Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Бушминой А.Е, Савинова К.А, при секретаре ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Эксклюзив" о признании частично недействующими Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, 2022 год, по апелляционной жалобе акционерного общества "Эксклюзив" на решение Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснение представителя административного истца Тумковой М.Г, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года N 326-13-631667/20 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", опубликованном 4 декабря 2020 года на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, 7 декабря 2020 года в сетевом издании "Нижегородская правда" http://www.pravda-nn.ru, определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru 14 декабря 2021 года определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).
Административный истец акционерное общества "Эксклюзив" (далее - АО "Эксклюзив") обратилось в Нижегородский областной суд с административным иском, в обоснование которого указало, что является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: "адрес":
- нежилого помещения, наименование: помещение, общая площадь 765, 6 кв. м, кадастровый N, помещение П18;
- нежилого помещения, наименование: помещение, общая площадь 19, 3 кв. м, кадастровый N, помещение П19;
- нежилого помещения, наименование: помещение, общая площадь 663, 2 кв. м, кадастровый N, помещение П21;
- нежилого помещения, наименование: помещение, общая площадь 783, 1 кв. м, кадастровый N, помещение П22;
- нежилого помещения, наименование: помещение, общая площадь 679, 1 кв. м, кадастровый N, помещение П23;
- нежилого помещения, наименование: помещение, общая площадь 765, 2 кв. м, кадастровый N, помещение П24;
- нежилого помещения, наименование: помещение, общая площадь 15 232, 4 кв. м, кадастровый N, помещение П25;
- нежилого помещения, наименование: помещение, общая площадь 2 287, 6 кв. м, кадастровый N, помещение П20.
Указанные нежилые помещения находятся в нежилом здании, наименование: нежилое строение, общая площадь 38 658, 9 кв. м, кадастровый N, по адресу: "адрес", которое включено в пункт 4439 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2021 год, в пункт 4679 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2022 год.
Административный истец полагает, что нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты" не обладает признаками, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включение данного здания в Перечни неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Административный истец просил суд признать недействующими со дня принятия пункты 4439, 4679 раздела "город Нижний Новгород" Перечней на 2021 год, 2022 год.
Решением Нижегородского областного суда от 31 мая 2023 года в удовлетворении административного искового заявления АО "Эксклюзив" о признании частично недействующими Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, 2022 год - отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе АО "Эксклюзив" просило решение Нижегородского областного суда от 31 мая 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Административный ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области представило возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просило решение Нижегородского областного суда от 31 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокурор, участвующий в деле в суде первой инстанции, представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых полагал, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО9 доводы апелляционной жалобы поддержала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор ФИО7 в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
На территории Нижегородской области в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года N 109-З "О налоге на имущество организаций" введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 % его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 % его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 % его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года N 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
19 ноября 2020 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ N 326-13-631667/20 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год".
25 ноября 2021 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ N 326-13-703523/21 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Суд, проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года N 109-З, Постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Нижегородской области от 30 июля 2018 года N 557 "О внесении изменения в постановление Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года N 61" по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года N 635 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения", пришел к правильному выводу, что приказы министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года N 326-13-631667/20, от 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21 являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: "адрес":
- нежилого помещения, наименование: помещение, общая площадь 765, 6 кв. м, кадастровый N, помещение П18;
- нежилого помещения, наименование: помещение, общая площадь 19, 3 кв. м, кадастровый N, помещение П19;
- нежилого помещения, наименование: помещение, общая площадь 663, 2 кв. м, кадастровый N, помещение П21;
- нежилого помещения, наименование: помещение, общая площадь 783, 1 кв. м, кадастровый N, помещение П22;
- нежилого помещения, наименование: помещение, общая площадь 679, 1 кв. м, кадастровый N, помещение П23;
- нежилого помещения, наименование: помещение, общая площадь 765, 2 кв. м, кадастровый N, помещение П24;
- нежилого помещения, наименование: помещение, общая площадь 15 232, 4 кв. м, кадастровый N, помещение П25;
- нежилого помещения, наименование: помещение, общая площадь 2 287, 6 кв. м, кадастровый N, помещение П20.
Вышеуказанные нежилые помещения находятся в нежилом здании, наименование: нежилое строение, общая площадь 38 658, 9 кв. м, кадастровый N, по адресу: "адрес", которое включено в пункт 4439 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2021 год, в пункт 4679 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2022 год.
