Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Савинова К.А, Бушминой А.Е.
при секретаре
Юриной Т.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лента" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан, Аппарату Кабинета Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, публично-правовой компании "Роскадастр" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 2 августа 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Лента" является собственником объектов недвижимости:
- нежилого здания, площадью 11 908, 4 квадратного метра, с кадастровым номером "Номер" расположенного по адресу: "Адрес", поставленного на государственный кадастровый учет 12 декабря 2011 года с кадастровой стоимостью 447 438 838 рублей 39 копеек;
- нежилого здания, площадью 5 160, 7 квадратного метра, с кадастровым номером "Номер" расположенного по адресу: "Адрес" поставленного на государственный кадастровый учет 10 января 2018 года с кадастровой стоимостью 199 500 689 рублей 18 копеек;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: торговые объекты: магазины розничной торговли, рынки, торговые комплексы (код 4.2) - для торгового комплекса "Лента" в коммунально-складской зоне (КС), площадью 13 001 квадратный метр, с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес", поставленного на государственный кадастровый учет 10 мая 2016 года с кадастровой стоимостью 101 875 836 рублей;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: торговые объекты), площадью 13 767 квадратных метров, с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес", поставленного на государственный кадастровый учет 8 сентября 2016 года с кадастровой стоимостью 102 346 218 рублей 39 копеек;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: торговые объекты, за исключением рынков), площадью 23 897 квадратных метров, с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес" поставленного на государственный кадастровый учет 31 января 2018 года с кадастровой стоимостью 191 669 473 рубля 05 копеек, а также являлось собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: торговые объекты: магазины розничной торговли, рынки, торговые комплексы (код 4.2), площадью 53 706 квадратных метров, с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес", поставленного на государственный кадастровый учет 1 сентября 1999 года с кадастровой стоимостью 393 147 254 рубля 16 копеек.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит определить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером "Номер" в размере 265 300 845 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года; нежилого здания с кадастровым номером "Номер" в размере 134 908 890 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 10 января 2018 года; земельного участка с кадастровым номером "Номер" в размере 84 037 280 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию 10 мая 2016 года; земельного участка с кадастровым номером "Номер" в размере 279 336 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 7 февраля 2018 года; земельного участка с кадастровым номером "Номер" в размере 62 318 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 8 сентября 2016 года; земельного участка с кадастровым номером "Номер" в размере 162 355 748 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 31 января 2018 года.
Решением Верховного суда Республики Татарстан от 2 августа 2023 года административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Лента" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворено частично.
Определена кадастровая стоимость:
- нежилого здания, площадью 11 908, 4 квадратного метра, с кадастровым номером "Номер" расположенного по адресу: "Адрес", в размере 266 724 033 рубля по состоянию на 1 января 2014 года;
- нежилого здания, площадью 5 160, 7 квадратного метра, с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес" в размере 157 730 192 рубля по состоянию на 10 января 2018 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: торговые объекты: магазины розничной торговли, рынки, торговые комплексы (код 4.2) - для торгового комплекса "Лента" в коммунально-складской зоне (КС), площадью 13 001 квадратный метр, с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес" размере 80 029 258 рублей по состоянию на 10 мая 2016 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: торговые объекты: магазины розничной торговли, рынки, торговые комплексы (код 4.2), площадью 53 706 квадратных метров, с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес" в размере 346 586 814 рублей по состоянию на 7 февраля 2018 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: торговые объекты), площадью 13 767 квадратных метров, с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес" в размере 76 496 976 рублей по состоянию на 8 сентября 2016 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: торговые объекты, за исключением рынков), площадью 23 897 квадратных метров, с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес", в размере 187 134 042 рубля по состоянию на 31 января 2018 года.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Лента" к Аппарату Кабинета Министров Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости отказано.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, вынести новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать. В своей апелляционной жалобе административный ответчик указывает на то, что экспертное заключение было изготовлено экспертом с нарушением требований Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной экспертной деятельности" и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Эксперт определилкорректировки на основании удельных показателей кадастровой стоимости, что является грубейшим нарушением 135-ФЗ, так как в заключении перед экспертом ставился вопрос о величине рыночной стоимости, а не кадастровой. Экспертом были допущены нарушения методологии оценочной деятельности, повлекшие за собой неправильное определение экспертом рыночной стоимости спорных земельных участков, а именно: некорректно проанализирован сегмент рынка, подобраны некорректные аналоги.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Исходя из статьи 3, подпункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Исходя из положений части 1 статьи 245, части 1 статьи 248 КАС РФ, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "Лента" является собственником следующих объектов недвижимости
- нежилого здания с кадастровым номером "Номер" расположенного по адресу: "Адрес"
- нежилого здания с кадастровым номером "Номер" расположенного по адресу: "Адрес"
- земельного участка с кадастровым номером "Номер" расположенного по адресу: "Адрес"
- земельного участка с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес"
- земельного участка с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес"
Кроме того, общество с ограниченной ответственностью "Лента" являлось собственником земельного участка с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес"
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером "Номер" определена по состоянию на 1 января 2014 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан" и составляет 447 438 838 рублей 39 копеек.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер" определена в соответствии с пунктом 2.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 марта 2011 года N 113 Указанная кадастровая стоимость установлена по состоянию на 10 января 2018 года, рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р, и составляет 199 500 689 рублей 18 копеек.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер" определена в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222 (далее - Методических указаний), установлена по состоянию на 10 мая 2016 года, рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани", и составляет 101 875 836 рублей.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер" определена в соответствии с пунктом 2.3.2 Методических указаний, установлена по состоянию на 7 февраля 2018 года, рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927, и составляет 393 147 254 рубля 16 копеек. Данный земельный участок снят с государственного кадастрового учета 7 апреля 2021 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер" определена в соответствии с пунктом 2.1.3. Методических указаний, установлена по состоянию на 8 сентября 2016 года, рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927, и составляет 102 346 218 рублей 39 копеек.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер" определена в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний, установлена по состоянию на 31 января 2018 года, рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927, и составляет 191 669 473 рубля 05 копеек.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости административный истец представила суду отчеты NN 2497.1, 2497.2, 2497.3, 2497.4, 2497.5, 2497.6 от 23 ноября 2021 года об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, подготовленные "данные изъяты" согласно которым рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер" по состоянию на 1 января 2014 года составила 265 300 845 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер" по состоянию на 10 января 2018 года составила 134 908 890 рублей, земельного участка с кадастровым номером "Номер" по состоянию на 8 сентября 2016 года составила 62 318 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером "Номер" по состоянию на 31 января 2018 года составила 162 355 748 рублей, земельного участка с кадастровым номером "Номер" по состоянию на 7 февраля 2018 года составила 279 336 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером "Номер" по состоянию на 10 мая 2016 года составила 84 037 280 рублей.
