плана города Ульяновска".
В обоснование требования указал, что в ходе проведенной прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска проверки исполнения законодательства о градостроительной деятельности выявлены нарушения закона при принятии оспариваемого решения.
В ходе проверки установлено, что территория кадастрового квартала N, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ульяновская область, Ульяновское лесничество, Ульяновское участковое лесничество, квартал 56, выделы 13, 14, 15, относится к землям лесного фонда. Оспариваемым решением Ульяновской Городской Думы указанная территория была включена в границы населенного пункта - город Ульяновск.
В нарушение положений Федерального закона "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах" проект оспариваемого решения Ульяновской Городской Думы не был согласован с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Рослесхозом).
Решением Ульяновского областного суда от 18 июля 2023 года административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Ленинского района г. Ульяновска было удовлетворено.
Признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Ульяновской Городской Думы от 16 декабря 2020 года N 75 "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 N 83 "Об утверждении Генерального плана города Ульяновска"..
Не согласившись с решением суда, Администрация города Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Ульяновская Городская Дума обратились в суд с апелляционными жалобами и дополнениями к ней, в которых просили решение Ульяновского областного суда от 18 июля 2023 года отменить, принять по делу новое решение, в соответствии с которым в удовлетворении исковых требований административному истцу отказать, указав, что судом при принятии оспариваемого решения неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения административного дела.
Прокурор, участвующий в деле, представил возражения, в которых считал необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав пояснения прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты. При этом в соответствии с частью 4 статьи 7 названного закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (пункт 1 части 3 статьи 8, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также ГрК РФ).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликованы и по этим основаниям не оспаривается.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что утверждение генерального плана городского округа является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о переводе земель установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11федерального закона ОТ 21.12.2004 N 172 "ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В соответствии частями 3 и 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит, в том числе, положение о территориальном планировании; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, на которой отображаются границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда.
При этом лесные участки из земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость согласования проекта генерального плана городского округа, предусматривающего включение в границы населенного пункта земельных участков из земель лесного фонда с органом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Приказом Минэкономразвития России от 21.07.2016г. N 460 утвержден Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования (далее - Порядок согласования).
Названным приказом предусмотрено, что Минэкономразвития России осуществляет подготовку Сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений отраслевых федеральных органов о согласии с таким проектом документа или о несогласии с таким проектом документа с обоснованием принятого решения и направляет Сводное заключение органу, уполномоченному на подготовку проекта документа территориального планирования.
Согласно подпункту "в" пункта 2.7 названного Порядка согласования отраслевой федеральный орган осуществляет проверку проектов генеральных планов в части включения в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 год 736 следует, что таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Рослесхоз, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1).
Так, Рослесхоз осуществляет: рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий (подпункт 5.4.2); рассмотрение проектов генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции подпункт 5.4.3).
Проверкой установлено, что территория кадастрового квартала N. расположенного по адресу: Российская Федерация, Ульяновская область. Ульяновское лесничество. Ульяновское участковое лесничество, квартал 56, выделы 13, 14, 15, относится к землям лесного фонда.
Постановлением администрации г. Ульяновска от 20.04.2021 N 465 была создана комиссия по определению границ населенного пункта "город Ульяновск".
Администрацией города Ульяновска 23.04.2021 было проведено заседание комиссии по определению границ населенного пункта "город Ульяновск", по итогам которого комиссией принято решение включить в границы населенного пункта "город Ульяновск" территорию лесного поселка из состава земель лесного фонда общей площадью 10, 4 га, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ульяновская область. Ульяновское лесничество, Ульяновское участковое лесничество, квартал 56, выделы 13, 14, 15.
Постановлением администрации города Ульяновска от 16.10.2020 N 25 был утверждено оповещение о начале общественных обсуждений проекта решения Ульяновской Городской Думы "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 N 83 "Об утверждении Генерального плана города Ульяновска" в части территории кадастрового квартала N, расположенного в Ленинском районе города Ульяновска.
При этом в нарушение положений Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 N 1755 "Об утверждении Правил изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах" проект решения Ульяновской Городской Думы о внесении изменений в Генеральный план города Ульяновска в части территории кадастрового квартала N, расположенного в Ленинском районе г. Ульяновска, с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Рослесхозом) согласован не был, Указанный факт подтверждается информацией Ульяновской Городской Думы от 24.04.2023, а также обращением департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу в адрес прокуратуры Ульяновской области от 06.04.2023 об устранении нарушений закона.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что процедура принятия Ульяновской Городской Думой от 16 декабря 2020 года N75 "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 N 83 "Об утверждении Генерального плана города Ульяновска" была нарушена, поскольку проект оспариваемого решения не был согласован в установленном законом порядке с Федеральным агентством лесного хозяйства
Таким образом, установив, указанные обстоятельства, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Выводы суда первой инстанции основаны на нормах материального и процессуального права, всем доводам сторон, имеющим правовое значение для разрешения настоящего дела, дана верная оценка, нарушений процессуального законодательства, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке, не допущено.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены обжалуемого судебного акта судебного, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ульяновского областного суда от 18 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации города Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Ульяновской Городской Думы - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Ульяновский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 31 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.