Здание с кадастровым номером "данные изъяты" располагается на земельном участке площадью 11 899+/-38 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты", который относится к категории земель: "земли населенных пунктов" и имеет вид разрешенного использования "под гостинично-торговое здание с автоматической телефонной станцией и казино".
Суд первой инстанции исходил из того, что виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N39, действующий на момент постановки земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" на кадастровый учет (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (код 1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (код.1.2.7), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (код 1.2.9.), между тем, такой вид разрешенного использования земельного участка как "под гостинично-торговое здание с автоматической телефонной станцией и казино", является неопределенным и не соответствует в полной мере кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N39, относится к иной группе видов разрешенного использования земельных участков, и, следовательно, не позволяет размещать на нем исключительно офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N540, вступившим в силу 24 декабря 2014 года, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" также не отнесен к земельным участкам, на которых возможно размещение исключительно офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В настоящее время действует приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 10 ноября 2020 года N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", которым вышеуказанный земельный участок также не отнесен к земельным участкам, на которых возможно размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Данный приказ вступил в силу с даты вступления в силу приказа Минэкономразвития России о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Приказ Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N540 утратил силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 12 февраля 2021 года N68.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание с кадастровым номером 52:18:0030025:72 не подпадает под критерии, установленные статьей 387.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты"72 имеет назначение: "нежилое", наименование: "нежилое строение", площадь 38 658, 9 кв. м, этажность 11, в том числе подземных 1; состоит из помещений с кадастровыми номерами: "данные изъяты"
Помещение П17 с кадастровым номером "данные изъяты" имеет назначение: "нежилое", наименование: "помещение", площадь 7 529, 7 кв. м, этаж N- N, подвал N; снято с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ;
Помещение П18 с кадастровым номером "данные изъяты" имеет назначение: "нежилое", наименование: "помещение", площадь 765, 6 кв. м, этаж N. Согласно документам технического учета - Техническому плану нежилого помещения П18, составленному по состоянию на 17 января 2013 года, в состав которого входит Технический паспорт помещения N18, составленный по состоянию на 26 февраля 2006 года, назначение объекта учета нежилое, площадь 765, 6 кв. м. Нежилое помещение состоит из подпомещений с наименованием: тамбур, касса (3), лест.клетка, вестибюль, санузел (12), раздевалка, казино, коридор (2), зал, кабинет (2), холодильная камена, кладовая, загрузочная. Аналогичные сведения содержит Технический план нежилого помещения П18, составленный по состоянию на 12 декабря 2012 года.
Помещение П19 с кадастровым номером "данные изъяты" имеет назначение: "нежилое", наименование: "помещение", площадь 19, 3 кв. м, этаж N. Из документов реестрового дела следует, что нежилое помещение П19 с кадастровым номером "данные изъяты" состоит из подпомещений с наименованием: кабинет.
Помещение П21 с кадастровым номером "данные изъяты" имеет назначение: "нежилое", наименование: "помещение", площадь 663, 2 кв. м, этаж N. Из документов реестрового дела следует, что нежилое помещение П21 с кадастровым номером "данные изъяты" имеет назначение: "нежилое", наименование: "помещение".
Помещение П27 с кадастровым номером "данные изъяты"104 имеет назначение: "нежилое", наименование: "помещение", площадь 7 155, 1 кв. м, подвал N, этаж N. В соответствии с техническим паспортом нежилое помещения П27 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, состоит из подпомещений с наименованием: тамбур, комната охраны (2), раздевалка (6), душ (3), санузел (7), пекарня (82, 9 кв. м), цех (3), помещение (4), мойка (7), хранение продуктов (12 кв. м), коридор (8), комната приема пищи, кабинет (3), касса, хранение товара (14, 1 кв. м), хранение товара (12, 9 кв. м), хранение товара (12 кв. м), хранение товара (21, 6 кв. м), кладовая, электрощитовая (2), хранение продуктов (10, 4 кв. м), операторская, хранение продуктов (7, 6 кв. м), хранение упаковочной продукции (487, 5 кв. м), загрузочная (2), ТП, пресс, лест.клетка (2), насосная, водомерный узел, торговый зал (1 874, 6 кв. м), видиомониторная (2), подсобное помещение (3), торговая (25) (1 487, 8 кв. м), торговые ряды (325, 7 кв. м), подземный проезд, теплоузел, тех.помещение (2). "адрес" помещения П27 составляет 7 155, 1 кв. м, из которых 4 349, 1 кв. м относятся к помещениям торгового назначения (торговый зал, торговая, комната хранения товара, хранение продуктов, торговые ряды, хранение упаковочной продукции). Аналогичные сведения содержатся в документах реестрового дела. Собственником данного помещения является ООО "Перекресток-2000" (аренда АО "Торговый дом "Перекресток"), видами экономической деятельности которых является оптовая и розничная торговля.