По ходатайству представителя административных ответчиков судом первой инстанции для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости объектов недвижимости в представленных отчетах и определения рыночной стоимости объектов недвижимости, в отношении которых утверждена оспариваемая кадастровая стоимость назначена судебная экспертиза проведение которой поручено "данные изъяты"
По результатам проведенной по делу судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта N 459/07-4 от 19 июня 2023 года, согласно которому в отчетах NN 2497.1, 2497.2, 2497.6, 2497.5, 2497.3, 2497.4 от 23 ноября 2021 года об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, подготовленных "данные изъяты" выявлены неточности, которые могли привести к изменению окончательного результата при определении рыночной стоимости объектов недвижимости. Проведенный анализ расчетной части отчетов показал, что величина рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер" в размере 265 300 845 рублей по состоянию на 1 января 2014 года, объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер" в размере 134 908 890 рублей по состоянию на 10 января 2018 года, земельного участка с кадастровым номером "Номер" в размере 84 037 280 рублей по состоянию на 10 мая 2016 года, земельного участка с кадастровым номером "Номер" в размере 279 336 000 рублей по состоянию на 7 февраля 2018 года, земельного участка с кадастровым номером "Номер" в размере 62 318 000 рублей по состоянию на 8 сентября 2016 года, земельного участка с кадастровым номером "Номер" в размере 162 355 748 рублей по состоянию на 31 января 2018 года определена неверно.
Рыночная стоимость указанных объектов недвижимости экспертом установлена в ином размере:
-для объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер" по состоянию на 1 января 2014 года составляет 266 724 033 рубля;
-для объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер" по состоянию на 10 января 2018 года составляет 157 730 192 рубля;
-для земельного участка с кадастровым номером "Номер" по состоянию на 10 мая 2016 года составляет 80 029 258 рублей;
-для земельного участка с кадастровым номером "Номер" по состоянию на 7 февраля 2018 года составляет 346 586 814 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером "Номер" по состоянию на 8 сентября 2016 года составляет 76 496 976 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером "Номер" по состоянию на 31 января 2018 года составляет 187 134 042 рубля.
Рассматривая требования административного истца по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть установлена в размере рыночной стоимости на основании заключения судебной экспертизы.
Проанализировав заключение эксперта, суд первой инстанции установил, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заключение эксперта содержит подробное описание проведенных исследований с указанием примененных методов, обоснование сделанных в результате исследования выводов и ответы на поставленные судом вопросы.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на законе.
Доводы апелляционной жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о том, что представленное в материалы дела заключение эксперта изготовлено с нарушением требований законодательства, повлекшие за собой неправильное определение экспертом рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, в связи с чем, является недопустимым доказательством, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции отклоняет ввиду следующего.
В соответствии со статьей 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со ст. 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оценив заключение эксперта N 1775/07-4 от 14 апреля 2023 года по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что вопреки вышеуказанным доводам оно составлено с соблюдением требований статьи 82 КАС РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федеральным стандартам оценки является ясным и полным, вывод эксперта носит категорический характер и не является противоречивым, какие-либо сомнения в обоснованности заключения эксперта у судебной коллегии отсутствуют.
Так, заключение эксперта содержит подробное описание объектов оценки, анализ рынка объектов оценки, основных ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения сравнительного подхода к оценке, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ними по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению судебной коллегии, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Оснований не доверять данному заключению, подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, имеющим соответствующий диплом, необходимый стаж экспертной работы, а также предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у судебной коллегии не имеется.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, определенной по результатам проведения судебной экспертизы, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.
Оснований для проведения по настоящему делу повторной либо дополнительной судебной экспертизы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о том, что в нарушение требований Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ эксперт определял корректировки на основании удельных показателей кадастровой стоимости, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку они опровергаются содержанием заключения эксперта. Вопреки этим доводам в расчетах экспертом применялись не удельные показатели кадастровой стоимости, а удельные показатели стоимости (единицы сравнения) объектов-аналогов (цена за 1 кв. м объекта), которые с целью определения рыночной стоимости объекта оценки при выявлении между ними различий получили необходимые корректировки по основным ценообразующим факторам (элементам сравнения) (пункт 22 ФСО N 7).
При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил требование административного истца об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере рыночной стоимости на основании заключения эксперта.
Доводы апелляционной жалобы в своей совокупности основаны на переоценке представленных в материалы дела доказательств и выводов суда, при этом не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 2 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.