Помещение П17 с кадастровым номером "данные изъяты" имеет назначение: "нежилое", наименование: "помещение", площадь 7 529, 7 кв. м, подвал N, этаж N- N. Согласно техническому паспорту нежилого помещения П17, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ помещение состоит из подпомещений с наименованием: подсобное помещение (4), лест.клетка (2), ход в подвал, коридор; этаж N: лест.клетка (20), диспетчерская, торговый зал (24, 9 кв. м) коридор (19), вестибюль, торговый зал (171 кв. м), торговый зал (218, 8 кв. м), кладовая (11), подсобное помещение (11), кабинет (13), узел пожаротушения, электрощитовая (2), лифт (4), узел ввода, санузел (30), загрузочная, тамбур (2), ход в подвал, торговый зал (987, 1 кв. м), комната хранения товара (33, 5 кв. м), торговый зал (65 кв. м), комната хранения товара (34, 1 кв. м), комната наблюдения (2), торговый зал (398 кв. м), операционный зал, кабинет для клиентов (2), касса (2) пультовая, серверная, офис (22, 5 кв. м), переговорная, комната хранения товара (34, 6 кв. м), торговый зал (1 147 кв. м), торговый зал (808, 3 кв. м), комната хранения товара (35, 2 кв. м), тех.помещение, торговый зал (404, 6 кв. м), торговый зал (320, 9 кв. м), гардероб (3), ресторан (227, 4 кв. м), вентиляционная, хозблок (3), моечная (2), комната персонала, душ (2), цех (4), загрузочная, обеденный зал (259, 1 кв. м). "адрес" помещения П17 составляет 7 529, 7 кв. м, из которых 5 192 кв. м относятся к помещениям торгового, офисного назначения (торговый зал, комната хранения товара, офис) и помещениям общественного питания (ресторан, обеденный зал). Аналогичные сведения содержатся в документах реестрового дела.
Помещение П22 с кадастровым номером "данные изъяты" имеет назначение: "нежилое", наименование: "помещение", площадь 783, 1 кв. м, этаж N. Из документов реестрового дела следует, что нежилое помещение П22 с кадастровым номером 52 "данные изъяты" состоит из подпомещений с наименованием: прихожая, ванная, жилая комната, шкаф, комната грязного белья, раздевалка, коридор, мусоропровод, комната старшей горничной, комната отдыха, вестибюль.
Помещение П23 с кадастровым номером "данные изъяты" имеет назначение: "нежилое", наименование: "помещение", площадь 679, 1 кв. м, этаж N.Из документов реестрового дела следует, что нежилое помещение П23 с кадастровым номером "данные изъяты" имеет назначение: "нежилое", наименование: "помещение", площадь 679, 1 кв. м, этаж N.
Помещение П24 с кадастровым номером "данные изъяты": имеет назначение: "нежилое", наименование: "помещение", площадь 776, 2 кв. м, этаж N. Согласно документам реестрового дела нежилое помещение П24 с кадастровым номером 52: "данные изъяты" состоит из подпомещений с наименованием: прихожая, ванная, жилая комната, шкаф, комната грязного белья, раздевалка, коридор, мусоропровод, комната старшей горничной, склад (11, 4 кв. м), туалет, моечная, кабинет, разделочная (9, 1 кв. м), буфет (38, 6 кв. м). "адрес" помещения П24 составляет 776, 2 кв. м, из которых 59, 1 кв. м относятся к помещениям общественного питания (склад, буфет, разделочная).
Помещение П25 с кадастровым номером "данные изъяты" имеет назначение: "нежилое", наименование: "помещение", площадь 15 232, 4 кв. м, этаж N. Согласно документам реестрового дела нежилое помещение П25 с кадастровым номером "данные изъяты" имеет назначение: "нежилое", наименование: "помещение", площадь 15 232, 4 кв. м, этаж N.
Помещение П11 с кадастровым номером "данные изъяты" имеет назначение: "нежилое", наименование: "помещение", площадь 95, 7 кв. м, этаж N. Из документов реестрового дела следует, что нежилое помещение П11 с кадастровым номером 52 "данные изъяты" состоит из подпомещений с наименованием: котельная (3).
Помещение П31 с кадастровым номером "данные изъяты" имеет назначение: "нежилое", наименование: "помещение", площадь 475, 8 кв. м, этаж N, N. В соответствие с техническим планом нежилого помещения П31, составленном по состоянию на 2016 год, помещение состоит из подпомещений с наименованием: лест.клетка (2), коридор (2), кладовка (2), санузел (8), кабинет (18), душ. "адрес" помещения П31 составляет 475, 8 кв. м. Из документов реестрового дела следует, что нежилое помещение П31 с кадастровым номером "данные изъяты" состоит из подпомещений с наименованием: коридор (2), кладовка (2), санузел (8), кабинет (18).
Помещение П30 с кадастровым номером "данные изъяты" имеет назначение: "нежилое", наименование: "помещение", площадь 2 185, 4 кв. м, этаж N- N. В соответствие с техническим планом нежилого помещения П30, составленным по состоянию на 2016 год, помещение состоит из подпомещений с наименованием: тамбур, лест.клетка (11), коридор (20), кладовка (8), санузел (19), кабинет (52), холл, шахтная, туалет (3) умывальная (2), комната отдыха, гараж (2), электрощитовая (3), столовая (42, 7 кв. м), кухня (20, 7 кв. м), душ. "адрес" помещения П30 составляет 2 185, 4 кв. м, из которых 63, 4 кв. м относятся к помещениям общественного питания (столовая, кухня). Аналогичные сведения содержатся в документах реестрового дела.
Помещение П12 с кадастровым номером "данные изъяты" имеет назначение: "нежилое помещение", наименование: "помещение", площадь 2 671, 9 кв. м, этаж N- N.
Помещение П20 с кадастровым номером "данные изъяты" имеет назначение: "нежилое помещение", наименование: "помещение", площадь 2 287, 6 кв. м, этаж N, N, N, антресоль N. В соответствие с техническим планом нежилого помещения П20, составленным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, помещение имеет назначение: "нежилое помещение", наименование: "помещение", площадь 2 287, 6 кв. м, этаж N, N, N, антресоль N. Согласно документам реестрового дела на нежилое помещение П20 с кадастровым номером "данные изъяты", объект учета состоит из подпомещений с наименованием: зал, лест.клетка (3), коридор (7), раздевалка (5), помещение, электрощитовая, санузел (23), кабинет (13), склад, кладовая (4), душ (2), вестибюль, разгрузочная, цех (5), раздаточная, мойка, буфетная, зал (3), лоджия. "адрес" помещения П20 составляет 2 287, 6 кв. м, из которых 33, 6 кв. м относятся к помещениям общественного питания (бар, буфетная, сервировочная).
На основании данных документов технического учета сведения об вышеуказанных объектах недвижимости были внесены в ЕГРН.
Межгосударственный стандарт "ГОСТ 31985-2013. Услуги общественного питания. Термины и определения", введенный в действие приказом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 27 июня 2013 года N191-ст, в пункте 3 определяет понятие предприятия общественного питания (предприятие питания) как объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
Пунктом 3.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" предусмотрено, что под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
В силу пунктов 3.2, 3.3, 3.6, 3.8 ГОСТ 30389-2013, ресторан: Предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с широким ассортиментом блюд сложного изготовления, включая фирменные блюда и изделия, алкогольных, прохладительных, горячих и других видов напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий, покупных товаров; кафе: Предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары; буфет: Предприятие (объект) общественного питания, реализующее с потреблением на месте ограниченный ассортимент продукции общественного питания из полуфабрикатов высокой степени готовности, в том числе холодные и горячие блюда, закуски, мучные кулинарные, хлебобулочные и кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары; столовая: Предприятие (объект) общественного питания, осуществляющее приготовление и реализацию с потреблением на месте разнообразных блюд и кулинарных изделий в соответствии с меню, различающимся по дням недели.
Согласно требованиям ГОСТ предприятие общественного питания как имущественный комплекс включает в себя необходимые помещения и оборудование.
Положениями пункта 4.2 ГОСТ 56766-2015 (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 25.11.2015 года N1979-ст, далее - ГОСТ 56766-2015) предусмотрено, что с целью надлежащего функционирования предприятия общественного питания должны быть обеспечены складскими, производственными, вспомогательными (разгрузочными, эстакадами, транспортными коридорами) помещениями и оборудованием в соответствии с ассортиментом и объемом вырабатываемой продукции.
При этом зал предприятия общественного питания (зал обслуживания) - специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него. В площадь зала предприятия общественного питания не включают площади открытых производственных участков для доготовки продукции, станций раздачи, раздаточных зон и т.п, недоступных для потребителей (пункт 16).
Услуга общественного питания (индустрии питания) представляет собой результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах (пункт 41).
Таким образом, площади предприятия общественного питания составляют не только площади залов обслуживания посетителей, но и складов, производственных участков доготовки продукции, включая овощные, мучные, мясные, холодные, горячие, варочные цеха, раздаточных зон, иных подсобных помещений, недоступных для потребителей и фактически используемых для осуществления деятельности названных объектов, ведущей к извлечению прибыли.
Согласно подпункту 5 части 3 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации под площадью торгового зала понимается часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала.
Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25 декабря 2009 года N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Суд первой инстанции, проанализировав документы технического учета нежилого здания (кадастровый N), нежилых помещений (кадастровые номера "данные изъяты") пришел к выводу, что общая площадь помещений торгового, офисного назначения и помещений общественного питания составляет 9 696, 9 кв. м (25, 08%), что превышает 20% от общей площади здания, и в свою очередь в силу подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет отнести данный объект к торговому центру (комплексу).
Таким образом, в соответствии с документами технического учета нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 38 658, 9 кв. м содержит помещения торгового, офисного назначения и помещения общественного питания (включая торговые залы, ресторан, бар, столовую и помещения вспомогательного назначения), при этом их площадь составляет более 20% от общей площади нежилого здания, то есть само здание с кадастровым номером "данные изъяты" предусматривает размещение в нем объекта торгового, офисного назначения и объекта общественного питания.
При этом отсутствие актов осмотра нежилого здания на момент включения его в Перечни на 2021, 2022 года, правового значения не имеет, поскольку фактическое использование здания не являлось основанием включения его в Перечни.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года N635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, которым не предусмотрена обязанность уполномоченного органа определять вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения путем осмотра объектов недвижимости и последующим составлением актов осмотра.
При таких обстоятельствах объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" правомерно был включен в Перечни на 2021, 2022 года, на основании сведений из ЕГРН и документов технического учета (инвентаризации) (по совокупности сведений об объектах капитального строительства).
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они мотивированы, обоснованы, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В апелляционной жалобе административный истец указал, что помещения в здании принадлежат, кроме административного истца, еще 6 собственником; большую часть здания занимают помещения Конгресс-отеля "Маринс Парк Отель Нижний Новгород", которые не связаны с другими сособственниками здания, совместной деятельности сособственники здания никогда не вели; в помещениях, принадлежащих административному истцу располагается номерной фонд отеля; вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание с кадастровым номером "данные изъяты" не подпадает под критерии, установленные статьей 387.2 Налогового кодекса Российской Федерации; обследование здания на предмет его фактического использования до принятия Перечней не проводились, соответствующие акты обследования не составлялись.
Указанные доводы апелляционной жалобы правового значения не имеют и не влекут отмену решения суда, поскольку здание было включено в Перечни на 2021 и 2022 года исключительно на основании сведений из ЕГРН и документов технического учета (инвентаризации) (по совокупности сведений об объектах капитального строительства).
Доводы апелляционной жалобы о том, что технические паспорта на некоторые помещения, исследованные судом, составлены по состоянию на 2008 и 2009 года, содержат устаревшие сведения технических характеристик, судебная коллегия отклоняет, так как данные документы представлены суду государственными органами, оснований не доверять представленным сведениям из ЕГРН и документам технического учета (инвентаризации) у суда не имеется. Вместе с тем административный истец не представил никаких доказательств в подтверждение своих доводов о том, что представленные документы технического учета устарели или являются недостоверными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не инициировал проведение обследования здания на предмет его фактического использования, не назначил экспертизу, судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку фактическое использование здания в период рассмотрения дела (в 2023 году) не имеет правового значения для правильности включения здания в Перечни на 2021 и 2022 года.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижегородского областного суда от 31 мая 2023 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Эксклюзив" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 7 ноября 2023 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.